МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Утверждено:
Педагогического совета
Приказом директора
МБОУ «Куркинская
ООШ» №133-од от 28
августа 2025 г.
Протокол №1 от
28.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно- эстетической направленности
«Радужница»
Возраст учащихся: 7-10 лет
Срок реализации общеразвивающей программы: 1 год
Автор-составитель:
Николаева Ксения Валентиновна,
учитель начальных классов, 1 к.к.
с. Курки, 2025
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом
зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития
современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей
становится
заложником,
быстро
развивающихся
технических
систем
(телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к
недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии
здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная
школа
стоит
перед
фактором
дальнейшего
ухудшения
не
только
физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир,
духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему
возможно лишь тогда, когда «дух» и «тело», находятся в гармонии,
необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья
учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика
способствует
правильному
физическому
развитию
и
укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура
поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная
способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике
направлены
на
воспитание
организованной,
гармонически
развитой
личности.
На занятиях ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых,
напряжение и расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики
привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом на других
уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры
и музыки, дополняя друг друга. Занятия ритмикой положительно влияют на
умственное развитие детей: ведь каждое занятие нужно понять, осмыслить,
правильно выполнять движения, вовремя включаться в деятельность. Эти
занятия
создают
благоприятные
условия
для
развития
творческого
воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование
произвольного внимания, развитие памяти. Потребность детей в движении
превращается в упорядоченную и осмысленную деятельность.
Направленность: художественн0-эстетическая.
Уровень: базовый
Особенностью программы является то, что, программа включает в
себя изучение трех направлений танцевального искусства: бального,
историко-бытового, современного и национального, который,
в свою
очередь, воспитывает в учащихся уважение к национальным традициям.
Адресат программы: программа рассчитана на учащихся начальной
школы, имеющих склонность к танцевальной деятельности.
Формы Обучения: очная, групповая, с учетом индивидуальных
достижений
учащихся, независимо от наличия
у них специальных
физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие
начальных навыков в искусстве танца.
Для организации деятельности детей, учитывая индивидуальные
особенности каждого возрастного периода, наполняемость 1 группы
составляет 8-10 человек. Такое количество детей является оптимальным для
индивидуального развития каждого ребёнка
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
Программа разработана на один год, рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Продолжительность 1 академического часа составляет - 40 минут.
Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям
проявить себя, творчески раскрыться в области хореографии.
Задачи:
развивать природные задатки и способности, помогающие
достижению успеха в хореографическом искусстве;
формирование танцевальных знаний, умений, навыков;
развитие
художественного
вкуса
на
основе
изучения
высокохудожественной музыки - классической, современной, народной.
Программа рассчитана на учащихся начальной школы, имеющих
склонность к танцевальной деятельности. Занятия проводятся во внеурочное
время один раз в неделю.
Программный материал даёт возможность создавать для детей
несложные сюжетно - тематические номера, танцевальные этюды. В
процессе постановочной работы, репетиций обучающиеся приучаются к
сопереживанию,
к сотворчеству,
у них развивается
художественное
воображение, ассоциативная память, творческие способности.
В программе усиливается внимание к развитию познавательной
деятельности школьника за счёт систематического проведения бесед о
хореографическом искусстве, совместных просмотров фильмов
о танце,
посещения концертов, целью которых является повышение эстетической
культуры обучающихся.
Программа
содержит
минимум
тренировочных
упражнений
и
танцевальных движений - азбуку классического, народного и эстрадного
танца,
что
способствует
гармоническому
развитию
танцевальных
способностей обучающихся. Теоретические сведения о танце даются
непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в
связи со спецификой занятий кружка границы их несколько сглаживаются:
на одном занятии могут изучаться элементы разных танцев.
Первый
ритмические
раздел
включает
упражнения,
в
имеющие
себя
коллективно-порядковые
целью
и
музыкально-ритмическое
развитие детей. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в
различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая
музыкальность.
