МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Артинского муниципального округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2025г.
Утверждено:
приказом директора МБОУ «Куркинская
ООШ» № 133-од от «28» августа 2025г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«Изобразительная деятельность»
для обучающегося 1 класса с УО (ИН) вариант 2
Составитель:
Сенаева
Мария
Семеновна, учитель изобразительного
искусства 1 кв. кт.
Курки 2025г.
Содержательный раздел АООП УО (вариант 2)
Содержание по учебному предмету "Изобразительная
деятельность" предметной области "Искусство" включает:
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по предмету.
Пояснительная записка.
Целью
обучения
изобразительной
деятельности
является
формирование умений изображать предметы и объекты окружающей
действительности художественными средствами. Основные задачи:
развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений
пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с
различными материалами, обучение изображению (изготовлению)
отдельных элементов, развитие художественнотворческих способностей.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
"Лепка", "Рисование", "Аппликация". Во время занятий изобразительной
деятельностью необходимо вызывать у обучающегося положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления,
развивать
самостоятельность.
Ребенок
обучается
уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя
в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты
его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает
жизнь обучающегося интереснее и ярче, способствует
его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства.
Сформированные на занятиях изобразительной деятельности умения
и навыки необходимо применять в последующей трудовой деятельности,
например, при изготовлении полиграфических и керамических изделий,
изделий в технике батик, календарей, блокнотов.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения.
Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках
профильного труда при изготовлении изделий
из
керамики,
полиграфической,
ткацкой,
швейной и
другой
продукции.
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Изобразительная деятельность" предусматривает: наборы инструментов
для занятий изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы
специализированные, для фигурного вырезания, для левой руки), шило,
коврики, фигурные перфораторы, стеки, индивидуальные доски,
пластиковые подложки; натуральные объекты, изображения (картинки,
фотографии, пиктограммы) готовых изделий и операций по их
изготовлению; репродукции картин; изделия из глины; альбомы с
демонстрационными материалами, составленными в соответствии с
содержанием учебной программы; рабочие альбомы (тетради) с материалом
для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования; видеофильмы,
презентации, аудиозаписи; оборудование: мольберты, планшеты,
музыкальный центр, компьютер, проекционное оборудование; стеллажи для
наглядных пособий, изделий, для хранения бумаги и работ обучающихся;
магнитная и ковролиновая доски; расходные материалы для
изобразительной деятельности: клей, бумага (цветная, папиросная, цветной
ватман), карандаши (простые, цветные), мелки (пастель, восковые),
фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь, акриловые краски), бумага
разных размеров для рисования; пластичные материалы (пластилин,
соленое тесто, пластичная масса, глина).
Содержание учебного предмета "Изобразительная деятельность"
представлено следующими разделами "Лепка", "Рисование",
"Аппликация".
Раздел "Лепка".
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто,
глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы
с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от
целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание
пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в
руках). Катание шарика на доске (в руках), получение формы путем
выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в
жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями,
между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание
краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением
растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединенных сюжетом.
Раздел "Аппликация".
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.
Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение
надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из
бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание
деталей
клеем,
приклеивание
деталей
к
фону.
Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка
деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Раздел "Рисование".
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых
для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт,
кисти, емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение
приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий
при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней
воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о
край баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду.
Освоение приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания,
прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета
краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных,
наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри
контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение
контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали),
двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по
опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению).
Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной половины)
предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента
растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента из
растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на
поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование
приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с
сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание
готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по
представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник:
монотипии, "по сырому", рисования с солью, рисования шариками, граттаж,
"под батик".
Планируемые результаты освоения ФАООП УО (вариант 2)
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир
в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
Предметная область "Искусство". Учебный предмет "Изобразительная
деятельность" (рисование, лепка, аппликация).
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных
технологий:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
умение использовать различные изобразительные технологии в
процессе рисования, лепки, аппликации.
2)
Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в
процессе изобразительной деятельности;
Стремление к собственной творческой деятельность и умение
демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и
чужой творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:
готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно
со сверстниками, взрослыми;
умение использовать полученные навыки для изготовления
творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
п/п
Рисование, лепка аппликация.
Кол-во
часов
1.
Рисование «Солнечные лучи».
1
2.
Рисование «Звезды».
1
3.
Рисование «Осенние листочки».
1
4.
Рисование «Листья».
1
5 – 6. «Пластилиновые заплаткифруктов»
2
7.
