Управление образования Администрации Артинского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркинская основная общеобразовательная школа» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 5 от 19.05.2023 Утверждено: приказом директора МБОУ «Куркинская ООШ» № 73 от «15» июня 2023 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Шахматы в школе» Срок реализации общеразвивающей программы – 4 года обучения Автор-разработчик: Прохоров Леонид Алексеевич, учитель технологии, первая кв.кт. Курки, 2023 Программа создана на основе авторской программы Прудниковой Е.А, Волковой Е.И. «Шахматы в школе». Составлена на 40 часов Направленность: естественнонаучная Уровень программы: продвинутый Возраст обучающихся: 7-11 лет Срок реализации: 4 года Пояснительная записка Нормативные правовые основы разработки ДООП: Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ». 2. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726р. 3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; 4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» 6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года. 7. Устав МБОУ «Куркинская ООШ». 8. Положение о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБОУ «Куркинская ООШ» 9. Авторская программа Прудниковой Е.А, Волковой Е.И. «Шахматы в школе». Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание, развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед» (В.В. Путин). ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее. С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих странах и регионах России шахматы введены в блок дополнительного образования. «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы….» (В.А. Сухомлинский) Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в школе» реализуется в МБОУ «Куркинская ООШ» с 2023 учебного года. Срок реализации программы – 4 года. 1 год обучения - 2023-2024 учебный год, 2 год обучения - 2024-2025 учебный год, 3 год обучения - 2025-2026 учебный год; 4 год обучения - 2026-2027 учебный год. В 2023-2024 учебном году в МБОУ Куркинская ООШ» программа курса «Шахматы в школе» реализуется следующим образом: 1 год – 40 часов; 2 год – 40 часов; 3 год – 40 часов; 4 год – 40 часов; Всего – 160 часов. Актуальность: В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность - всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учетом угроз соперника, расчет вариантов в уме создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы в школе» курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения шахматной теории и практики. В процессе освоения курса «Шахматы в школе» учащиеся приобретают опыт практико-соревновательной деятельности: участвуют в конкурсах решения позиций, спаррингах, соревнованиях, шахматных праздниках. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа. Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы в школе» принимаются учащиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту. Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний. Режим занятий: Предмет Стартовый уровень Шахматы в 1 час в неделю; 40 часов в год. школе Базовый уровень 1 час в неделю; __40_часов в год. Продвинутый уровень 1 час в неделю; 80 часов за 2 года. Цель, задачи, ожидаемые результаты Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами. Задачи программы: Общие: гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья; обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга. Образовательные: освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат; освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур, особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных подвижных игр; овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях; освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий во время партии; обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления; обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников. Оздоровительные: формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности; формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных, эмоциональных и двигательных проявлений; укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма; формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью. Воспитательные: приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими упражнениями, играми, и использование их в свободное время; воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности; воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Стартовый уровень: К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны: уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры; иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра; ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно располагать шахматную доску между партнёрами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход; знать, что такое ничья, пат и вечный шах; знать «цену» каждой шахматной фигуры; усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём; владеть способом взятия на проходе; записывать шахматную партию; уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра. Базовый уровень: К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны: уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы; защищать свои фигуры от нападения и угроз; решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи; ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте; реализовывать большое материальное преимущество. Продвинутый уровень: К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны: владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»; понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии; знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля; уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны: владеть основными шахматными понятиями; владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре; находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода; знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты; уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках; разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции; уметь реализовывать материальное преимущество; принимать участие в шахматных соревнованиях. