Рабочая программа по истории для обучающихся 5-9 классов МБОУ Куркинская ООШ на 2025-2026 учебный год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Артинского муниципального округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2025г.

Утверждено:
приказом директора МБОУ «Куркинская
ООШ» № 133-од от «28» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 6903514)
учебного предмета «История»
для обучающихся 5-6 классов по АООП ЗПР (7.2)

Составители: Каптиева Анна Леонидовна,
учитель истории и обществознания,

Курки, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Программа учебного предмета «История» разработана с целью оказания
методической помощи учителю истории в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в
образовании и активные методики обучения.
Программа учебного предмета «История» дает представление о целях,
общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами
учебного предмета «История», устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает распределение его по классам и
структурирование его по разделам и темам курса.
Место учебного предмета «История» в системе основного общего
образования определяется его познавательным и мировоззренческим
значением, воспитательным потенциалом, вкладом в становление личности
человека. История представляет собирательную картину жизни людей во
времени, их социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит
важным ресурсом самоидентификации личности в окружающем социуме,
культурной среде от уровня семьи до уровня своей страны и мира в целом.
История дает возможность познания и понимания человека и общества в
связи прошлого, настоящего и будущего.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»
Целью школьного исторического образования является формирование и
развитие личности обучающегося, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных ориентиров на основе осмысления и
освоения исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно
и творчески применяющего исторические знания и предметные умения в
учебной и социальной практике. Данная цель предполагает формирование у
обучающихся целостной картины российской и мировой истории, понимание
места и роли современной России в мире, важности вклада каждого ее
народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю,
формирование личностной позиции по отношению к прошлому и
настоящему Отечества.
Задачами изучения истории являются:
 формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в
окружающем мире;









овладение знаниями об основных этапах развития человеческого
общества, при особом внимании к месту и роли России во всемирноисторическом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему
Отечеству – многонациональному Российскому государству, в
соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между
людьми и народами, в духе демократических ценностей
современного общества;
развитие способностей обучающихся анализировать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с
принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и
взаимообусловленности;
формирование у обучающихся умений применять исторические
знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном
обществе.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, рекомендованных для изучения истории, – 476, в 59 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях, в 5-7 классах по 1 часу
в неделю при 34 учебных неделях на изучение курса «История нашего края».
Последовательность изучения тем в рамках программы по истории в
пределах одного класса может варьироваться.
Таблица 1. Структура и последовательность изучения курсов
в рамках учебного предмета «История»

Класс

5

6

Курсы в рамках учебного предмета «История»

Примерное
количество
учебных
часов

Всеобщая история. История Древнего мира

68

История нашего края

34

Всеобщая история. История Средних веков.

28

История России. От Руси к Российскому государству

57

История нашего края

17

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 КЛАСС
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Введение
Что изучает история. Источники исторических знаний. Специальные
(вспомогательные) исторические дисциплины. Историческая хронология
(счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта.
ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека.
Первобытность на территории России. Заселение территории нашей
страны человеком. Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Аркаим памятник археологии.
Условия жизни и занятия первобытных людей.
Овладение огнем. Орудия и жилища первобытных людей.
Появление
человека
разумного.
Охота
и
собирательство.
Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.
Искусство первобытных людей.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность,
изобретения. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
ремесел. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Развитие
обмена и торговли. Появление металлических орудий и их влияние на
первобытное общество. Центры древнейшей металлургии. Появление
первого в мире колесного транспорта.
Переход от родовой к соседской общине. Появление знати.
Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем
железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных
взаимовлияний.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Древний мир. Древний Восток
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта
Древнего мира. Понятие «Древний Восток». Карта древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян.
Возникновение государственной власти. Объединение Египта.

Управление государством (фараон, вельможи, чиновники). Положение и
повинности населения. Рабы.
Развитие земледелия, скотоводства, ремесел.
Хозяйство Древнего Египта в середине 2 тыс. до н.э. Египетское войско.
Отношения Египта с соседними народами.
Тутмос III. Завоевательные походы фараонов. Могущество Египта при
Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и
жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Пирамиды и гробницы. Храмы
Письменность (иероглифы, папирус). Открытие Ж.Ф. Шампольона.
Образование.
Познания древних египтян (астрономия, математика, медицина).
Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения.
Древнейшие города-государства. Создание единого государства.
Письменность. Научные открытия древних шумеров. Религиозные
верования.
Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города
Вавилона.
Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей Финикии: развитие
ремёсел, караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская
колонизация. Изобретения финикийцев. Финикийский алфавит.
Палестина и её население. Возникновение Израильского государства.
Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Ассирия. Персидская держава
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы.
Культурные сокровища Ниневии. Гибель империи.
Возникновение
Персидского государства. Завоевания персов.
Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий I.
Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и
сатрапии, управление империей. Религия персов. Дербент - один из
старейших городов на территории современной России.
Древняя Индия. Древний Китай

Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев.
Государство Гуптов. Общественное устройство, варны.
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и
условия жизни населения. Древнейшие царства. Создание объединенной
империи. Цинь Шихуанди. Возведение Великой Китайской стены. Правление
династии Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение
различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий
шёлковый путь.
Религиозные верования древних индийцев. Легенды и сказания.
Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Религиозно-философские учения Древнего Китая. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие
государства на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации.
Государства Ахейской Греции (Микены, Тиринф).
Верования древних греков. Пантеон Богов. Взаимоотношения Богов и
людей.
Троянская война. Вторжение дорийских племён. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъём хозяйственной жизни после «тёмных веков». Развитие
земледелия и ремесла. Становление полисов, их политическое устройство.
Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии. Народы,
проживавшие на территории современной России до середины I тыс. до н. э.
Скифы и скифская культура. Античные города-государства Северного
Причерноморья. Боспорское царство. Пантикапей. Античный Херсонес.
Фанагория. Киммерийцы. Скифское царство в Крыму. Сарматы. Боспорское
царство.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена,
их значение.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство.
Организация военного дела. Спартанское воспитание.
Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию.
Битва при Марафоне, её значение. Усиление афинского могущества;

