Об особенностях обновлённых ФГОС

Зырянова А.А. Об особенностях обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО
(из выступления на «Векторе образования»)
Мы с вами все находимся в начале большого, непростого, но очень
важного пути – пути по воссозданию единого образовательного пространства
в Российской Федерации. 31 мая 2021 года были утверждены Федеральные
государственные стандарты начального общего и основного общего
образования. Эти стандарты имеют по отношению к прежним ряд
особенностей.
Главное это то, что в стандарте появилось содержание образования. Я
думаю, все вы знаете, как непросто двигался этот вопрос: были очень
диаметральные точки зрения, были оживленные дискуссии. Но тем не менее
нельзя не признать, что конструкция, когда стандарты не содержат четких
содержательных ориентиров, примерные основные образовательные
программы, не задавала достаточно жесткой рамки для того, чтобы мы все
понимали, чему и как мы учим детей. И можно много говорить о
вариативности образовательного процесса, но в первую очередь нельзя
забывать о равном доступе всех детей к качественному образованию.
Появляется возможность углубленного изучения отдельных предметов
начиная с уровня начального общего образования. Повышается статус школы
инновационных площадок и их ответственность в части качества авторских
образовательных программ и достигаемых результатов.
Стандарты предусматривают возможность гибкого изменения срока
освоения основной образовательной программы в связи с индивидуальным
учебным планом или ОВЗ у ребенка.
Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям. В
рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности,
кроме разбивки по темам (так называемого математического планирования),
необходимо указывать форму проведения занятий. Расчет диапазона часов –
минимум и максимум при пяти- и шестидневной учебной неделе – приведен,
но при этом минимум ниже, а максимум чуть выше тех часов, которые
действовали в предыдущем стандарте.
На уровне основного общего образования по пяти предметам – это
математика, информатика, физика, химия и биология – результаты
определены на базовом и углубленном уровнях. Кроме того, в стандарте
нашли свое отражение вопросы финансовой грамотности, вопросы навыков
XXI века.
Сделан и следующий шаг – Институт стратегии развития образования
Российской академии образования разработал примерные рабочие
программы по всем предметам начальной и основной школы, эти программы
были одобрены Федеральным учебно-методическим объединением. С
1 сентября 2021 года в 25 субъектах началась апробация примерных рабочих
программ для того, чтобы к концу учебного года мы получили замечания,
предложения, у нас было время на доработку, и с 1 сентября 2022 года

апробированные выверенные примерные рабочие программы были
включены в реестр, и педагоги всей страны имели возможность пользоваться
этими программами.
2 июля 2021 года Президент подписал закон по внесению изменений в
Закон «Об образовании в Российской Федерации», и сегодня школа или
учитель может не разрабатывать свою рабочую программу по предмету, а
взять программу из реестра и работать по ней. Кроме того, школа может
использовать частично или полностью ту документацию, которая содержится
в примерной основной образовательной программе, – это календарный планграфик, расписание – и тоже не разрабатывать что-то свое, а пользоваться
выверенными документами. Ну и третья составляющая конструкции – это
универсальные кодификаторы, которые разработаны Федеральным
институтом педагогических измерений, и которые могут использоваться для
мониторинга в системе образования как на федеральном уровне, так и для
разработки образовательными организациями измерительных материалов.
Вариативность остается, Закон об образовании никто не меняет, и, если
учитель хочет разрабатывать свою программу, никто ему препятствовать в
этом не будет. Но для большинства учителей мы создаем возможность
пользоваться примерными рабочими программами, разработанными
авторитетными учеными-практиками, для того, чтобы не заниматься
бюрократией, а иметь больше времени на профессиональное развитие, на
работу с детьми.
Еще несколько слов об одном важном направлении. Вы знаете, что у нас
есть глобальное поручение по вхождению России в десятку ведущих стран
мира по качеству общего образования. Показателем вхождения является
средневзвешенное место России в трех международных сравнительных
исследованиях. Первое исследование – это PIRLS, читательская грамотность
в 4-х классах. Здесь мы по результатам исследования 2016 года занимаем
1-е место, следующие результаты мы узнаем в 2022 году, но я думаю, что они
будут тоже хорошими. То есть начальная школа у нас учит прекрасно.
Следующее исследование – это TIMSS, математика и естествознание в 4-х и
8-х классах. Это классические, привычные для наших школьников задачки из
наших учебников, которые соответствуют нашим образовательным
программам. По итогам исследования в 2019 году в России 6-е место по
математике и 3-е место по естественно-научным в 4-х классах и 6-е место,
соответственно, по математике и 5-е место по естествознанию в 8-х классах.
Это хорошие результаты, наша основная школа учит хорошо. И последнее
исследование – это PISA, умение 15-летних обучающихся использовать на
практике те знания, которые они получили. Задания этого исследования
содержат необычные для наших школьников формулировки и требуют
понимания межпредметных связей, связи предмета с реальной жизнью,
проявления кругозора. И вот в этом исследовании мы, конечно, пока
находимся не на самых высоких позициях: по итогам исследования 2018 года
читательская грамотность – 31-е место, математическая грамотность – 30-е
место, естественно-научная грамотность – 33-е место. Результаты ОГЭ

прошлого года показали такую же картину: когда в задачи по математике
были включены задания практической направленности, многие дети с ними
не справились. Поэтому вопросы повышения функциональной грамотности
будут для нас задачей номер один на ближайшие несколько лет.
Банк заданий и методические материалы по формированию
функциональной грамотности находятся на сайте Института стратегии
развития образования Российской академии образования. Институт проводит
еженедельные семинары, к участию в которых приглашает всех желающих. В
каждом регионе необходимо создать план по развитию функциональной
грамотности.
Известно, что сегодня в регионах существуют многочисленные
коммерческие предложения – предлагаются услуги по обучению педагогов,
переходу на новый ФГОС. Позиция Министерства однозначная и жесткая:
единственный оператор по вопросам повышения квалификации и
переподготовки педагогов по вопросам перехода на ФГОС – это Академия
Минпросвещения России. Эта работа не на один год, эта работа будет
активно вестись на федеральном уровне, и, конечно, мы рассчитываем на
регионы, муниципалитеты, на включенность в эту важную задачу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».