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять: правила техники безопасности во время занятий; историю возникновения и развития шахматной игры; имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат; вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры; историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен; историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России; приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Учащиеся научатся: выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации; использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья); ориентироваться на шахматной доске; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; Учащиеся получат возможность научиться: взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом; развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм волевого управления поведением. записывать шахматную партию; проводить элементарные комбинации. Содержание программы «Шахматы в школе» Содержание курса Теоретические основы и правила шахматной игры История шахмат Шахматная игра как спорт в международном сообществе: цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты. Базовые понятия шахматной игры Правила техники безопасности во время занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие в проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей. Практико-соревновательная деятельность Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррингов, соревнования, шахматные праздники. № п/п Планирование прохождения программного материала по годам обучения Виды деятельности Распределение учебных часов 1 год 2 год 3 год Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры Сведения из истории шахмат 1 1 1 Базовые понятия шахматной игры 29 20 20 Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность 3 Конкурсы решения позиций 0 4 4 4 Соревнования 9 14 14 5 Шахматные праздники 1 1 1 Общее количество часов 40 40 40 1 2 4 год 1 22 2 14 1 40 Поурочное планирование 1 год № урока Тема урока Содержание урока 1 Шахматы – мои Знакомство детей с правилами техники безопасности на друзья. История занятиях по шахматам. возникновения шахмат Введение и раскрытие понятия «шахматная игра», рассказ об истории возникновения данного понятия и шахматной игры в целом 2 Шахматная доска Знакомство детей с новыми понятием «шахматная доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске, угловыми и центральными полями, правильным расположением шахматной доски в начале партии 3 Горизонталь Знакомство с шахматной доской: новое понятие «горизонталь», 4 Вертикаль Знакомство с шахматной доской: новое понятие «вертикаль» 5 Диагональ Знакомство с шахматной доской: новое понятие «диагональ» 6 Шахматная нотация Обозначение вертикалей, горизонталей, полей, шахматных фигур 8 Шахматные фигуры и начальная позиция Ладья 9 Слон 10 Ферзь 11 Конь 12 13 14 15 16 17 Пешка Превращение пешки Король Ценность фигур Нападение Взятие. Взятие на проходе Шах и защита от шаха Мат Пат – ничья Рокировка Основные принципы игры в начале партии Мат двумя ладьями одинокому королю Мат ферзём и ладьёй одинокому королю Мат ферзём и королём одинокому королю Материальное преимущество Нарушение основных принципов игры в начале партии Партии-миниатюры Запись шахматной партии Шахматный этикет Шахматный турнир Шахматный праздник 7 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-39 40 1 2 Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира Шахматные фигуры (повторение) Расстановка шахматных фигур в начальной позиции Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её местом в начальной позиции, способом передвижения ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход фигуры», «невозможный ход» Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его местом в начальной позиции, объяснение способов передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный» слон Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в начальной позиции, способом передвижения ферзя по доске: ход и взятие Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в начальной позиции, способом передвижения коня по доске: ход и взятие Правила хода и взятия пешкой Правила превращение пешки Правила хода и взятия королём Сравнительная сила фигур Атакующие возможности фигур Особое взятие пешкой: взятие на проходе Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха Постановка мата всеми фигурами Варианты ничьей Правила рокировки, длинная и короткая рокировки Общие принципы игры в начале шахматной партии Техника матования одинокого короля двумя ладьями Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй Техника матования одинокого короля ферзём и королём Определение материального преимущества, реализация материального преимущества Ошибочные ходы в начале партии и их последствия Анализ коротких партий Способ ведения записи партии во время соревнований Правила поведения шахматиста во время партии Участие в шахматном турнире 2 год Беседа о важности соблюдения правил техники без опасности на занятиях по шахматам. Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов – чемпионов мира, ведущих шахматистов Повторение материала первого года обучения 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17–20 21 22–23 24–25 26–28 29 Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигур Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «двойной удар» Тактический приём «связка» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «ловля фигуры» Тактический приём «сквозной удар» Мат на последней горизонтали Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Тактический приём «открытый шах» Тактический приём «двойной шах» Шахматный турнир Основы игры в дебюте: дебютные ловушки Основы игры в дебюте: атака на короля Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества Основы анализа шахматной партии Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Повторение материала первого года обучения Повторение материала первого года обучения Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и такими действиями против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры Знакомство с двумя другими видами защиты в шахматной партии – перекрытием, контрнападением Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 5, 6 Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар», способами нанесения двойного удара различными фигурами Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями «полная» и «неполная» связка, «давление» на связку Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 8, 9 Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля фигуры» и способами его применения Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной удар» и способами его применения Слабость последней горизонтали, «форточка» Отработка на практике тактических приёмов, пройденных на уроках 11–13 Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый шах» и способами его практического применения Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной шах» и способами его практического применения