ДООП Радужница

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании

Утверждено:

Педагогического совета

Приказом директора
МБОУ «Куркинская
ООШ» №133-од от 28
августа 2025 г.

Протокол №1 от
28.08.2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно- эстетической направленности
«Радужница»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации общеразвивающей программы: 1 год

Автор-составитель:
Николаева Ксения Валентиновна,
учитель начальных классов, 1 к.к.

с. Курки, 2025

Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом
зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития
современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей
становится

заложником,

быстро

развивающихся

технических

систем

(телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к
недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии
здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная
школа

стоит

перед

фактором

дальнейшего

ухудшения

не

только

физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир,
духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему
возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии,
необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья
учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика

способствует

правильному

физическому

развитию

и

укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура
поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная
способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике
направлены

на

воспитание

организованной,

гармонически

развитой

личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых,
напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики
привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других
уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры
и музыки, дополняя друг друга. Занятия ритмикой положительно влияют на
умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить,

правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Эти
занятия

создают

благоприятные

условия

для

развития

творческого

воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование
произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении
превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Направленность: художественн0-эстетическая.
Уровень: базовый
Особенностью программы является то, что, программа включает в
себя изучение трех направлений танцевального искусства: бального,
историко-бытового, современного и национального, который,

в свою

очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся начальной
школы, имеющих склонность к танцевальной деятельности.
Формы Обучения: очная, групповая, с учетом индивидуальных
достижений

учащихся, независимо от наличия

у них специальных

физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков в искусстве танца.
Для организации деятельности детей, учитывая индивидуальные
особенности каждого возрастного периода, наполняемость 1 группы
составляет 8-10 человек. Такое количество детей является оптимальным для
индивидуального развития каждого ребёнка
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Программа разработана на один год, рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Продолжительность 1 академического часа составляет - 40 минут.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям
проявить себя, творчески раскрыться в области хореографии.
Задачи:


развивать природные задатки и способности, помогающие

достижению успеха в хореографическом искусстве;


формирование танцевальных знаний, умений, навыков;



развитие

художественного

вкуса

на

основе

изучения

высокохудожественной музыки - классической, современной, народной.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, имеющих
склонность к танцевальной деятельности. Занятия проводятся во внеурочное
время один раз в неделю.
Программный материал даёт возможность создавать для детей
несложные сюжетно - тематические номера, танцевальные этюды. В
процессе постановочной работы, репетиций обучающиеся приучаются к
сопереживанию,

к сотворчеству,

у них развивается

художественное

воображение, ассоциативная память, творческие способности.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной
деятельности школьника за счёт систематического проведения бесед о
хореографическом искусстве, совместных просмотров фильмов

о танце,

посещения концертов, целью которых является повышение эстетической
культуры обучающихся.
Программа

содержит

минимум

тренировочных

упражнений

и

танцевальных движений - азбуку классического, народного и эстрадного
танца,

что

способствует

гармоническому

развитию

танцевальных

способностей обучающихся. Теоретические сведения о танце даются
непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в
связи со спецификой занятий кружка границы их несколько сглаживаются:
на одном занятии могут изучаться элементы разных танцев.
Первый
ритмические

раздел

включает

упражнения,

в

имеющие

себя

коллективно-порядковые

целью

и

музыкально-ритмическое

развитие детей. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в
различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая
музыкальность.

В

дальнейшем

ритмическое

воспитание

непосредственно на элементах танцевальных движений.

происходит

Второй раздел включает элементы классического танца и упражнений,
подготавливающие детей к более сложным движениям и физической
нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку,
способствуют развитию координации движений.
В третий раздел входят движения народных танцев, а также
упражнения, необходимые для усвоения техники. На этом материале
обучающимся даётся представление о характере национальных плясок: от
спокойных до темпераментных, от танцев, где ведущая роль принадлежит
рукам и корпусу, до таких, где техника ног доводится до виртуозности.
Использование

различных

танцев

позволяет

равномерно

развивать

координацию ног, корпуса, рук.
Народные танцы можно интерпретировать, приближая их к детской
тематике, обогащая выразительность танца темами, заимствованными из
популярных сказок и детских игр.
Четвёртый раздел – элементы эстрадного танца. Танцевальный
материал этой темы способствует развитию музыкальности, чувства позы,
знакомит детей со стилями и манерами разных стран.
Пятый раздел предполагает практическую постановку танцев. Их
можно приурочить к школьным и классным праздникам.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные;
- занятия – концерт,
- репетиции,
- творческие отчеты,
- беседы,
- игры,
- конкурсы,
- дискуссии,
- викторины.