В
дальнейшем
ритмическое
воспитание
непосредственно на элементах танцевальных движений.
происходит
Второй раздел включает элементы классического танца и упражнений,
подготавливающие детей к более сложным движениям и физической
нагрузке. Они укрепляют мышцы спины, рук, ног, формируют осанку,
способствуют развитию координации движений.
В третий раздел входят движения народных танцев, а также
упражнения, необходимые для усвоения техники. На этом материале
обучающимся даётся представление о характере национальных плясок: от
спокойных до темпераментных, от танцев, где ведущая роль принадлежит
рукам и корпусу, до таких, где техника ног доводится до виртуозности.
Использование
различных
танцев
позволяет
равномерно
развивать
координацию ног, корпуса, рук.
Народные танцы можно интерпретировать, приближая их к детской
тематике, обогащая выразительность танца темами, заимствованными из
популярных сказок и детских игр.
Четвёртый раздел – элементы эстрадного танца. Танцевальный
материал этой темы способствует развитию музыкальности, чувства позы,
знакомит детей со стилями и манерами разных стран.
Пятый раздел предполагает практическую постановку танцев. Их
можно приурочить к школьным и классным праздникам.
Формы организации учебного процесса:
- групповые, коллективные, классные и внеклассные;
- занятия – концерт,
- репетиции,
- творческие отчеты,
- беседы,
- игры,
- конкурсы,
- дискуссии,
- викторины.
Учебно - тематический план
1 год обучения
№
Название разделов
Количество часов
п/п
Формы
Теория Практик аттестации
Всего
/контроля
а
1
Введение. Танцы народов 14
4
10
фотоотчет
мира.
2
Игровые технологии
5
-
5
фотоотчет
3
Репитиционная-
5
1
4
фотоотчет
7
2
5
фотоотчет
2
-
2
фотоотчет
Отчётный концерт.
1
-
1
концерт
Итого
34
7
27
постановочная работа
4
Азбука классического
танца
5
Итоговые занятия и
досуговые мероприятия
6
Содержание учебного плана
1.Введение. Танцы народов мира.
Ходы русского танца: простой, переменный, с ударами, дробный.
Элементы русского танца: вынос ноги на каблук, вперёд, в сторону. Работа
над этюдами (украинский этюд, белорусский этюд, кавказский этюд).
Детские танцы (снежинки, хоровод, матрёшки, танец солнечных зайчиков).
Упражнения на укрепление мышц рук, ног, спины, шеи. Понятие о режиме
дня танцора и о здоровом образе жизни.
Понятие
танцевальном
о
природных
искусстве,
и
задатках,
о
путях
способствующих
их
развития.
успеху
в
Понятие
о
профессиональном мастерстве танцора. Правила танцевального этикета.
Практическая работа: освоение поз и движений народных танцев.
2. Игровые технологии.
Танцевальная разминка. Функциональное назначение и особенности
проведения основных видов разминки: сидя, лёжа, стоя. Техника прыжков и
вращений. Развитие чувства ритма. Сюжетно-ролевые игры. Игры на
развитие актерского мастерства.
Практическая работа: освоение поз и движений,
актерского
мастерства; индивидуальная работа с наиболее одарёнными детьми.
3. Репитиционная – постановочная работа.
Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в танцах разных видов.
Тренинг современной танцевальной пластики. Отработка исполнительской
техники прыжков и вращений, исполнительского мастерства в ритме вальса,
польки, ча-ча-ча.
Подготовка танцевальных костюмов. Понятие о макияже. Создание
сценического макияжа.
Практическая
работа:
освоение
исполнительского
мастерства
танцора.
4. Азбука музыкального движения.
Место хореографии в современном мировом искусстве. Просмотр
видеоматериалов о творчестве великих танцоров. Понятие о выразительных
средствах
классического
и
народного
танцев.
Составление
иллюстрированного словарика танцевальных терминов.
Азбука
природы музыкального движения.
Постановка
корпуса.
Позиции ног, рук, головы. Упражнения для головы, корпуса. Инструктаж по
безопасному исполнению упражнений и танцевальных движений. Понятие о
профессиональных заболеваниях танцоров.
