МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Утверждено:
Педагогического совета
Приказом директора
МБОУ «Куркинская
ООШ» №133-од от 28
августа 2025 г.
Протокол №1 от
28.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Меткий стрелок»
Возраст – 13-15 лет
Срок реализации общеразвивающей программы – 1 год
Направленность - физкультурно-спортивное
Автор-разработчик:
Прохоров Леонид Алексеевич,
учитель технологии, 1 кв.кт.
Курки, 2025
1.1. Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья учащихся, развитию спорта. Организация
физкультурно-спортивного кружка в школе позволит развить общефизическую подготовку учащихся. Основную часть
занятий составляет стрелковый спорт. Стрелковый спорт является одним из самых массовых видов спорта; он
воспитывает смелость, мужество, решительность, самообладание, целеустремленность, трудолюбие, внимательность,
самостоятельность. Особенно большой популярностью он пользуется среди молодежи. Доступной формой обучения
учащихся приемам стрельбы является стрельба из пневматических винтовок.
Направленность (профиль) программы : физкультурно-спортивная.
Новизна программы
Новизна программы заключается в принципиально новом способе организации жизнедеятельности подросткового
коллектива как команды: во время занятий каждый из учащихся занимается достижением личностного результата и в то
же время работает на общий результат, когда как член команды участвует в соревнованиях различного уровня.
Актуальность программы
Необходимость создания данной программы обусловлена отсутствием разработанных программ, позволяющим обучать
подростков военно-прикладным видам спорта внутри образовательного учреждения, и призвана содействовать
заинтересованности детей к ведению здорового образа жизни.
Отличительные особенности
Настоящая программа составлена на основе «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Оборонно-спортивные кружки.» М.: Просвещение, 2007 . Данная программа отличается от базовой тем, что она дает
возможность каждому обучающемуся попробовать свои силы одновременно в разных видах военно-спортивной
направленности. Позволяет раскрыть как физические способности и возможности учащегося, так и сориентировать на
2
более глубокое изучение вопросов, связанных с изучением новых моделей пневматических винтовок. В программу
также включены темы по изучению материальной части, разборка и сборка автомата Калашникова; топографическая
подготовка и строевая подготовка.
Педагогическая целесообразность
«Дух соревнования», защита Отечества как смысл самоопределения, отражены в главной идее детского объединения.
Материал, изучение которого предусмотрено программой, изложен так, чтобы обучающиеся впоследствии смогли
воспитать в себе лучшие качества человеческого характера: ловкость, выносливость, силу духа, стойкость, аккуратность,
коммуникативность, самостоятельность. Привлекает воспитанников эта программа тем, что у них имеется реальная
возможность научиться метко стрелять, что крайне важно для будущих защитников Отечества.
Адресат программы
Программа адресована детям от 13 до 15 лет.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются
дети 7-9 классов общеобразовательной школы. Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом
возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. В соответствии с возрастом
применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Условия набора учащихся
Для обучения принимаются все желающие.
Количество учащихся
Количество учащихся 1-го года обучения–10-12 человек.
Объем и срок освоения программы
Продолжительность обучения по данной программе 1 год ; количество часов – 72 .
Формы и режим занятий
Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. При реализации программы используются следующие формы
занятий: индивидуальные, групповые и коллективные. Коллективные формы применяются при проведении
соревнований, учебно-тренировочных занятий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными
3
ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития. Групповые - при выполнении отдельных видов
практических заданий. По типу занятия проводятся комбинированные, теоретические, практические, тренировочные,
контрольные. Причем большее количество времени занимают учебно-тренировочные занятия.
Схема возрастного и количественного распределения учащихся по группам,
количество занятий в неделю, их продолжительность
Год Количество
обуче детей
ния
в группе
1
10-12
Общее
количество
занятий
в неделю
2
Продолжительность
занятия, час
1x2 (45 мин)
Общее
количество
часов
в неделю
2
Общее
количество
часов
в год
72
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развивать устойчивый интерес к укреплению психического и физического здоровья через занятия
стрелковым спортом, общефизической и строевой подготовкой.
Задачи программы:
1. Образовательные.
сформировать первичные знания о современных видах пневматических винтовок, их устройстве и технических
характеристиках;
изучить основы теории стрельбы;
привить навыки безопасного обращения с оружием, правильному уходу и хранению оружия;
сформировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных
положений;
изучить основы судейства соревнований.
2. Воспитательные.
прививать любовь к военно-прикладным видам спорта;
готовить молодежь к военной службе;
4
сформировать у воспитанников целеустремлённость, настойчивость, коллективизм и коммуникативность.
3. Развивающие.
развивать у воспитанников внимание, усидчивость, глазомер, память, внимательность;
обеспечивать активное участие членов кружка в спортивной и оборонно-массовой работе.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
1
Техника
стрельбы
из 34
7
пневматической винтовки ИЖ – 38.