Игровая практика Раскрытие основных принципов игры в дебюте, знакомство с понятиями «дебют», «детский мат» Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на короля партнёра Знакомство с понятием «реализация преимущества» и такими способами реализации преимущества, как игра на мат, размен одноимённых фигур для увеличения материального перевеса Просмотр и анализ коротких шахматных партий Отработка на практике материала уроков 21–25 30–39 40 Шахматный турнир Шахматный праздник 1 Из истории возникновения соревнований по шахматам. Системы проведения шахматных соревнований. Матование одинокого короля разными фигурами (повторение) Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» Тактические комбинации и приёмы «двойной шах», «открытый шах» (повторение) Конкурс решения позиций:как бы вы сыграли? Тактический приём «завлечение» Тактический приём «отвлечение» Тактический приём «уничтожение защиты» 2 3 4 5 6 7 8 9 Тактический приём «спёртый мат» 10 Сочетание тактических приёмов Конкурс решения позиций:как бы вы сыграли? Борьба за инициативу 11 12 13 14 15 16–19 20 Основы дебюты: атака на нерокировавшегося короля Атака на рокировавшегося короля Конкурс решения позиций:как бы вы сыграли? Шахматный турнир Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план Игровая практика Решение заданий, игровая практика 3 год Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода Повторение материала второго года обучения Повторение материала второго года обучения Отработка на практике материала уроков 2–4 Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар» Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты» Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат» Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов» Отработка на практике материала уроков 6–9 Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты Отработка на практике материала уроков 12–14 Игровая практика Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30–39 40 1 2 3 4 Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Сыграй как чемпион мира. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен Шахматный турнир Шахматный праздник История появления шахмат на Руси. Зарождение шахматной культуры в России Основные принципы игры в дебюте Перевес в развитии фигур Атака на короля 6 Перевес в пространстве Оценка позиции 7 План игры 5 Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля» Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля». Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b иg Отработка на практике материала уроков 20–26 Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов Игровая практика Решение заданий, игровая практика 4 год Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории появления шахмат на Руси, о том, как в России начала формироваться шахматная культура Дополнение знаний об игре в дебюте новыми сведениями: роль центра, создание численного превосходства Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения численного превосходства» Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и разносторонней рокировках, а также плана атаки на короля, оставшегося в центре Способы игры при пространственном перевесе, способы достижения пространственного перевеса Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы правильно оценить позицию во время шахматной партии Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие цели планирования 8 Выбор хода 9 Открытые дебюты 10 Полуоткрытые дебюты 11 12 13 Закрытые дебюты Гамбиты Тактический приём «мельница» Тактический приём «перекрытие» Тактический приём «рентген» Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Анализ шахматной партии: выбери ход Шахматный турнир Простейшие ладейные эндшпили: ладья с пешкой и королём против ладьи и короля Простейшие легкофигурные окончания: мат двумя слонами одинокому королю. Простейшие легкофигурные окончания: мат конём и слоном одинокому королю Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? Роль шахмат в жизни человека. Как стать сильным шахматистом. Шахматный турнир Шахматный праздник 14 15 16 17 18–21 22–25 26 27 28 29 30–39 40 Алгоритм выбора хода, форсированные и нефорсированные варианты, профилактика. Учимся думать за партнёра Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия, защита двух коней Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская защита, Французская защита Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита Королевский гамбит Знакомство с тактическим приёмом «мельница». Решение дидактических заданий Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие». Решение дидактических заданий Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение дидактических заданий Отработка на практике материала уроков 13–16 Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира Игровая практика Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями; способами защиты за слабейшую сторону и способами игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение приёмов «построение моста», «отталкивание плечом», знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования двумя слонами Знакомство с простейшими легкофигурными окончаниями: техника матования слоном и конём Отработка на практике материала уроков 22–27 Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем учиться шахматной игре Игровая практика Решение заданий, игровая практика Список литературы Учебно-методический комплект для учащихся: Учебники: 1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.: Просвещение, 2017. 2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. Рабочие тетради: 1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год обучения. М., Просвещение, 2017. 2. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения. М., Просвещение, 2017. 3. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения. М., Просвещение, 2017. 4. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год обучения. М., Просвещение, 2017. Литература для учителя: 1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017. 5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. Периодические издания «Шахматный листок» http://www.nasha-pressa.de/index.php?com=items&task=show&item=2746 «Шахматная неделя» http://shop.chessok.ru/published/publicdata/SHOP/attachments/SC/products_pictures/ShL-175_enl.jpg Интернет ресурсы: http://chess.cs.msu.su. Приложение Критерии уровней развития детей Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление. Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Умеет записывать шахматные партии, но делает ошибки. Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.