Практическая работа: освоение различных танцевальных позиций
для головы, туловища, рук, ног.
5. Итоговые занятия и досуговые мероприятия
Прыжки.
Танцевальные
элементы.
эластичности и крепости голеностопного,
Выработка
коленного,
осанки,
опоры,
тазобедренного
суставов. Игры разного характера. Урок – концерт или конкурсно-игровые
программы.
6. Отчётный концерт.
Подготовка пригласительных билетов. Отработка ритуала встречи
гостей. Оформление зала и сцены. Подготовка видео - и фотосъёмки. Разбор
итогов отчётного концерта.
Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Занятия
личностное,
внеурочной
деятельности
спортивно-оздоровительное,
коммуникативное
развитие
учащихся.
«Радужница»
социальное,
У
обеспечивает
познавательное,
школьников
обогащается
эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации,
умение
решать
художественно
–
творческие
задачи;
воспитывается
художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное
мышление, стремление принимать участие в социально
значимой
деятельности, в художественных проектах школы, культурных
событиях
региона и др.
В
результате
освоения
содержания
программы
происходит
гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности
обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается
образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов
творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Метапредметными результатами являются:
- обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор
способов их исправления;
- анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
- видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических
признаков в движениях и передвижениях человека;
- управление эмоциями;
- технически правильное выполнение двигательных действий.
Личностными результатами занятий внеурочной деятельности
являются:
- сформированность внутренней позиции обучающегося, которая
находит
отражение
в
эмоционально-положительном
отношении
обучающегося к образовательному учреждению через интерес к ритмикотанцевальным, гимнастическим упражнениям;
-
наличие
эмоциональноценностного
отношения
к
искусству,
физическим упражнениям;
- развитие эстетического вкуса, культуры поведения, общения,
художественно-творческой и танцевальной способности.
Планируемый результат.
К концу года обучающиеся должны обрести достаточный запас
основных танцевальных движений, устойчивых музыкально - ритмических
навыков.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты:
Дети научатся исполнять:
- Характер музыки, темп, ритм.
- Музыкальная выразительность.
- Постановка корпуса и поклон.
- Позиции рук и ног.
- Элементы классического, народного и бального танца.
- Детские танцы.
- Соблюдать правила техники безопасности.
- Отдельные танцевальные движения и танцевальные композиции;
- Выразительность движения в соответствии с характером музыки;
- Изученные танцы;
- Анализировать выступления;
- Историко-бытовые и бальные танцы;
- Современный танец;
- Создавать образы по собственному замыслу;
- Контролировать свои эмоции в процессе выступлений.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарно-учебный график.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
№
1
2
2.1
2.2
Наименование
Количество
Дата
Дата
раздела и тема
часов
по
факт.
занятий.
Всего
Теория
Практика
Вводное занятие.
1
1
-
1
1
1
2
1
2
6
1
5
4
1
3
Танцы
народов
мира.
Танец
как
искусства.
Хоровод.
Рисунки
хоровода.
Русские
2.3
вид
народные
танцы
«Сударушка»
«Тополек»
2.4
3
Оркестр Вальс!
Разучивание вальса.
Игровые
-
технологии.
Я
умею
3.1 (координация
так
1
-
1
1
-
1
движения).
3.2
Подражаем
плану
животным (актерское
мастерство).
Хлопаем в ладоши.
3.3
Вернуть
обратно
(развитие
чувства
1
-
1
1
-
1
1
-
1
ритма).
3.4 Полька
Изучение
основных
построений
3.5
и
рисунков
народных
плясок
с
их
отличительными
элементами.
Репитиционная4
постановочная
-
работа.
Постановка, изучение
4.1 танца.
2
-
2
2
-
2
1
-
1
7
2
5
«Морячка»
4.2
4.3
Отработка движений
танца.
Общеразвивающие
упражнения.
Азбука
5
классического
танца.
5.1 Позиции рук и ног.