Фемистокл. Битва при Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в
Саламинском сражении, при Платеях и Микале. Итоги греко-персидских
войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле.
Хозяйственная жизнь.
Культура Древней Греции
Греческое искусство: архитектура, скульптура, живопись. Афинский
акрополь. Храмы и жрецы. Повседневная жизнь и быт древних греков.
Школа и образование. Литература. Развитие наук. Греческая философия.
Досуг (театр, спортивные состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок Эллады
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз.
Александр Македонский и его завоевания на Востоке. Распад державы
Александра Македонского.
Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического
мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности.
Этрусские города-государства. Наследие этрусков.
Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и
законы.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы.
Завоевание Римом Италии. Римское войско.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение
Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские
провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъём сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную
реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия,
итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы.
Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах.
Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура.
Расцвет и падение Римской империи. Культура Древнего Рима

Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Римское
гражданство. Римская литература, золотой век поэзии.
Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя:
территория, управление.
Возникновение и распространение христианства.
Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон. Развитие
наук. Римское право. Римские историки. Ораторское искусство; Цицерон.
Повседневная жизнь в столице и провинциях.
Император Константин I, перенос столицы в Константинополь.
Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Начало
Великого переселения народов.
Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ
6 КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация
Средневековья.
Европа в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских
королевств.
Византийская империя в VI—XI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры;
Юстиниан. Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и
славяне. Власть императора и церковь. Церковные соборы. Культура
Византии. Образование и книжное дело. Художественная культура
(архитектура, мозаика, фреска, иконопись). Влияние Византии на Русь.
Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти.
Салическая правда. Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII‒IX вв. Усиление власти майордомов.
Карл Мартелл и его военная реформа. Завоевания Карла Великого.
Управление империей. «Каролингское возрождение». Верденский раздел, его
причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная
Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны:
общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства.

Возникновение Венгерского королевства. Христианизация Европы. Светские
правители и папы.
Мусульманская цивилизация в VII—XI вв.
Арабы в VI—ХI вв. Природные условия Аравийского полуострова.
Основные занятия арабов. Традиционные верования. Пророк Мухаммад и
возникновение ислама. Хиджра. Победа новой веры. Коран. Завоевания
арабов.
Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура исламского мира.
Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и искусства.
Архитектура.
Средневековое европейское общество
Аграрное
производство.
Натуральное
хозяйство.
Феодальное
землевладение. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок
сеньора. Куртуазная культура. Крестьянство: зависимость от сеньора,
повинности, условия жизни.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и
православие. Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Ереси:
причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Крестьянская община. Города ‒ центры ремесла, торговли, культуры.
Население городов. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов
за самоуправление. Средневековые города-республики. Развитие торговли.
Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на Балтике. Ганза. Облик
средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Расцвет Средневековья в Западной Европе
Государства Европы в XI—XIII вв. Крестовые походы: цели, участники,
итоги. Духовно-рыцарские ордены.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в
Англии, Франции. Реконкиста и образование централизованных государств
на Пиренейском полуострове.
Священная Римская империя в ХI‒XIII вв. Итальянские государства в
XI‒XIII вв. Польско-литовское государство в ХI‒XIII вв.
Развитие экономики в европейских странах в период зрелого
Средневековья.
Византийская империя и славянские государства в ХI‒XIII вв.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового
человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование:
школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос.

Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и
готический стили в художественной культуре.
Страны и народы Азии, Африки и Америки в Средние века
Монгольская держава: общественный строй монгольских племен,
завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными
территориями
Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей.
Япония в Средние века: образование государства, власть императоров и
управление сёгунов. Культура средневекового Китая и Японии.
Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман,
Делийский султанат. Культура и наука Индии.
Государства и народы Африки в Средние века. Историческое и
культурное наследие Средних веков.
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные
верования, культура. Появление европейских завоевателей.
Осень Средневековья
Столетняя война; Ж. Д’Арк.
Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание
Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Экспансия турок-османов. Османские завоевания на Балканах. Падение
Константинополя.
Укрепление королевской власти в странах Европы.
Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение:
художники и их творения. Изобретение европейского книгопечатания; И.
Гутенберг.
ИСТОРИЯ РОССИИ. ОТ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации
российской истории. Источники по истории России. От образования Руси до
создания России.
Великое переселение народов на территории современной России.
Государство Русь
Города-государства на территории современной России, основанные в
эпоху античности.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока.
Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение
славян, их разделение на три ветви ‒ восточных, западных и южных.

Тюркский каганат. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская
Булгария.
Славянские общности Восточной Европы.
Их соседи ‒ балты и финно-угры. Восточные славяне и варяги.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая
организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания
русской
государственности:
природно-климатический
фактор
и
политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой
политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства.
Русь. Скандинавы на Руси. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые
русские князья. Отношения с Византийской империей, государствами
Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских
степей. Русь в международной торговле. Путь «из варяг в греки». Волжский
торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь («Русская земля»).
Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной
Европы, освоение Русской равнины. Территориально-политическая
структура Руси. Органы власти: князь, вече. Внутриполитическое развитие.
Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый.
Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы.
Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право:
Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика
и международные связи: отношения Руси с Византией, Херсонес; культурные
контакты Руси и Византии; отношения Руси со странами Центральной,
Западной и Северной Европы. Русь и Волжская Булгария. Русь и Великая
Степь, отношения с кочевыми народами – печенегами, половцами (Дешт-иКипчак).
Русские земли в середине XII — начале XIII в.
Формирование системы земель ‒ самостоятельных государств.
Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей:
Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Владимиро-Суздальская,
Полоцкая. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.
Особенность политического устройства Новгородской земли. Посадник,

тысяцкий. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика
русских земель. Отношения с Ганзой.
Летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик,
«Моление Даниила Заточника», «Слово о полку Игореве». Белокаменные
храмы Северо-Восточной Руси: Успенский и Дмитровский соборы во
Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор ЮрьеваПольского. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в
древнерусский и раннемосковский периоды. Русская икона как феномен
мирового искусства.
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его
потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой
Орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система
зависимости русских земель от ордынских ханов (так называемое
«ордынское иго»).
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в
XIII‒XV вв. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика,
культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама.
Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и другие)
и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и
Востоком.
Возникновение Великого княжества Литовского и включение в его
состав части западных и южных русских земель. Ордены крестоносцев и
борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский.
Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси; борьба за
великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы.
Усиление Московского княжества при первых московских князьях.
Иван Калита. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей в Северо-Восточной и
Северо-Западной Руси. Противостояние Московского княжества с Великим
княжеством Литовским.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви
в ордынский период русской истории. Митрополит Алексий и преподобный
Сергий Радонежский.
Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское
ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Народы
Северного Кавказа.
Создание единого Русского государства

Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в
Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.
Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской церкви.
Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой,
Ливонским орденом, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и
рост церковно-политической роли Москвы в православном мире.
Иван III. Переход Новгорода и Твери под власть Великого князя
Московского и Владимирского. Ликвидация зависимости от Орды.
Расширение международных связей Московского государства. Принятие
общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого
государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая
государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное
строительство. Московский Кремль. Внутрицерковная борьба (иосифляне и
нестяжатели).
Василий III. Вхождение Псковской, Смоленской, Рязанской земель в
состав Российского единого государства. Начало централизации. Отмирание
удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика
Российского государства в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством
Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в
европейские государства. Теория «Москва ‒ третий Рим». Сакрализация
великокняжеской власти.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование
первых приказных учреждений. Дворец, Казна. Боярская дума, ее роль в
управлении государством. Местничество. Местное управление: наместники и
волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Культурное пространство. Начало возрождения культуры в XIV в.
Устное народное творчество и литература. Летописание. Литературные
памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. «Хожение за
три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Каменные соборы Кремля.
Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль
в архитектуре. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублёв.
Дионисий. Итальянские архитекторы в Москве - Аристотель Фиораванти.
Быт русских людей.
ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ
у.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся:
1) в сфере патриотического воспитания: осознание российской
гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины ‒ России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
уважение к символам России, государственным праздникам, историческому
и природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране;
2) в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической
традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к
выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение
прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни
семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие
действий, наносящих ущерб социальной и природной среде;
3) в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных
духовно-нравственных ценностях народов России; ориентация на моральные
ценности и нормы современного российского общества в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а
также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное
неприятие асоциальных поступков;
4) в понимании ценности научного познания: осмысление значения
истории как знания о развитии человека и общества, о социальном,
культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение
навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей
современного общественного сознания;
5) в сфере эстетического воспитания: представление о культурном
многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как
воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание
ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных

традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других
народов;
6) в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью:
осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе ‒ на
основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного
физического и духовного развития человека в исторических обществах (в
античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху;
7) в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания
истории значения трудовой деятельности людей как источника развития
человека и общества; представление о разнообразии существовавших в
прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности человека; определение сферы профессиональноориентированных интересов, построение индивидуальной траектории
образования и жизненных планов;
8) в сфере экологического воспитания: осмысление исторического
опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального
характера экологических проблем современного мира и необходимости
защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред
окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
9) в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и
природной среды: представления об изменениях природной и социальной
среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о
значении совместной деятельности для конструктивного ответа на
природные и социальные вызовы.
В результате изучения истории на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные
универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц,
схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
раскрывать причинно-следственные связи событий;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия;
формулировать и обосновывать выводы.

Базовые исследовательские действия:
определять познавательную задачу;
намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического
материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять
реконструкцию исторических событий;
соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
определять новизну и обоснованность полученного результата;
представлять результаты своей деятельности в различных формах
(сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и другие).
Работа с информацией:
осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации
(учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература,
интернет-ресурсы и другие) ‒ извлекать информацию из источника;
различать виды источников исторической информации;высказывать
суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
представлять особенности взаимодействия людей в исторических
обществах и современном мире;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать
различие и сходство высказываемых оценок;
выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании,
письменном тексте;
публично представлять результаты выполненного исследования,
проекта; осваивать и применять правила межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении.
Совместная деятельность:
осознавать на основе исторических примеров значение совместной
работы как эффективного средства достижения поставленных целей;
планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные
проекты по истории, в том числе ‒ на региональном материале;
определять свое участие в общей работе и координировать свои
действия с другими членами команды.
Регулятивные универсальные учебные действия:
владеть приемами самоорганизации своей учебной и общественной
работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана
действий и определение способа решения);

владеть приёмами самоконтроля ‒ осуществление самоконтроля,
рефлексии и самооценки полученных результатов;
вносить коррективы в свою работу с учётом установленных ошибок,
возникших трудностей.
Умения в сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и
других:
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в
отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий
другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
регулировать способ выражения своих эмоций с учётом позиций и
мнений других участников общения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по истории на уровне
основного общего образования должны обеспечивать:
1) умение определять последовательность событий, явлений, процессов;
соотносить события истории разных стран и народов с историческими
периодами, событиями региональной и мировой истории, события истории
родного края и истории России, определять современников исторических
событий, явлений, процессов;
2) умение выявлять особенности развития культуры, быта и нравов
народов в различные исторические эпохи;
3) овладение историческими понятиями и их использование для
решения учебных и практических задач;
4) умение рассказывать на основе самостоятельно составленного плана
об исторических событиях, явлениях, процессах истории родного края,
истории России и мировой истории и их участниках, демонстрируя
понимание исторических явлений, процессов и знание необходимых фактов,
дат, исторических понятий;
5) умение выявлять существенные черты и характерные признаки
исторических событий, явлений, процессов;
6) умение устанавливать причинно-следственные, пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого
периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями ХХ ‒
начала XXI в. (Февральская и Октябрьская революции 1917 г., Великая
Отечественная война, распад СССР, сложные 1990-е гг., возрождение страны
с 2000-х гг., воссоединение Крыма с Россией в 2014 г.); характеризовать
итоги и историческое значение событий;

