Рабочая программа учебного предмета "Родной язык и (или) государственный язык республик Российской Федерации для обучающихся 5-9 классов
Аннотация
к рабочей программе по учебного предмета "Родной язык и (или) государственный язык республик Российской Федерации для 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Родной (русский) язык»
соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009
№ 373.
Программа разработана на
основе авторской программы Александровой О.М. Русский родной язык. 5–9 классы.
Просвещение, 2020.
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными
правовыми актами школы:
- Учебным планом МБОУ
«уркинская ООШ».
- Списком учебников и учебных пособий на 2023-2024
учебный год, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования, муниципальным бюджетным общеобразовательным
учреждением «Куркинская основная общеобразовательная школа»».
Рабочая программа
обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень
учебников, рекомендованных Минпросвещения к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных организациях:
1. Русский родной язык: 5 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
2. Русский родной язык: 6 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
3. Русский родной язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
4. Русский родной язык: 8 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
5. Русский родной язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций / [О. М. Александрова и др.]. – М.: Просвещение, 2021.
Программа по родному языку и (или) государственному языку республики
Российской Федерации составлена на основе требований к предметным результатам
освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном
образовательном стандарте основного общего образования, и рассчитана на общую
учебную нагрузку в объёме 153 часа.
1
ч. в неделю - 34 ч в год - 5 класс
1
ч. в неделю - 34 ч в год - 6 класс
1
ч. в неделю - 34 ч в год - 7 класс
1
ч. в неделю - 34 ч в год - 8 класс
0,5
ч. в неделю - 17 ч в год - 9 класс
Изучение учебного
предмета «Родной (русский) язык» на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей и задач:
Цели изучения учебного предмета «Родной
(русский) язык»
Программа учебного
предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах
Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с
обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса
русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации,
и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому языку, заданных
соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же
время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и
родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути
дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в
курсе «Родной (русский) язык» актуализируются следующие цели:
· воспитание
гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия
русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного
отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание
ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
· совершенствование
коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
· углубление
и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях
современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной
семантикой; о русском речевом этикете;
· совершенствование
умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
· развитие
проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта
исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в
приобретении знаний.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
1)
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры
своего народа, своего края, усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование
ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование
целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
4) формирование
осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение
социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
6) развитие
морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование
коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно
определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
·
анализировать существующие
и планировать будущие образовательные результаты;
·
идентифицировать
собственные проблемы и определять главную проблему;
·
выдвигать версии решения
проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
·
ставить цель деятельности
на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
·
формулировать учебные
задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
·
обосновывать целевые
ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов.
2.
Умение самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
·
определять необходимые
действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
·
обосновывать и осуществлять
выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
·
определять/находить, в том
числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи;
·
выбирать из предложенных
вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения
задачи/достижения цели;
·
определять потенциальные
затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для
их устранения;
3.
Умение соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией. Обучающийся
сможет:
·
определять совместно с
педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки
своей учебной деятельности;
·
систематизировать (в том
числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей
деятельности;
·
отбирать инструменты для
оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в
рамках предложенных условий и требований;
·
оценивать свою
деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого
результата;
·
находить достаточные
средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при
отсутствии планируемого результата;
·
работая по своему плану,
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации
для получения запланированных характеристик продукта/результата;
·
устанавливать связь между
полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности
и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
·
сверять свои действия с
целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.
Умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
·
определять критерии
правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
·
анализировать и обосновывать
применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
·
свободно пользоваться
выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
средств, различая результат и способы действий;
·
оценивать продукт своей
деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;
·
обосновывать достижимость
цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных
внешних ресурсов;
·
фиксировать и
анализировать динамику собственных образовательных результатов.