1.1 Вводное занятие. Техника
1
1
безопасности при стрельбе из
пневматической винтовки.
1.2 Теоретические основы стрельбы
2
2
1.3 Устройство и взаимодействие частей 1
1
пневматической винтовки
1.4 Причины неисправности при стрельбе 1
1
1.5 Техника выполнения выстрела
3
1
1.6 Тренировка в изготовке к стрельбе
1
1.7 Тренировка в стрельбе с упора
3
1.8 Тренировка в стрельбе на кучность
5
1
1.9 Стрельба по мишени №8 из 2
положения сидя за столом
1.10 Стрельба по мишени №8 из 2
положения стоя
1.11 Стрельба по мишени №8 из 2
положения с колена
практика
27
Формы
контроля
аттестации/
опрос
опрос
опрос
3
1
3
5
2
опрос
результат по стрельбе
результат по стрельбе
результат по стрельбе
результат по стрельбе
результат по стрельбе
2
результат по стрельбе
2
результат по стрельбе
5
1.12 Скоростная стрельба
4
1.13 Стрельба по мишени №8 из трех 2
положений
1.14 Стрельба на результат
5
2
Спортивные игры
11
(общефизическая подготовка).
2.1 Пионербол
5
4
2
результат по стрельбе
результат по стрельбе
5
11
Выполнение норматива
5
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
2.2
Спортивные игры
1
1
2.3
Баскетбол
2
2
2.4
Русская лапта
2
2
2.5
Футбол
1
1
3
3.1
3.2
Топографическая подготовка.
Знакомство с условными знаками
Определение направления по азимуту
8
1
2
3.3
1
3.4
Выполнений заданий по физической 1
карте
Ориентирование на местности
1
3.5
Топографическая карта
3
3
4
4.1
4.2
Строевая подготовка.
Строй и его элементы
Повороты на месте и в движении
6
1
4
4.3
Строевой шаг
1
1
1
7
2
1
1
1
опрос
решение
задач
решение
задач
решение
задач
решение
задач
практических
практических
практических
практических
5
4
1
опрос
выполнение
приемов
выполнение
строевых
строевых
6
приемов
Разборка и сборка АКМ
Характеристика и параметры АКМ
Разборка и сборка АКМ
Соревнования
Соревнования по стрельбе
Соревнования по игровым видам
спорта
7
Итоговое занятие
Итого
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
5
1
1
4
7
5
2
4
7
5
2
1
72
1
63
9
опрос
выполнение нормативов
выполнение нормативов
соревнование
Подведение итогов
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Техника стрельбы из пневматической винтовки ИЖ – 38.
Тема №1. Вводное занятие.Техника безопасности при стрельбе из пневматической винтовки.
Теория. Порядок обращения с оружием. Правила поведения при проведении стрельб. Сигналы и команды, подаваемые
при проведении стрельб, и их выполнение. Изучение «Инструкции по обеспечению мер безопасности при проведении
стрельб в тирах и на стрельбищах».
Тема №2. Теоретические основы стрельбы.
Теория. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его
зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете.
Рассеивание, кучность, меткость.
Тема №3. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки.
Теория. Материальная часть оружия. Наименование, назначение основные технические характеристики.
Взаимодействие частей винтовки. Уход за оружием.
Тема №4. Причины неисправности при стрельбе.
Теория. Осмотр оружия. Подготовка оружия к стрельбе, его заряжение и разряжение. Уход за оружием.
Тема №5. Техника выполнения выстрела.
Теория. Основные элементы техники выполнения выстрела.
7
Практика. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол
или стойку.
Тема №6. Тренировка в изготовке к стрельбе.
Практика. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки, стоя с опорой на стол, на стойку.
Производство холостого выстрела.
Тема №7. Тренировка в стрельбе с упора.
Практика. Стрельбы по белому листу 10 на 10 см, затем по мишеням.
Тема №8. Тренировка в стрельбе на кучность.
Теория. Причины, влияющие на кучность и меткость стрельбы.
Практика. Определение средней точки попадания (с. т. п.) на мишени. Расчет и внесение поправок на прицельных
приспособлениях. Тренировки.
Тема №9. Стрельба по мишени №8 из положения сидя за столом.
Практика. Прицеливание, сущность прицеливания. Показ изготовки стрелка для производства выстрела из положения
сидя с опорой на стол. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.
Тема №10. Стрельба по мишени №8 из положения стоя .
Практика. Прицеливание, сущность прицеливания. Показ изготовки стрелка для производства выстрела из положения
стоя с опорой на стойку. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.
Тема №11. Стрельба по мишени №8 из положения с колена.
Практика. Прицеливание, сущность прицеливания. Показ изготовки стрелка для производства выстрела из положения с
колена. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.