6
Итоговые занятия и
досуговые
-
мероприятия.
7
Отчетный концерт
1
-
1
Итого
34
7
27
Условия реализации программы.
Наглядность (видеофильмы, видеосъемка, диски, картины и фото,
интернет-ресурсы); – материально-техническое оснащение (актовый зал с
зеркальной стенкой и проектором), колонки и ноутбук.
Материально-техническое обеспечение:
актовый или спортивный зал,
ноутбук,
компакт-диски по темам программы,
костюмы для занятий и выступлений,
мультимедийный проектор.
Информационно-методическое обеспечение: содержит необходимые
информационные ресурсы для ведения качественного образовательного
процесса и представлено в виде фоно- и видео - медиатеки, тематической
литературы, методических разработок занятий, фотоальбомов. Методическое
обеспечение программы регулярно пополняется.
аудио материалы с фонограммами;
DVD материалы с записями выступлений творческого объединения;
DVD
и
видео
материалы
с
записями
выступлений
известных
хореографических коллективов.
Формы аттестации.
На мероприятиях МБОУ «Куркинская ООШ»: выступления на
праздниках, открытых занятиях, родительских собраниях, методических
днях.
Формы отслеживания и фиксация результатов.
Формы:
- групповая–осуществляется со всей группой обучающихся;
- парная – работа детей в парах или постановка дуэтного номера;
- индивидуальная – оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного
материала или постановка сольного номера.
Методы:
- наглядный – непосредственный показ педагогом движений под счёт и под
музыку, использование наглядных пособий;
- словесный – обращение к сознанию ребёнка, добиваясь осмысленного
выполнения и исполнения заданий;
- практический – повторение и отработка движений, танцев;
- видео метод – просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы – выступления на родительских собраниях,
районных методических площадках для учителей
начальных классов,
выступление детей на сцене дома культуры, участие в открытых
мероприятиях, организация фоторепортажа с размещением в интернет
ресурсах.
Оценочные результаты.
Оценка качества обучения включает в себя предварительный, текущий
контроль
успеваемости,
промежуточную
и
итоговую
аттестацию
обучающихся.
Предварительный контроль проводится для вновь поступивших в
объединение учащихся с целью выявления их уровня подготовки и при
необходимости
дальнейшей
коррекционной
работы.
Такой
контроль
позволяет правильно распределить учащихся по группам и определить
дальнейшую динамикуразвития - уровня обученности по данной программе.
Текущий вид контроля включают такие методы, как наблюдение и
опрос. Включение текущего контроля в каждое занятие позволяет отследить
слабые
и
сильные
стороны
в
знаниях
и
умениях
скорректировать дальнейшее обучение по темам программы.
обучающихся,
Промежуточные результаты освоения программы проводятся после
прохождения половины курса, не ранее декабря и предусматривают
выявление индивидуальной динамики усвоения обучающимся знаний,
умений и навыков покаждому модулю.
Для итоговой аттестации обучающихся имеется фонд оценочных
средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Итоговая аттестация проводится в
основном в конце учебного года.
Методические материалы и литература для педагога, детей, родителей.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии. Москва. 2000 год.
2. Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика»» (2000 год),
3. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов-на-Дону. 2003. год.
4.Картавых Н., Карпович О. Школа танцев для детей.- Спб: «Ленинградское
5.Телегин А.А. Танцуем джайв и рок-н-рол.Ростов-на-Дону.2004г.
издательство».2011
6.Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика» 1-5 выпуск
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для
детей. Учебно-методическое пособие для педагогов школьных учреждений. СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000
Электронное приложение
1Электронное
периодическое
праздника»№1,№3,2011г.
издание.
«Танцкейс.
Танцы
для
2.Видиокурс для детей «Танцуй с нами. Вальс ,танго, ча-ча-ча»
3.Видиокурс «Школа танцев для детей 6-12 лет»
Internet-ресурсы: http://www.horeograf.com - Все для хореографов и танцоров,
«Хореограф Онлайн» Клуб хореографов