7) умение сравнивать исторические события, явления, процессы в
различные исторические эпохи;
8) умение определять и аргументировать собственную или
предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов;
9) умение различать основные типы исторических источников:
письменные, вещественные, аудиовизуальные;
10) умение находить и критически анализировать для решения
познавательной задачи исторические источники разных типов (в том числе
по истории родного края), оценивать их полноту и достоверность, соотносить
с историческим периодом; соотносить извлечённую информацию с
информацией из других источников при изучении исторических событий,
явлений, процессов; привлекать контекстную информацию при работе с
историческими источниками;
11) умение читать и анализировать историческую карту (схему);
характеризовать на основе исторической карты (схемы) исторические
события, явления, процессы; сопоставлять информацию, представленную на
исторической карте (схеме), с информацией из других источников;
12) умение анализировать текстовые, визуальные источники
исторической информации, представлять историческую информацию в виде
таблиц, схем, диаграмм;
13) умение осуществлять с соблюдением правил информационной
безопасности поиск исторической информации в справочной литературе,
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для решения
познавательных задач, оценивать полноту и верифицированность
информации;
14) приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе национальных
ценностей современного российского общества: гуманистических и
демократических ценностей, идеи мира и взаимопонимания между народами,
людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов
России. Положения ФГОС ООО развёрнуты и структурированы в программе
по истории в виде планируемых результатов, относящихся к ключевым
компонентам познавательной деятельности обучающихся при изучении
истории, от работы с хронологией и историческими фактами до применения
знаний в общении, социальной практике.
Предметные результаты изучения учебного предмета «История»
включают:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории

как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической,
политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,
цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных
процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности
современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,
миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического
опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в
различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего,
способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и
многоконфессиональном российском государстве.

1) целостные представления об историческом пути человечества, разных
народов и государств; о преемственности исторических эпох; о месте и роли
России в мировой истории;
2) базовые знания об основных этапах и ключевых событиях
отечественной и всемирной истории;
3) способность применять понятийный аппарат исторического знания и
приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий
и явлений прошлого и современности;
4) умение работать с основными видами современных источников
исторической информации (учебник, научно-популярная литература,
ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и другие),
оценивая их информационные особенности и достоверность с применением
метапредметного подхода;
5) умение работать историческими (аутентичными) письменными,
изобразительными
и
вещественными
источниками
‒
извлекать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать содержащуюся в них

информацию, определять информационную ценность и значимость
источника;
6) способность представлять описание (устное или письменное)
событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и
мировой истории и их участников, основанное на знании исторических
фактов, дат, понятий;
7) владение приёмами оценки значения исторических событий и
деятельности исторических личностей в отечественной и всемирной истории;
8) способность применять исторические знания как основу диалога в
поликультурной среде, взаимодействовать с людьми другой культуры,
национальной и религиозной принадлежности на основе ценностей
современного российского общества;
9) осознание необходимости сохранения исторических и культурных
памятников своей страны и мира;
10) умение устанавливать взаимосвязи событий, явлений, процессов
прошлого с важнейшими событиями ХХ ‒ начала XXI в.
Предметные результаты изучения истории носят комплексный характер,
в
них
органично
сочетаются
познавательно-исторические,
мировоззренческие и метапредметные компоненты.
Предметные результаты изучения истории проявляются в освоенных
обучающимися знаниях и видах деятельности. Они представлены в
следующих основных группах:
1) Знание
хронологии,
работа
с хронологией: указывать
хронологические рамки и периоды ключевых процессов, даты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории, соотносить год с веком,
устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2) Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать
место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических
событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3) Работа с исторической картой (картами, размещенными в учебниках,
атласах, на электронных носителях и других): читать историческую карту с
опорой на легенду, находить и показывать на исторической карте территории
государств, маршруты передвижений значительных групп людей, места
значительных событий и другие.
4) Работа с историческими источниками (фрагментами аутентичных
источников): проводить поиск необходимой информации в одном или
нескольких источниках (материальных, письменных, визуальных и другие),
сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия,

высказывать суждение об информационной (художественной) ценности
источника.
5) Описание (реконструкция): рассказывать (устно или письменно) об
исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ
жизни, занятия людей в различные исторические эпохи, составлять описание
исторических объектов, памятников на основе текста и иллюстраций
учебника, дополнительной литературы, макетов и другое.
6) Анализ, объяснение: различать факт (событие) и его описание (факт
источника, факт историка), соотносить единичные исторические факты и
общие явления; называть характерные, существенные признаки
исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших
исторических понятий; сравнивать исторические события, явления,
определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и
следствиях исторических событий.
7) Работа с версиями, оценками: приводить оценки исторических
событий и личностей, изложенные в учебной литературе, объяснять, какие
факты, аргументы лежат в основе отдельных точек зрения; определять и
объяснять (аргументировать) свое отношение и оценку наиболее
значительных событий и личностей в истории; составлять характеристику
исторической личности (по предложенному или самостоятельно
составленному плану).
8) Применение исторических знаний и умений: опираться на
исторические знания при выяснении причин и сущности, а также оценке
современных событий, использовать знания об истории и культуре своего и
других народов как основу диалога в поликультурной среде, способствовать
сохранению памятников истории и культуры.
Приведенный перечень предметных результатов по истории служит
ориентиром для планирования и организации познавательной деятельности
обучающихся при изучении истории (в том числе ‒ разработки системы
познавательных задач), при измерении и оценке достигнутых обучающимися
результатов.
Предметные результаты изучения истории в 5–9 классах представлены в
виде общего перечня для курсов отечественной и всеобщей истории, что
должно способствовать углублению содержательных связей двух курсов,
выстраиванию единой линии развития познавательной деятельности
обучающихся. Названные ниже результаты формируются в работе с
комплексом учебных пособий ‒ учебниками, настенными и электронными
картами и атласами, хрестоматиями и другими.
Предметные результаты изучения истории в 5 классе:

Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие,
до нашей эры, наша эра);
называть даты важнейших событий истории Древнего мира, по дате
устанавливать принадлежность события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов
истории Древнего мира, вести счёт лет до нашей эры и нашей эры.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и
исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху
первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и
государств, места важнейших исторических событий), используя легенду
карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между
условиями среды обитания людей и их занятиями.
Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников
(письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников
разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники,
созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена,
названия событий, даты и другие); находить в визуальных памятниках
изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную
идею) высказывания, изображения.
Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых
моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и
древнейших цивилизаций.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты государственного устройства древних
обществ, положения основных групп населения, религиозных верований
людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты;
иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами;
объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней
истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам
людей прошлого, к памятникам культуры.
Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры,
необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего
мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять
полученные результаты в форме сообщения, альбома, презентации.
Предметные результаты изучения истории в 6 классе:
Знание хронологии, работа с хронологией:
называть даты важнейших событий Средневековья, определять их
принадлежность к веку, историческому периоду;
называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их
хронологические рамки (периоды Средневековья, этапы становления и
развития Русского государства);
устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и
всеобщей истории.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты
важнейших событий отечественной и всеобщей истории эпохи
Средневековья;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку
(составление систематических таблиц).
Работа с исторической картой:
находить и показывать на карте исторические объекты, используя
легенду карты; давать словесное описание их местоположения;
извлекать из карты информацию о территории, экономических и
культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о

направлениях крупнейших передвижений людей ‒ походов, завоеваний,
колонизаций, о ключевых событиях средневековой истории.
Работа с историческими источниками:
различать основные виды письменных источников Средневековья
(летописи, хроники, законодательные акты, духовная литература, источники
личного происхождения);
характеризовать авторство, время, место создания источника;
выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода
событий, действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий
исторических событий);
находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые
символы, образы;
характеризовать позицию автора письменного и визуального
исторического источника.
Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории
в эпоху Средневековья, их участниках;
составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных
деятелей отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные
биографические сведения, личные качества, основные деяния);
рассказывать об образе жизни различных групп населения в
средневековых обществах на Руси и в других странах;
представлять описание памятников материальной и художественной
культуры изучаемой эпохи.
Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты экономических и социальных
отношений и политического строя на Руси и в других государствах,
ценностей, господствовавших в средневековых обществах, представлений
средневекового человека о мире;
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе
отечественной и всеобщей истории, конкретизировать их на примерах
исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и
всеобщей истории эпохи Средневековья (находить в учебнике и излагать
суждения о причинах и следствиях исторических событий, соотносить
объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких
текстах);

проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и
процессов отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану),
выделять черты сходства и различия.
Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья,
приводимые в учебной и научно-популярной литературе, объяснять, на каких
фактах они основаны;
высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой
эпохи с учетом исторического контекста и восприятия современного
человека.
Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других
стран эпохи Средневековья, необходимость сохранения их в современном
мире;
выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на
региональном материале).
обсуждениях.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. История Древнего мира
1.1
Введение
1.2

Первобытное общество

Итого по разделу

Всего

1
5
6

Раздел 2. Древний мир
2.1

Древний мир. Древний Восток

1

2.2

Древний Египет

7

2.3

Древние цивилизации Месопотамии

3

2.4

Восточное Средиземноморье в
древности

3

2.5

Ассирия. Персидская держава

3

2.6

Древняя Индия. Древний Китай

5

Итого по разделу

22

Раздел 3. Древняя Греция. Эллинизм
3.1

Древнейшая Греция

3

3.2

Греческие полисы

7

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

3.3

Культура Древней Греции

6

3.4

Македонские завоевания. Эллинизм

4

Итого по разделу

20

Раздел 4. Древний Рим
4.1

Возникновение Римского государства

5

4.2

Римские завоевания в Средиземноморье

2

4.3

Поздняя Римская республика.
Гражданские войны

4

4.4

Расцвет и падение Римской империи.
Культура Древнего Рима

9

Итого по разделу
Раздел 5. Курс «История нашего края»
5.1
История нашего края

1

20

34

Итого по разделу, курсу

34

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

1

0

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

Раздел 1. Всеобщая история. История Средних веков. V – конец XV вв.
1.1

Введение

1

1.2

Европа в раннее Средневековье

4

1.3

Мусульманская цивилизация в VII—XI
вв.

3

1.4

Средневековое европейское общество

3

1.5

Расцвет Средневековья в Западной
Европе

6

1.6

Страны и народы Азии, Африки и
Америки в Средние века

6

1.7

Осень Средневековья

5

Итого по разделу

28

Раздел 2. История России с IX до начала XVI вв.
2.1

Введение

1

2.2

Великое переселение народов на
территории современной России.
Государство Русь

14

2.3

Русские земли в середине XII — начале
XIII в.

11

2.4

Русские земли в середине XIII — XIV
в.

16

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

2.5

Создание единого Российского
государства

15

Итого по разделу

1

57

Раздел 3. Курс «История нашего края»
3.1
История нашего края

17

Итого по разделу, курсу

17

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

1

0

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Тема урока

Всего

1

Введение

1

2

Древнейшие люди

1

3

Первобытные охотники и собиратели

1

4

Верования и искусство

1

5

Возникновение земледелия,
скотоводства и ремесла

1

6

Урок повторения и обобщения по теме
«История Древнего мира. Первобытное
общество»

1

7

Древний мир: понятие,
хронологические рамки, карта

1

Контрольные
работы

1

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

8

Возникновение Древнеегипетского
государства

1

9

Общество Древнего Египта

1

10

Общество Древнего Египта

1

11

Расцвет Древнеегипетского государства

1

12

Религия Древнего Египта

1

13

Наука и искусство в Древнем Египте

1

14

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древний Египет»

1

15

Возникновение первых государств в
Древнем Междуречье

1

16

Вавилонское царство

1

17

Урок повторения и обобщения по теме
«Древние цивилизации Месопотамии»

1

18

Финикия

1

19

Древняя Палестина

1

20

Урок повторения и обобщения по теме
«Восточное Средиземноморье в
древности»

1

21

Ассирийская держава

1

22

Персидское царство

1

23

Урок повторения и обобщения по теме
«Ассирия. Персидская держава»

1

24

Древняя Индия

1

25

Древний Китай

1

26

Религия и культура Древней Индии и
Древнего Китая

1

1

1

1

27

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древняя Индия.
Древний Китай»

1

28

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древний Восток»

1

29

Начало греческой цивилизации

1

30

Верования древних греков

1

31

Поэмы Гомера

1

32

Государство-полис в Древней Греции

1

33

Великая греческая колонизация

1

34

Северное Причерноморье

1

35

Древние Афины

1

36

Древняя Спарта

1

37

Греко-персидские войны

1

38

Афинская демократия

1

39

Культура Древней Греции

1

40

Повседневная жизнь древних греков

1

41

Наука в Древней Греции

1

42

Театр в жизни древних греков

1

43

Священный огонь Олимпии

1

44

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древняя Греция»

1

45

Ослабление Эллады. Возвышение
Македонии

1

46

Походы Александра Македонского на
Восток

1

47

Культура царства Птолемеев

1

1

1

1

48

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древняя Греция.
Эллинизм»

1

49

Начало римской истории

1

50

Семь римских царей

1

51

Установление республики

1

52

Нравы, обычаи, религия

1

53

Завоевание Римом Италии

1

54

Пунические войны

1

55

Завоевание Восточного
Средиземноморья

1

56

Гражданские войны

1

57

Рабство в Риме

1

58

Рабство в Риме

1

59

Римское государство в I веке до н. э.

