Рабочая программа учебного предмета "Родная литература" для обучающихся 5-8 классов
Программа по родной (русской) литературе
на уровне основного общего образования составлена на основе требований ФГОС ООО
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования по учебному предмету "Родная (русская) литература",
входящему в образовательную область "Родной язык и родная
литература", а также федеральной рабочей программы воспитания с
учетом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации.
Русская литература, являясь
одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для
отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания
жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы
обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир обучающихся,
способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и
культурно-историческому опыту человечества. В поликультурной языковой среде
родная (русская) литература изучается на основе диалога культур.
Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать ее как
общенациональную российскую ценность, как средство воспитания обучающихся в
духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и
мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной
области "Родной язык и родная литература" программа по родной
(русской) литературе тесно связана с предметом "Родной (русский)
язык". Изучение родной (русской) литературы способствует обогащению речи
обучающихся, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной
компетенций.
Специфика курса родной
(русской) литературы обусловлена:
отбором произведений русской
литературы, в которых наиболее ярко выражено их национально-культурное
своеобразие;
более подробным освещением
историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений.
Содержание программы по
родной (русской) литературе направлено на удовлетворение потребности
обучающихся в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства
познания русской национальной культуры и самореализации в ней.
Содержание программы по
родной (русской) литературе не включает произведения, изучаемые в основном
курсе литературы, его задача - расширить литературный и культурный кругозор
обучающихся за счет их знакомства с дополнительными произведениями фольклора,
русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими
национальные особенности русской культуры.
В содержании курса родной
(русской) литературы в программе выделяются три содержательные линии
(проблемно-тематических блока):
·
"Русский характер
- русская душа".
Программа по родной
(русской) литературе для уровня основного общего образования строится на
сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического
принципов. Содержание программы по родной (русской) литературе для каждого
класса включает произведения фольклора, русской классики и современной
литературы.
Проблемно-тематические
блоки объединяют произведения в соответствии с выделенными сквозными линиями.
Внутри проблемно-тематических блоков произведений выделяются отдельные подтемы,
связанные с национально-культурной спецификой русских традиций, быта и нравов.
В отдельные тематические блоки
программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых
национально-специфических явлений образы и мотивы, отраженные средствами других
видов искусства - живописи, музыки, кино, театра.
Программа по родной
(русской) литературе ориентирована на сопровождение и поддержку учебного
предмета "Литература", входящего в образовательную область
"Русский язык и литература".
Изучение родной (русской)
литературы обеспечивает достижение следующих целей:
·
воспитание и развитие
личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной
(русской) литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением,
общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
· формирование познавательного интереса к родной (русской)
литературе, воспитание ценностного отношения к историко-культурному опыту
русского народа, приобщение обучающегося к культурному наследию народа;
· формирование причастности к свершениям и традициям народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
· развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих
способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Программа по родной
(русской) литературе направлена на решение следующих задач:
-
осознание роли родной (русской)
литературы;
- выявление взаимосвязи родной (русской) литературы с
отечественной историей, формирование представлений о многообразии
национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной
культуры русского народа в русской литературе;
- получение знаний о родной (русской) литературе как о
развивающемся явлении в контексте ее взаимодействия с литературой других
народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в
родной (русской) литературе, создание устных и письменных высказываний,
содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- формирование опыта общения с произведениями родной
(русской) литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
- накопление опыта планирования собственного досугового
чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений
произведений родной (русской) литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении
произведений родной (русской) литературы;
- развитие умений работы с источниками информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных
источников, включая Интернет и другие.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения родной литературы (русской), - 170 часов: в 5 классе - 34 часа (1 час
в неделю), в 6 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе - 34 часа (1 час в
неделю), в 8 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе - 34 часа (1 час в
неделю).
На изучение инвариантной части
программы по родной (русской) литературе отводится 135 учебных часов. Резерв
учебного времени, составляющий 35 учебных часов (20 %), отводится на
вариативную часть программы по родной (русской) литературе.