Учебно - тематический план
1 год обучения
№

Название разделов

Количество часов

п/п

Формы

Теория Практик аттестации

Всего

/контроля

а
1

Введение. Танцы народов 14

4

10

фотоотчет

мира.
2

Игровые технологии

5

-

5

фотоотчет

3

Репитиционная-

5

1

4

фотоотчет

7

2

5

фотоотчет

2

-

2

фотоотчет

Отчётный концерт.

1

-

1

концерт

Итого

34

7

27

постановочная работа
4

Азбука классического
танца

5

Итоговые занятия и
досуговые мероприятия

6

Содержание учебного плана
1.Введение. Танцы народов мира.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный.
Элементы русского танца: вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону. Работа
над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд).
Детские танцы (снежинки, хоровод, матрёшки, танец солнечных зайчиков).
Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины, шеи. Понятие о режиме
дня танцора и о здоровом образе жизни.
Понятие
танцевальном

о

природных

искусстве,

и

задатках,
о

путях

способствующих
их

развития.

успеху

в

Понятие

о

профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.

2. Игровые технологии.
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности
проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и
вращений. Развитие чувства ритма. Сюжетно-ролевые игры. Игры на
развитие актерского мастерства.
Практическая работа: освоение поз и движений,

актерского

мастерства; индивидуальная работа с наиболее одарёнными детьми.
3. Репитиционная – постановочная работа.
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов.
Тренинг современной танцевальной пластики. Отработка исполнительской
техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса,
польки, ча-ча-ча.
Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание
сценического макияжа.
Практическая

работа:

освоение

исполнительского

мастерства

танцора.
4. Азбука музыкального движения.
Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр
видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных
средствах

классического

и

народного

танцев.

Составление

иллюстрированного словарика танцевальных терминов.
Азбука

природы музыкального движения.

Постановка

корпуса.

Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по
безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о
профессиональных заболеваниях танцоров.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций
для головы, туловища, рук, ног.
5. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
Прыжки.

Танцевальные

элементы.

эластичности и крепости голеностопного,

Выработка
коленного,

осанки,

опоры,

тазобедренного

суставов. Игры разного характера. Урок – концерт или конкурсно-игровые
программы.
6. Отчётный концерт.
Подготовка пригласительных билетов. Отработка ритуала встречи
гостей. Оформление зала и сцены. Подготовка видео - и фотосъёмки. Разбор
итогов отчётного концерта.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Занятия
личностное,

внеурочной

деятельности

спортивно-оздоровительное,

коммуникативное

развитие

учащихся.

«Радужница»
социальное,

У

обеспечивает

познавательное,

школьников

обогащается

эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации,
умение

решать

художественно

–

творческие

задачи;

воспитывается

художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное
мышление, стремление принимать участие в социально

значимой

деятельности, в художественных проектах школы, культурных

событиях

региона и др.
В

результате

освоения

содержания

программы

происходит

гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается
образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор
способов их исправления;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека;
- управление эмоциями;

- технически правильное выполнение двигательных действий.
Личностными результатами занятий внеурочной деятельности
являются:
- сформированность внутренней позиции обучающегося, которая
находит

отражение

в

эмоционально-положительном

отношении

обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмикотанцевальным, гимнастическим упражнениям;
-

наличие

эмоциональноценностного

отношения

к

искусству,

физическим упражнениям;
- развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения,
художественно-творческой и танцевальной способности.
Планируемый результат.
К концу года обучающиеся должны обрести достаточный запас
основных танцевальных движений, устойчивых музыкально - ритмических
навыков.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:
Дети научатся исполнять:
- Характер музыки, темп, ритм.
- Музыкальная выразительность.
- Постановка корпуса и поклон.
- Позиции рук и ног.
- Элементы классического, народного и бального танца.
- Детские танцы.
- Соблюдать правила техники безопасности.
- Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;
- Выразительность движения в соответствии с характером музыки;
- Изученные танцы;
- Анализировать выступления;
- Историко-бытовые и бальные танцы;
- Современный танец;

- Создавать образы по собственному замыслу;
- Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарно-учебный график.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№

1
2

2.1

2.2

Наименование

Количество

Дата

Дата

раздела и тема

часов

по

факт.

занятий.

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

1

1

-

1

1

1

2

1

2

6

1

5

4

1

3

Танцы

народов

мира.
Танец

как

искусства.
Хоровод.