Тема №12. Скоростная стрельба.
Практика. Прицеливание, сущность прицеливания. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка.
Тема №13. Стрельба по мишени №8 из трех положений.
Практика. Прицеливание, сущность прицеливания. Показ изготовки стрелка для производства выстрела из разных
положений. Спуск курка: условия, обеспечивающие правильный спуск курка. Расчет и внесение поправок на
прицельных приспособлениях. Тренировки.
Тема №14. Стрельба на результат.
Практика. Подведение итогов соревнований и занятий в кружке.
Раздел 2. Спортивные игры (общефизическая подготовка).
Тема №1. Пионербол
Практика. Правила игры в пионербол. Проведение игры.
Тема №2. Спортивные игры.
8
Практика. Подвижные спортивные игры. Развитие общей выносливости, силы, силовой выносливости, ловкости,
гибкости, координации движений тела.
Тема №3.Баскетбол.
Практика. Правила игры в баскетбол. Проведение игры.
Тема №4. Русская лапта.
Практика. Правила игры в русскую игру. Проведение игры.
Тема №5. Футбол.
Практика. Правила игры в футбол. Проведение игры.
Раздел 3. Топографическая подготовка.
Тема №1. Знакомство с условными знаками.
Теория. Виды условных знаков.
Тема №2. Определение направления по азимуту.
Практика. Работа с компасом.
Тема №3. Выполнений заданий по физической карте.
Практика. Чтение физической карты.
Тема №4. Ориентирование на местности.
Практика. Ориентирование на местности и плане.
Тема №5. Топографическая карта.
Практика. Ориентирование по местным признакам. Чтение плана и географической карты.
Раздел 4. Строевая подготовка.
Тема №1. Строй и его элементы.
Теория. Определение строя и его элементов.
Тема №2. Повороты на месте и в движении.
Практика. Строевые движения без оружия. Одиночная подготовка и в составе отделения. Строевые движения на месте
и в движении.
Тема №3. Строевой шаг.
Практика. Одиночная строевая подготовка и в составе отделения.
Раздел5. Разборка и сборка АКМ.
Тема №1. Характеристика и параметры АКМ.
Теория. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата.
Тема №2.Разборка и сборка АКМ.
9
Практика. Неполная разборка и сборка автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами.
Осмотр и подготовка АК и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и автоматов, магазинов.
Раздел 6. Соревнования.
Тема №1. Соревнования по стрельбе.
Практика. Допуск участников к соревнованиям. Обязанности и права стрелков. Меры безопасности при обращении с
оружием при проведении соревнований. Общие обязанности и права. Проведение соревнований.
Тема №2. Соревнования по игровым видам спорта.
Практика. Допуск участников к соревнованиям. Проведение соревнований.
Итоговое занятие. Подведение итогов .
1.4. Планируемые результаты.
Личностные.
По окончанию обучения обучающиеся будут стремиться
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,
взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы;
- принимать активное участие в проведении школьных и районных соревнований; в военно-прикладных видах спорта.
будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества;
будет сформирована активная жизненная позиция.
Метапредметные результаты.
будут сформированы
- убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- навыки применения правила безопасного обращения с оружием в различных ситуациях;
будут уметь
- подготовить оружие для занятий, разбирать и собирать его, обслуживать;
- принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально
складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
10
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию,
полученную на занятиях;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
будут уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
будут проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со
сверстниками, так и со взрослыми).
Предметные.
будут знать
- основные правила стрельбы;
- меры безопасности при стрельбе;
- устройство пневматической винтовки;
- топографические знаки;
будут уметь
- метко стрелять;
- изображать план местности;
- организовывать и проводить со сверстниками соревнования, осуществлять их объективное судейство;
- выполнять строевые приемы без оружия.
Блок №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Годовой календарный график.
Кол-во часов в год – 36 недель
Первое поугодие
Второе полугодие
Продолжительность учебной четверти
с 02.09 по 12.01
с 13.01 по 29.05
Количество занятий
18
22
Календарный учебный график.
№ месяц
число Время
Форма
Кол-
Тема занятия
Место
Форма контроля
11
проведения
занятий
1
лекция
во
часов
1
2
лекция
1
3
учебно1
тренировочное
занятие
4
лекция
1
5
лекция
1
6
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
1
7
8
9
занятия
проведения
Вводное занятие.
Техника
безопасности при
стрельбе из
пневматической
винтовки.