Катание колбаски на доске (вруках).
1
8.
Веселые мячи.
1
9.
Пластилиновые колечки.
1
10.
Пластилиновая буква.
1
11.
Аппликация «Ёжик».
1
12.
Яблочки из пластилиновыхжгутиков.
1
13.
Обрывная аппликация «Осеннеедерево».
1
14.
Обрывная аппликация «Веселыепортреты».
1
15.
Аппликация из осенних листьев.
1
16.
Аппликация из осенних листьев.
1
17.
Аппликация из пластилина
«Яблоко».
1
18.
Аппликация из пластилина
1
«Вишня».
19.
Аппликация из пластилина
«Груша».
1
20.
Аппликация с элементамирисования
«Дождь».
1
21.
Обрывная аппликация «Зонтик».
1
22.
Обрывная аппликация «Репка».
1
23.
Аппликация «Ковер из осеннихлистьев».
1
24.
Пальчиковое рисование
«Яблочки».
1
25.
Рисование «Апельсин».
1
26.
Рисование «Арбуз».
1
27.
Рисование «Репа».
1
28.
Вишня из пластилиновыхжгутиков.
1
29.
Размазывание пластилина внутриконтура
«Помидор».
1
30.
Предметная аппликация
«Овощной суп».
1
31.
Предметная аппликация «Ваза сфруктами».
1
32.
Аппликация из геометрическихфигур.
1
33.
Буква «А» из жгутиков.
1
34.
Лепка «Дары осени».
1
35.
Лепка «Дары осени».
1
36.
Размазывание пластилина внутриконтура «Буквы».
1
37.
Рисование «Снежинки».
1
38.
Пальчиковое рисование «Белаясказка».
1
39.
Рисование по спирали
1
«Снеговик».
40.
Аппликация «Варежка».
1
41.
Аппликация «Валенки».
1
42.
Аппликация из разноцветныхполосок «Шарф».
1
43.
Аппликация из пластилина
«Шапка».
1
44.
Обрывная аппликация «Собака».
1
45.
Аппликация из кругов «Ежик».
1
46.
Рисование «Новогодняягирлянда».
1
47.
Рисование «Письмо ДедуМорозу».
1
48.
Аппликация «Белый заяц».
1
49.
Аппликация из треугольников
«Волк».
1
50.
Аппликация «Медвежонок».
1
51.
Рисование «Цветныекарандаши».
1
52.
Рисование «Школьныепринадлежности».
1
53.
Пластилиновые заплатки
«Домашние животные»
1
54.
Пластилиновые заплатки
«Домашние животные».
1
55.
Обрывная аппликация
«Медведь».
1
56.
Аппликация «Чей силуэт?».
1
57.
Рисование «Лиса».
1
58.
Буква «У» из колбасок.
1
5960.
Открытка для папы .
2
6162.
Обрывная аппликация «Буквы ицифры».
2
63.
Рисование по точкам «Отгадкина загадки».
1
64.
Открытка для мамы.
2
65.
Лепка «Стол».
1
66.
Лепка «Стул».
1
67.
Лепка «Тарелочка».
1
68
«Весенняя капель» (рисованиеватными
палочками).
1
69.
«Цветочная поляна» (печатьгубкой).
1
70.
Рисование пластилином
«Весеннее солнышко».
1
71.
Рисование пластилином
«Облака».
1
7274.
Рисование пластилином «Буквыи цифры».
3
75
Аппликация «Весенние цветы».
1
76.
Рисование «Одуванчик».
1
77.
Рисование точкам «Птицы».
1
78.
Рисование пластилином
«Бабочка».
1
79.
Рисование пластилином.
1
8081.
Аппликация из геометрическихфигур.
2
82.
Аппликация «Весенняяполянка».
1
83.
Аппликация «Дома высокие инизкие».
1
84.
Рисование «Весеннее дерево».
1
85.
Рисование по трафаретам.
1
86.
Рисование «Праздничный
1
салют».
87.
Лепка «Утенок».
1
8889.
9092.
Лепка «Неваляшка».
2
Лепка из жгутиков «Кружка».
3
9395.
Лепка из жгутиков
«Разноцветные цветы».
3
96-97 Аппликация «Салфетка».
2
98-99 Защита проекта.
2
Итого
99
ДОКУМЕНТ
ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОН
НОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О
СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
Владелец
589308906995863556254771095540604331751941992890
Прохорова Римма Ивановна
Действителен
С 14.09.2025 по 14.09.2026