1

60

Римская империя

1

61

Династии римских императоров

1

62

Возникновение христианства

1

63

Наука и культура Древнего Рима

1

64

Наука и культура Древнего Рима

1

65

Быт и досуг римлян

1

66

Поздняя империя

1

67

Урок повторения, обобщения и
контроля по теме «Древний Рим»

1

68

Историческое и культурное наследие
цивилизаций Древнего мира

1

1

1

1

69

История нашего края

1

70

История нашего края

1

71

История нашего края

1

72

История нашего края

1

73

История нашего края

1

74

История нашего края

1

75

История нашего края

1

76

История нашего края

1

77

История нашего края

1

78

История нашего края

1

79

История нашего края

1

80

История нашего края

1

81

История нашего края

1

82

История нашего края

1

83

История нашего края

1

84

История нашего края

1

85

История нашего края

1

86

История нашего края

1

87

История нашего края

1

88

История нашего края

1

89

История нашего края

1

90

История нашего края

1

91

История нашего края

1

92

История нашего края

1

93

История нашего края

1

94

История нашего края

1

95

История нашего края

1

96

История нашего края

1

97

История нашего края

1

98

История нашего края

1

99

История нашего края

1

100

История нашего края

1

101

История нашего края

1

102

История нашего края

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

6

4

6 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

1

Всеобщая история. История Средних
веков. V – конец XV вв. Введение

1

2

От Древности к Средневековью: Рим,
варвары и христианская Церковь

1

3

Византийская империя и её соседи

1

4

От королевства Хлодвига к империи
Карла Великого

1

5

Европа в IX—XI вв.

1

6

Возникновение ислама и государства у
арабов

1

7

Арабский халифат, его расцвет и распад

1

8

Урок повторения и обобщения по темам
«Европа в раннее Средневековье»,
«Мусульманская цивилизация в VII—ХI
вв.»

1

9

Сеньоры и вассалы

1

10

Католическая Церковь и духовенство

1

11

Крестьяне и горожане

1

12

Крестовые походы

1

13

Англия, Франция и государства
Пиренейского полуострова в XI —
начале XIV в.

1

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

14

Англия, Франция и государства
Пиренейского полуострова в XI —
начале XIV в.

1

15

Священная Римская империя и её
соседи

1

16

Западноевропейская культура в XI—
XIV вв.

1

17

Урок повторения, обобщения и
контроля по темам «Средневековое
европейское общество», «Расцвет
Средневековья в Западной Европе»

1

18

Кочевники Великой степи и их соседи в
Средние века

1

19

Китай и Япония в Средние века

1

20

Китай и Япония в Средние века

1

21

Индия в Средние века

1

22

Народы и государства Африки

1

23

Цивилизации доколумбовой Америки

1

24

Европа в XIV — первой половине XV в.

1

25

Европа в XIV — первой половине XV в.

1

26

Гибель Византии и возникновение
Османской империи

1

27

Европа на пороге Нового времени

1

28

Урок повторения, обобщения и
контроля «Историческое и культурное
наследие Средних веков»

1

29

История России. История России с IX до

1

1

1

начала XVI вв. Введение
30

Великое переселение народов.
Восточная Европа и Северная Азия в 1м тыс. н. э.

1

31

Восточные славяне и их соседи

1

32

Восточные славяне и их соседи

1

33

Начало династии Рюриковичей

1

34

Русь при Игоре, Ольге, Святославе

1

35

Русь при Игоре, Ольге, Святославе

1

36

Русь при Владимире Святом

1

37

Русь при Владимире Святом

1

38

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

1

39

Наследники Ярослава Мудрого

1

40

Наследники Ярослава Мудрого

1

41

Русь при Владимире Мономахе

1

42

Урок повторения, обобщения по теме
«Великое переселение народов на
территории современной России.
Государство Русь»

1

43

Урок контроля по теме «Великое
переселение народов на территории
современной России. Государство Русь»

1

44

Политическая раздробленность Руси

1

45

Владимиро-Суздальская земля

1

46

Владимиро-Суздальская земля

1

47

Новгородская земля

1

48

Новгородская земля

1

1

49

Юго-Западная Русь

1

50

Культура и быт в IX— начале XIII в.

1

51

Культура и быт в IX— начале XIII в.

1

52

Урок повторения и обобщения по теме
«Русские земли в середине XII — начале
XIII в.»

1

53

Урок повторения и обобщения по теме
«Русские земли в середине XII — начале
XIII в.»

1

54

Урок контроля по теме «Русские земли в
середине XII — начале XIII в.»

1

55

Чингисхан и его империя

1

56

Натиск на русские земли с востока

1

57

Натиск на русские земли с востока

1

58

Отражение агрессии с запада

1

59

Отражение агрессии с запада

1

60

Русские земли и Золотая Орда

1

61

Русские земли и Золотая Орда

1

62

Русь и Великое княжество Литовское

1

63

Русь и Великое княжество Литовское

1

64

Северо-Восточная Русь в конце XIII —
начале XIV в.

1

65

Возвышение Москвы

1

66

Победа на Куликовом поле

1

67

Победа на Куликовом поле

1

68

Урок повторения и обобщения по теме
«Русские земли в середине XIII — XIV

1

1

1

1

в.»
69

Урок повторения и обобщения по теме
«Русские земли в середине XIII — XIV
в.»

1

70

Урок контроля по теме «Русские земли в
середине XIII — XIV в.»

