ДООП Шахматы в школе

Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 5 от 19.05.2023

Утверждено:
приказом директора МБОУ «Куркинская ООШ»
№ 73 от «15» июня 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Шахматы в школе»
Срок реализации общеразвивающей программы – 4 года обучения

Автор-разработчик:
Прохоров Леонид Алексеевич,
учитель технологии, первая кв.кт.

Курки, 2023

Программа создана на основе авторской программы Прудниковой Е.А, Волковой Е.И.
«Шахматы в школе». Составлена на 40 часов
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: продвинутый
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726р.
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
7. Устав МБОУ «Куркинская ООШ».
8. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе
МБОУ «Куркинская ООШ»
9. Авторская программа Прудниковой Е.А, Волковой Е.И. «Шахматы в школе».
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание,
развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на
несколько ходов вперед» (В.В. Путин).
ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий,
большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной
жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не
шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый
выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего
потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И
здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков
систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся
пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с
постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее.
С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно
ценно, что во многих странах и регионах России шахматы введены в блок дополнительного
образования.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов

умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание
занимает особое место, требует специальных форм и методов работы….» (В.А.
Сухомлинский)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в
школе» реализуется в МБОУ «Куркинская ООШ» с 2023 учебного года. Срок реализации
программы – 4 года.
1 год обучения - 2023-2024 учебный год,
2 год обучения - 2024-2025 учебный год,
3 год обучения - 2025-2026 учебный год;
4 год обучения - 2026-2027 учебный год.
В 2023-2024 учебном году в МБОУ Куркинская ООШ» программа курса «Шахматы в
школе» реализуется следующим образом:
1 год – 40 часов;
2 год – 40 часов;
3 год – 40 часов;
4 год – 40 часов;
Всего – 160 часов.
Актуальность:
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида
деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и
самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность - всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с
учетом угроз соперника, расчет вариантов в уме создают в шахматной партии почти
идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов
мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы в школе» курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики. В процессе освоения курса «Шахматы в школе» учащиеся
приобретают опыт практико-соревновательной деятельности: участвуют в конкурсах решения
позиций, спаррингах, соревнованиях, шахматных праздниках.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.
Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы в школе»
принимаются учащиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту.
Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом
психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям
допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Режим занятий:
Предмет
Стартовый уровень
Шахматы в 1 час в неделю;
40 часов в год.
школе

Базовый уровень
1 час в неделю;
__40_часов в год.

Продвинутый уровень
1 час в неделю;
80 часов за 2 года.

Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта
детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами.

Задачи программы:
Общие:
 гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
 обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
 выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
 развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного
отдыха и досуга.
Образовательные:
 освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
 освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
 овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
 освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий
во время партии;
 обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
 обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
 формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
 формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
 укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
 формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
 приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениями, играми, и использование их в свободное время;
 воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
 воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным
занятиям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Стартовый уровень:
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
 уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
 знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
 иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнёра;
 ориентироваться на шахматной доске;

 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
 правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
 правильно расставлять фигуры перед игрой;
 различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в
один ход;
 знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
 знать «цену» каждой шахматной фигуры;
 усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём
и королём;
 владеть способом взятия на проходе;
 записывать шахматную партию;
 уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнёра.
Базовый уровень:
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
 уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
 защищать свои фигуры от нападения и угроз;
 решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
 ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
 разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя
фигуры в дебюте;
 реализовывать большое материальное преимущество.
Продвинутый уровень:
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
 владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
 понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
 знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
 уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
 владеть основными шахматными понятиями;
 владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в
практической игре;
 находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;
 знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и
их теоретические варианты;
 уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
 разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции;
 уметь реализовывать материальное преимущество;
 принимать участие в шахматных соревнованиях.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
 правила техники безопасности во время занятий;
 историю возникновения и развития шахматной игры;
 имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они
внесли в развитие шахмат;
 вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
 историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
 историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
 приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
 выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;
 использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся
с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);
 ориентироваться на шахматной доске;
 правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
 рокировать; объявлять шах; ставить мат;
 играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
 матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
Учащиеся получат возможность научиться:
 взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
 развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм
волевого управления поведением.
 записывать шахматную партию;
 проводить элементарные комбинации.

