Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ "Куркинская ООШ" на 2025-2026 учебный год
Описание образовательной программы
1. Адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП УО) в МБОУ «Куркинская ООШ»
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), Федеральной основной общеобразовательной
программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
В соответствии
с ФАООП УО образовательные организации самостоятельно разрабатывают и
утверждают адаптированную основную общеобразовательную программу.
2.
Содержание АООП УО представлено учебно-методической документацией (федеральный учебный
план, федеральный календарный учебный график, федеральные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), иных компонентов, федеральная рабочая программа воспитания,
федеральный календарный план воспитательной работы), определяющей единые для
Российской Федерации базовые объем и содержание образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Обязательной является
организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих,
так и особых образовательных потребностей обучающихся.
Для обеспечения возможности
освоения обучающимися АООП, может быть применена сетевая форма ее реализации с
использованием ресурсов нескольких организаций, а также при необходимости с использованием ресурсов и иных организаций.
4. В основу разработки АООП УО
заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход
предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей
освоения содержания образования.
Применение
дифференцированного подхода к созданию образовательных программ обеспечивает
разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) возможность реализовать индивидуальный
потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и
структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) школьного возраста определяется характером организации доступной
им деятельности (предметно- практической и учебной).
Основным
средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение
как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности
обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП УО реализация деятельностного подхода обеспечивает:
· придание результатам образования социально и личностно значимого
характера;
·
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности
и поведения, возможность их продвижения в изучаемых предметных областях;
·
существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
·
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования базовых учебных действий, которые обеспечивают не только
успешное усвоение некоторых элементов системы научных знаний, умений и навыков
(академических результатов), но и прежде всего жизненной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
5. В основу АООП УО положены следующие
принципы:
·
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и
особенностям развития и подготовки обучающихся);
·
принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного
процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его
"зоны ближайшего развития" с учетом особых образовательных
потребностей;
·
принцип практической направленности, предполагающий установление тесных
связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся;
формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения
практико-ориентированных задач;
·
принцип воспитывающего обучения, направленный на формирование у
обучающихся нравственных представлений (правильно или неправильно; хорошо или
плохо) и понятий, адекватных способов поведения в разных социальных средах;
· онтогенетический принцип;
·
принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного
возраста;
·
принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие
внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными
областями и учебными предметами, входящими в их состав;
·
принцип учета возрастных особенностей обучающихся, определяющий
содержание предметных областей и результаты личностных достижений;
·
принцип учета особенностей психического развития разных групп
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
·
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
·
принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации,
в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность
обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном
мире;
· принцип сотрудничества с семьей.
6. Структура АООП УО включает
целевой, содержательный и организационный разделы в соответствии с требованиями Стандарта.
7.
АООП УО имеет два варианта: федеральная адаптированная основная
общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) (далее - ФАООП УО (вариант 1) и
федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
(вариант 2) (далее - ФАООП УО (вариант 2).
Каждый вариант
ФАООП УО содержит дифференцированные требования к структуре, результатам
освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так
и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с
умственной отсталостью, получение образования вне зависимости от выраженности
основного нарушения, наличия других нарушений развития, места проживания
обучающегося, вида образовательной организации. В соответствии с требованиями
Стандарта образовательная организация может создавать для каждой нозологической
группы два варианта АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) - варианты 1 и 2.