1

71

Московское княжество в конце XIV —
первой половине XV в.

1

72

Московское княжество в конце XIV —
первой половине XV в.

1

73

Иван III — государь всея Руси

1

74

Иван III — государь всея Руси

1

75

Российское государство и общество во
второй половине XV в.

1

76

Российское государство и общество во
второй половине XV в.

1

77

Правление Василия III

1

78

Правление Василия III

1

79

Культура во второй половине XIII —
первой трети XVI в.

1

80

Культура во второй половине XIII —
первой трети XVI в.

1

81

Урок повторения, обобщения по теме
«Создание единого Российского
государства»

1

82

Урок контроля по теме «Создание
единого Российского государства»

1

1

1

1

83

Итоговое повторение

1

84

Итоговое повторение

1

85

Итоговое повторение

1

86

История нашего края

1

87

История нашего края

1

88

История нашего края

1

89

История нашего края

1

90

История нашего края

1

91

История нашего края

1

92

История нашего края

1

93

История нашего края

1

94

История нашего края

1

95

История нашего края

1

96

История нашего края

1

97

История нашего края

1

98

История нашего края

1

99

История нашего края

1

100

История нашего края

1

101

История нашего края

1

102

История нашего края

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

102

1

6

5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. История. Всеобщая история. История древнего мира: 5 класс: учебник /
В.Р.Мединский, А.О. Чубарьян. – Москва: Просвещение.2025.
2. История. Всеобщая история. История средних веков: 6 класс: учебник /
В.Р.Мединский, А.О. Чубарьян. – Москва: Просвещение.2025
3. История. История России, 9-начало 14в.: 6-й класс: учебник/ В.Р. Мединский, А.В.
Торкунов.- Москва: Просвещение, 2025.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.

Алиева С.К.Всеобщая история ( в таблицах и схемах )ЛИСТ,2020.

2. Андюсев Б.Е.Опорные конспекты по истории древнего мира. 5 класс.Владос. 2021.
3. Андюсев Б.Е.Опорные конспекты по истории средних веков. 6 класс.Владос. 2019.
4. Анисимов Е.В.Московское царство сер.16- 17 вв.иллюстрированная история
отечества.Норинт.2000
5. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и анекдотах 1ХХ1Х века.- М: Дрофа 2002.
6. Барабанов В.В.Справочные материалы по истории России для подготовки к
экзаменам.Астрель.2020
Контрольно- измерительные материалы
1. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9кл. Дрофа.1997.
2. Материалы и комментарии 4-ой Всероссийской Олимпиады школьников по
истории // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004 - №6.
3. Михайловская Л.Л.Дидактические материалы по истории России 6-19 вв.Харвест,
1999
4. Сухов В.В.,Морозов А.Ю.История России с древнейших времён.Дидактические
материалы 6-7 классы.Дрофа , 2000.
5. Сухов.В.В. История древнего мира и средних веков. 5-6 кл.Дидактические
материалы. Дрофа.2000
6. Тестовые задания по новой истории 16-20 вв.7-8 кл.сфера 1999.
7. Федорчук.И.А.Интеллектуальные игры для школьников.История. Академия К.1998

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

ВСЕМИРНАЯ (ВСЕОБЩАЯ) ИСТОРИЯ
• ancient.gerodot.ru - сайт "Древний Мир" содержит материалы по истории далеких
веков, забытых цивилизаций и стран. Имеются подборки материалов по Древней истории
и культуре по странам и племенам: Египет, Индия, Греция, Ассирия, Персия, Китай, Рим,
Ацтеки и др.
• history.rin.ru - Сайт Российской Информационной Сети "История" на
RIN.ru. Имеются разделы: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшая история
(по каждому разделу - страницы, карты, даты и события); общие разделы (загадки
истории, исторические личности и др).
• hrono.ru - хронологические таблицы на сайте "Хронос". Начальная история (до 3тыс.
лет до н.э.). История IVв. до н.э. - ХХ век. Ежегодные подробные хронологические
таблицы по событиям и странам.
• historyatlas.narod.ru - "Геосинхрония" - Атлас всемирной истории. Карты и схемы по
всеобщей истории. Схемы образования и карты древних государств. Таблицы династий и
правителей.
• historic.ru - Cайт "Historic.Ru" содержит карты по истории Древнего мира и из
энциклопедии Всемирная история, тематические подборки статей: семь чудес света,
тайны истории и т.п.,и статьи в разделе "Цивилизации": Египет, Вавилон, Греция, Рим,
Атлантида и другие.
• istorya.ru - Cайт "История.Ру". Имеются разделы: древний мир, средние века, новое,
новейшее время; хронология изменения границ Европы с 1000 по 1997 год ( 25 цветных
карт последовательно по 1 странице), литература, ссылки и др.
• mesopotamia.nm.ru - Сайт "Цивилизации Месопотамии" посвящeн истории,
культуре, религиозным представлениям народов, населявших Месопотамию в древности.
• duat.egyptclub.ru - Cайт "Дуат-Египтомания" содержит познавательную информацию
о истории, богах, культуре, эзотерике Египта.
• pero-maat.ru - Сайт "Древний Египет - Перо Маат". Проект для любителей Древнего
Египта. Новости египтологии, научные и публицистические статьи, творчество
древнеегипетской тематики.
• mesoamerica.narod.ru - Сайт "Всё о Мезоамерике". Древние цивилизации: ацтеки,
майя, тольтеки, ольмеки и другие. Их культура, мифы, города. Литература, ссылки и
другая информация.
• archaeology.ru - Сайт "Археология.РУ" содержит обширную информацию по древним
племенам: авары, венеды, викинги, готы, гунны, кельты, скифы..., по архелогическим
культурам, античной нумизматике. Лавка древностей. Библиотека. Ссылки.
• mify.org - Сайт "Мифы Древней Греции". Боги и герои Эллады. Замечательный
мифологический словарь-справочник.Огромное количество пояснительных ссылок,
художественные, поэтические, изобразительные иллюстрации.
• ellada.spb.ru- на сайте "Древняя Греция" представлена информация по истории
Древней Греции, ее искусство, мифология, галерея шедевров, личности и другое.
• greekroman.ru- Сайт "Antiqua" - энциклопедия античной мифологии.
• hellados.ru - Сайт "Эллада: Мифология древней Греции". Простое и доступное
изложение мифов и легенд Древней Греции. Подробная родословная греческих богов и
героев. Кроме того, этот сайт содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам!