Содержание программы
«Шахматы в школе»
Содержание курса
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе: цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие в проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные
тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и
разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррингов,
соревнования, шахматные праздники.
№
п/п

Планирование прохождения программного материала по годам обучения
Виды деятельности
Распределение учебных часов
1 год

2 год

3 год

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
Сведения из истории шахмат
1
1
1
Базовые понятия шахматной игры
29
20
20
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
3
Конкурсы решения позиций
0
4
4
4
Соревнования
9
14
14
5
Шахматные праздники
1
1
1
Общее количество часов
40
40
40
1
2

4 год
1
22
2
14
1
40

Поурочное планирование
1 год
№ урока Тема урока
Содержание урока
1
Шахматы – мои
Знакомство детей с правилами техники безопасности на
друзья. История
занятиях по шахматам.
возникновения шахмат Введение и раскрытие понятия «шахматная игра»,
рассказ об истории возникновения данного понятия и
шахматной игры в целом
2
Шахматная доска
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная
доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в начале партии
3
Горизонталь
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»,
4
Вертикаль
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
5
Диагональ
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
6
Шахматная нотация
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,
шахматных фигур

8

Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья

9

Слон

10

Ферзь

11

Конь

12
13
14
15
16
17

Пешка
Превращение пешки
Король
Ценность фигур
Нападение
Взятие. Взятие на
проходе
Шах и защита от шаха
Мат
Пат – ничья
Рокировка
Основные принципы
игры в начале партии
Мат двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзём и ладьёй
одинокому королю
Мат ферзём и королём
одинокому королю
Материальное
преимущество
Нарушение основных
принципов игры в
начале партии
Партии-миниатюры
Запись шахматной
партии
Шахматный этикет
Шахматный турнир
Шахматный праздник

7

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

28
29
30
31-39
40
1

2

Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и
выдающиеся
шахматисты мира
Шахматные фигуры
(повторение)

Расстановка шахматных фигур в начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его
местом в начальной позиции, объяснение способов
передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный»
слон
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения ферзя по
доске: ход и взятие
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения коня по
доске: ход и взятие
Правила хода и взятия пешкой
Правила превращение пешки
Правила хода и взятия королём
Сравнительная сила фигур
Атакующие возможности фигур
Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Постановка мата всеми фигурами
Варианты ничьей
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Общие принципы игры в начале шахматной партии
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и королём
Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
2 год
Беседа о важности соблюдения правил техники без
опасности на занятиях по шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов
– чемпионов мира, ведущих шахматистов
Повторение материала первого года обучения

3

4

5

6

7

8

9
10

11
12
13
14

15
16
17–20
21
22–23
24–25

26–28
29

Нападение в
шахматной партии.
Шах и защита от него.
Рокировка
(повторение)
Мат. Пат. Мат
одинокому королю
королём и ладьёй. Мат
в один ход
(повторение)
Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения, уничтожение атакующей
фигуры, защита фигур
Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«двойной удар»
Тактический приём
«связка»
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«ловля фигуры»
Тактический приём
«сквозной удар»
Мат на последней
горизонтали
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«открытый шах»
Тактический приём
«двойной шах»
Шахматный турнир
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки
Основы игры в дебюте:
атака на короля
Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества
Основы анализа
шахматной партии
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?

Повторение материала первого года обучения

Повторение материала первого года обучения

Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
такими действиями против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита
фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты в
шахматной партии – перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара различными
фигурами
Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной
удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый
шах» и способами его практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной
шах» и способами его практического применения
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких
шахматных партий
Отработка на практике материала уроков 21–25

30–39
40

Шахматный турнир
Шахматный праздник

1

Из истории возникновения соревнований по
шахматам. Системы
проведения шахматных соревнований.
Матование одинокого
короля разными
фигурами (повторение)
Тактические
комбинации и приёмы
«связка», «сквозной
удар», «двойной удар»,
«ловля фигуры»
Тактические
комбинации и приёмы
«двойной шах»,
«открытый шах»
(повторение)
Конкурс решения
позиций:как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«завлечение»
Тактический приём
«отвлечение»
Тактический приём
«уничтожение
защиты»

2

3

4

5

6
7
8

9

Тактический приём
«спёртый мат»

10

Сочетание тактических
приёмов
Конкурс решения
позиций:как бы вы
сыграли?
Борьба за инициативу

11

12
13

14

15

16–19
20

Основы дебюты: атака
на нерокировавшегося
короля
Атака на
рокировавшегося
короля
Конкурс решения
позиций:как бы вы
сыграли?
Шахматный турнир
Основы анализа
шахматной партии:
выбери ход и найди
план

Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
3 год
Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом об истории возникновения
шахматных соревнований, изучение различных систем
проведения шахматных соревнований
Повторение материала второго года обучения.
Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два
хода
Повторение материала второго года обучения