Рисунки

хоровода.
Русские

2.3

вид

народные

танцы
«Сударушка»
«Тополек»

2.4

3

Оркестр Вальс!
Разучивание вальса.
Игровые

-

технологии.
Я

умею

3.1 (координация

так
1

-

1

1

-

1

движения).
3.2

Подражаем

плану

животным (актерское
мастерство).
Хлопаем в ладоши.
3.3

Вернуть

обратно

(развитие

чувства

1

-

1

1

-

1

1

-

1

ритма).
3.4 Полька
Изучение

основных

построений
3.5

и

рисунков

народных

плясок

с

их

отличительными
элементами.
Репитиционная4

постановочная

-

работа.
Постановка, изучение
4.1 танца.

2

-

2

2

-

2

1

-

1

7

2

5

«Морячка»
4.2

4.3

Отработка движений
танца.
Общеразвивающие
упражнения.
Азбука

5

классического
танца.

5.1 Позиции рук и ног.
6

Итоговые занятия и
досуговые

-

мероприятия.
7

Отчетный концерт

1

-

1

Итого

34

7

27

Условия реализации программы.
Наглядность (видеофильмы, видеосъемка, диски, картины и фото,
интернет-ресурсы); – материально-техническое оснащение (актовый зал с
зеркальной стенкой и проектором), колонки и ноутбук.
Материально-техническое обеспечение:
актовый или спортивный зал,
ноутбук,
компакт-диски по темам программы,
костюмы для занятий и выступлений,
мультимедийный проектор.
Информационно-методическое обеспечение: содержит необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической
литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое
обеспечение программы регулярно пополняется.
аудио материалы с фонограммами;
DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;
DVD

и

видео

материалы

с

записями

выступлений

известных

хореографических коллективов.
Формы аттестации.
На мероприятиях МБОУ «Куркинская ООШ»: выступления на
праздниках, открытых занятиях, родительских собраниях, методических
днях.
Формы отслеживания и фиксация результатов.
Формы:
- групповая–осуществляется со всей группой обучающихся;

- парная – работа детей в парах или постановка дуэтного номера;
- индивидуальная – оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного
материала или постановка сольного номера.
Методы:
- наглядный – непосредственный показ педагогом движений под счёт и под
музыку, использование наглядных пособий;
- словесный – обращение к сознанию ребёнка, добиваясь осмысленного
выполнения и исполнения заданий;
- практический – повторение и отработка движений, танцев;
- видео метод – просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы – выступления на родительских собраниях,
районных методических площадках для учителей

начальных классов,

выступление детей на сцене дома культуры, участие в открытых
мероприятиях, организация фоторепортажа с размещением в интернет
ресурсах.
Оценочные результаты.
Оценка качества обучения включает в себя предварительный, текущий
контроль

успеваемости,

промежуточную

и

итоговую

аттестацию

обучающихся.
Предварительный контроль проводится для вновь поступивших в
объединение учащихся с целью выявления их уровня подготовки и при
необходимости

дальнейшей

коррекционной

работы.

Такой

контроль

позволяет правильно распределить учащихся по группам и определить
дальнейшую динамикуразвития - уровня обученности по данной программе.
Текущий вид контроля включают такие методы, как наблюдение и
опрос. Включение текущего контроля в каждое занятие позволяет отследить
слабые

и

сильные

стороны

в

знаниях

и

умениях

скорректировать дальнейшее обучение по темам программы.

обучающихся,

Промежуточные результаты освоения программы проводятся после
прохождения половины курса, не ранее декабря и предусматривают
выявление индивидуальной динамики усвоения обучающимся знаний,
умений и навыков покаждому модулю.
Для итоговой аттестации обучающихся имеется фонд оценочных
средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Итоговая аттестация проводится в
основном в конце учебного года.
Методические материалы и литература для педагога, детей, родителей.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
2. Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»» (2000 год),
3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.
4.Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.- Спб: «Ленинградское
5.Телегин А.А. Танцуем джайв и рок-н-рол.Ростов-на-Дону.2004г.
издательство».2011
6.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика» 1-5 выпуск
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений. СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
Электронное приложение
1Электронное
периодическое
праздника»№1,№3,2011г.

издание.

«Танцкейс.

Танцы

для

2.Видиокурс для детей «Танцуй с нами. Вальс ,танго, ча-ча-ча»
3.Видиокурс «Школа танцев для детей 6-12 лет»
Internet-ресурсы: http://www.horeograf.com - Все для хореографов и танцоров,
«Хореограф Онлайн» Клуб хореографов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».