• ancientrome.ru - Сайт "История Древнего Рима" содержит информацию,
отражающую общественный строй Древнего Рима, армию и военное дело, римское право,
быт, культуру, религию, мифы, архитектуру. А также есть информация об античных
монетах, античном искусстве и мифологии.
• roman-glory.com- Сайт "Римская Слава". Всё об организации, структуре и истории
армии древнего Рима.
• xlegio.ru - Сайт "X Legio 1.5". Десятый легион. Боевая техника древности. Проект
Александра Зорича.
• allhistory.narod.ru - Сайт "All history" - Египет, Рим, Китай, Япония, Индия. История,
государственное устройство, культура, религия, мифология и др.
• templiers.info - Сайт "Интернет-проект "История ордена Храма" (ИПИОХ)
существует с 2001 года и входит в число крупнейших русскоязычных ресурсов,
посвященных изучению истории Средневековья. ИПИОХ будет интересен тем, кто
изучает историю ордена тамплиеров, госпитальеров, тевтонских рыцарей и других
военно-монашеских орденов и братств Средневековья. Крестовые походы, государства
крестоносцев и их соседи также являются предметом нашего изучения. Статьи,
документы, переводы, энциклопедия, карты, иллюстрации, списки книг и библиографии всё это вы найдете на страницах сайта ИПИОХ. .
• medieval26.narod.ru - Cайт "Medieval26" - средневековье, рыцари, оружие, замки и
другое.
• www.vivl.ru - Сайт"Всемирная история в лицах". Великие личности всех времен и
народов. Энциклопедический словарь "Государи и династии зарубежной Европы".
• myfhology.narod.ru - Энциклопедия мифических существ. Потрясающий проект,
включающий в себя огромное количество разных мифологических персонажей, от
Алконоста до Ясона. Имеется богатая галерея.
• warconflict.ru - Сайт "История войн и военных конфликтов" - от древних времн до
ХХ века.
• battleships.spb.ru - "Боевые корабли мира" - сайт посвящен истории военно-морского
флота, истории военных кораблей - преимущественно конца XIX - начала XX века.
Броненосцы, дредноуты, крейсеры, авианосцы, линкоры.

История Отечества
История России IX-XII вв.
http://rusfederation.narod.ru/text1.html
Образование государства у восточных славян.
http://lants.tellur.ru/history/danilevsky/
Первые князья, карта, норманнская теория.
http://history.pu.ru/biblioth/russhist/histruss/01.ht Лекции
известного
историка
И.Н.
m#a02
Данилевского о происхождении восточных
славян
и
формировании
феодального
государства (в том числе Киевская Русь,
http://his.1september.ru/1999/his34.htm
язычество, принятие христианства и др.).
http://paganism.ru/gods.htm
http://paganism.ru/a-cloth.htm
Глава книги А.Ю. Дворниченко, С.Г.
http://oldslav.chat.ru
Кащенко, М.Ф. Флоринского "Отечественная
http://his.1september.ru/2001/32/no32_01.htm
история (до 1917)". Происхождение славян,
http://his.1september.ru/2001/05/2.htm
их расселение, языческие верования и пр.
http://his.1september.ru/2002/23/1.htm

http://oldru.narod.ru/

Загадки истории: методические разработки
спецкурса по истории России для 8 кл.
Верования восточных славян.
История древнерусского костюма: верхней
одежды, головных уборов, шейных гривн.
Иллюстрации.
История
расселения
славянских
земледельческих
племен
и
их
взаимоотношений с кочевыми племенами из
Азии.
Общественные отношения на Руси X-XII вв.
Методические разработки урока в 8 классе.
Материалы к уроку на основе широкого
применения исторического источника фрагментов "Русской правды". Вопросы и
задания для учащихся. Иллюстрации.
Поучение Владимира Мономаха.

Материалы из нового учебного пособия.
Представлены
отрывки
из
сочинений
Геродота,
Прокопия
Кесарийского;
фрагменты работ русских историков Ключевского, Соловьева, Платонова.
Электронная библиотека: монография К.
Егорова "Образование Киевской Руси",
исторические источники, статьи. Коллекция
карт. Библиография.
История России XIII-XV вв.
http://lichm.narod.ru/Part2/231.htm
http://hist-battle.chat.ru/chud.htm
http://his.1september.ru/2003/01/2.htm
http://stnil.narod.ru/
http://kulikovopolye.amrmuseum.ru/RUS/Kul_Bit.htm#kb
http://www.historymill.com/B/03/01.htm
http://www.bolshe.ru/book/id=427

Глава учебного пособия для студентов
"История России". Золотая Орда и Литовское
государство
в
XIII-XVI
вв.,
их
взаимоотношения с Русским государством.
Ледовое побоище. Описание сражения,
расстановки сил, организация боя, значение
победы русского войска.

История
развития
русских
княжеств,
соперничавших с Москвой в XIV-XV вв.
Преподобный Нил Сорский: житие, послания,
статьи. Нило-Сорская пустынь: описание.
Коллекция фотографий и изображений. Есть
английская версия.
Куликовская битва, история и география
сражения,
первые
исследования.
Иллюстрации и схема боя.

Материал по истории формирования единого
русского государства с центром в Москве.
Иллюстрации, термины.
Материал к уроку истории по теме:
объединение монгольских племен, нашествие
на Русь, установление ига.
История России XVI в.
http://his.1september.ru/2001/42/no42_01.htm
http://ou.tsu.ru/hischool/his_JuF/
http://lichm.narod.ru/Part3/321.htm
http://klio.webservis.ru/lec7_1.htm

Отечественные историки об эпохе Ивана
Грозного.

Основные этапы истории формирования
русского государства в XIV-XVII вв.
Таблицы, схемы, словарь.
Иван Грозный и кризис государства.

Конспект лекции по истории правления
Ивана
Грозного.
Становление
самодержавного строя в России. Фрагменты
воспоминаний современников, а также
оценки этого периода в работах русских
историков. Словарные гиперссылки по
личностям, терминам и пр.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».