Повторение материала второго года обучения

Отработка на практике материала уроков 2–4
Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение
фигур под тактический удар»
Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение
фигур от защиты»
Знакомство с новым тактическим приёмом
«уничтожение защиты», способом его применения в
практической игре; рассмотрение и анализ типичных
позиций на данную тему
Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор
классической партии на применение приёма «спёртый
мат»
Просмотр партий на тему «сочетания различных
тактических приёмов»
Отработка на практике материала уроков 6–9
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Знакомство со способами атаки на короля, который не
успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,
быстрое развитие, мобилизация фигур
Знакомство со способами атаки на короля, который
сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия
пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты
Отработка на практике материала уроков 12–14
Игровая практика
Знакомство с основами анализа шахматной партии,
разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов
мира

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30–39
40
1

2

3
4

Основы пешечного
эндшпиля: проходная
пешка, правило
квадрата
Основы пешечного
эндшпиля: крайняя
пешка, «отталкивание
плечом»
Основы пешечного
эндшпиля: оппозиция
и ключевые поля
Основы пешечного
эндшпиля: король с
пешкой против короля
с пешкой
Основы пешечного
эндшпиля: король
против пешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические
позиции пешечного
эндшпиля: ферзь
против пешки
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Сыграй как чемпион
мира. Партия В.
Крамник – Д.
Садвакасов
Сыграй как чемпион
мира. Партия В. Ананд
– М. Карлсен
Шахматный турнир
Шахматный праздник
История появления
шахмат на Руси.
Зарождение
шахматной культуры в
России
Основные принципы
игры в дебюте
Перевес в развитии
фигур
Атака на короля

6

Перевес в
пространстве
Оценка позиции

7

План игры

5

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
пешка против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи
своего короля, отталкивание плечом
Повторение материала: игра пешки против короля,
пешка проходит в ферзи без помощи своего короля,
пешка проходит в ферзи при помощи своего короля;
введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного
цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон
Знакомство с теоретическими позициями пешечного
эндшпиля: король и две пешки против короля,
особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b
иg
Отработка на практике материала уроков 20–26
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
4 год
Беседа о важности соблюдения правил техники
безопасности на занятиях по шахматам.
Знакомство с материалом об истории появления шахмат
на Руси, о том, как в России начала формироваться
шахматная культура
Дополнение знаний об игре в дебюте новыми
сведениями: роль центра, создание численного
превосходства
Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения
численного превосходства»
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и
разносторонней рокировках, а также плана атаки на
короля, оставшегося в центре
Способы игры при пространственном перевесе, способы
достижения пространственного перевеса
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы
правильно оценить позицию во время шахматной партии
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие
цели планирования

8

Выбор хода

9

Открытые дебюты

10

Полуоткрытые дебюты

11
12
13

Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический приём
«мельница»
Тактический приём
«перекрытие»
Тактический приём
«рентген»
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Анализ шахматной
партии: выбери ход
Шахматный турнир
Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с
пешкой и королём
против ладьи
и короля
Простейшие
легкофигурные
окончания: мат двумя
слонами одинокому
королю.
Простейшие
легкофигурные
окончания: мат конём
и слоном одинокому
королю
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Роль шахмат в жизни
человека.
Как стать сильным
шахматистом.
Шахматный турнир
Шахматный праздник

14
15
16

17
18–21
22–25

26

27

28

29

30–39
40

Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика. Учимся
думать за партнёра
Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия,
защита двух коней
Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская
защита, Французская защита
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
Королевский гамбит
Знакомство с тактическим приёмом «мельница».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение
дидактических заданий
Отработка на практике материала уроков 13–16
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих
шахматистов мира
Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования двумя слонами

Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования слоном и конём

Отработка на практике материала уроков 22–27
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем
учиться шахматной игре
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика

Список литературы
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебники:
1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.:
Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочие тетради:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год
обучения. М., Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения.
М., Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения.
М., Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год
обучения. М., Просвещение, 2017.
Литература для учителя:
1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону :
Феникс, 2016.
Периодические издания
«Шахматный листок»
http://www.nasha-pressa.de/index.php?com=items&task=show&item=2746
«Шахматная неделя»
http://shop.chessok.ru/published/publicdata/SHOP/attachments/SC/products_pictures/ShL-175_enl.jpg
Интернет ресурсы:
http://chess.cs.msu.su.
Приложение
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные
фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет
понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта

предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание,
мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность
думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет
записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их
вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Умеет записывать шахматные партии, но
делает ошибки.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не
знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Не умеет записывать шахматные партии.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».