Теоретические
основы стрельбы
Устройство
и
взаимодействие
частей
пневматической
винтовки
Теоретические
основы стрельбы
Причины
неисправности при
стрельбе
Техника выполнения
выстрела
Учебный класс
опрос
Учебный класс
опрос
Учебный класс
опрос
Учебный класс
опрос
Учебный класс
опрос
Учебный класс
Практические
навыки
1
Техника выполнения Учебный класс
выстрела
Практические
навыки
1
Тренировка
в Учебный класс
изготовке к стрельбе
Практические
навыки
1
Тренировка
стрельбе с упора
Выполнение
норматива
в Учебный класс
12
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
лекция
1
Тренировка
в Учебный класс
стрельбе на кучность
Выполнение
норматива
1
Тренировка
в Учебный класс
стрельбе на кучность
Выполнение
норматива
1
Тренировка
в Учебный класс
стрельбе на кучность
Выполнение
норматива
1
Стрельба по мишени
№8 из положения
сидя за столом
Стрельба по мишени
№8 из положения
сидя за столом
Стрельба по мишени
№8 из положения
стоя
Стрельба по мишени
№8 из положения
стоя
Знакомство
с
условными знаками
Определение
направлений
по
азимуту
Тренировка
в
стрельбе на кучность
Учебный класс
Выполнение
норматива
Учебный класс
Выполнение
норматива
Учебный класс
Выполнение
норматива
Учебный класс
Выполнение
норматива
Учебный класс
опрос
Учебный класс
Решение
практических
задач
Выполнение
норматива
1
1
1
1
учебно1
тренировочное
занятие
учебно1
тренировочное
занятие
учебно1
Учебный класс
Техника выполнения Учебный класс
Выполнение
13
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
тренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
выстрела
норматива
1
Стрельба
результат
на Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Стрельба по мишени Учебный класс
№8 из положения с
колена
Стрельба по мишени Учебный класс
№8 из положения с
колена
Стрельба
на Учебный класс
результат
Выполнение
норматива
1
Соревнования
стрельбе
Лучший результат
1
Пионербол
Спортивный
зал
Игра,
соревнование
1
Пионербол
Спортивный
зал
Игра,
соревнование
1
Пионербол
Спортивный
зал
Игра,
соревнование
1
Определение
Школьный
направлений
по двор
азимуту
Тренировка
Учебный класс
стрельбы с упора
1
1
1
по Учебный класс
Выполнение
норматива
Выполнение
норматива
Решение
практических
задач
Выполнение
норматива
14
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
игра
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебно-
1
Тренировка
стрельбы с упора
Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Стрельба по мишени Учебный класс
№8
из
трех
положений
Стрельба по мишени Учебный класс
№8
из
трех
положений
Спортивные игры
Спортивный
зал
Тренировка
в Учебный класс
стрельбе на кучность
Выполнение
норматива
1
Строй
и
элементы
его Спортивный
зал
Строевые навыки
1
Повороты на месте и Спортивный
в движении
зал
Строевые навыки
1
Характеристика
параметры АКМ
опрос
1
Разборка
АКМ
и сборка Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Разборка
АКМ
и сборка Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Игра в баскетбол
1
1
1
и Учебный класс
Спортивный
Выполнение
норматива
соревнование
Выполнение
норматива
Игра,
15
45
тренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
лекция
46
лекция
1
Топографическая
карта
47
игра
1
Пионербол
48
игра
1
Пионербол
49
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
лекция
1
Стрельба
результат
1
Стрельба
результат
на Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Соревнования
стрельбе
по Учебный класс
Лучший результат
1
Топографическая
42
43
44
50
51
52
зал
соревнование
Спортивный
зал
Игра,
соревнование
1
Игра в баскетбол
1
Разборка
АКМ
и сборка Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Разборка
АКМ
и сборка Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Топографическая
карта
Учебный класс
Учебный класс
Спортивный
зал
Спортивный
зал
на Учебный класс
Школьный
Опрос, решение
практических
задач
Опрос, решение
практических
задач
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Выполнение
норматива
Опрос, решение
16
карта
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
двор
практических
задач
Решение
практических
задач
Выполнение
норматива
1
Выполнений заданий Школьный
по физической карте двор
1
Скоростная стрельба
Учебный класс
1
Скоростная стрельба
Учебный класс
1
Ориентирование
местности
1
Повороты на месте и Строевая
в движении
площадка
1
Повороты на месте и Строевая
в движении
площадка
Строевые приемы
1
Повороты на месте и Строевая
в движении
площадка
Строевые приёмы
1
Стрельба
результат
на Учебный класс
Выполнение
норматива
1
Соревнования
стрельбе
по Учебный класс
Лучший результат
1
Строевой шаг
Строевая
площадка
на Школьный
двор
Выполнение
норматива
Решение
практических
задач
Строевые приемы
Строевые
элементы
17
63
занятие
игра
1
64
игра
1
65
игра
1
66
игра
1
67
71
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
учебнотренировочное
занятие
игра
72
Круглый стол
1
68
69
70
Русская лапта
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
Игра,
соревнование
1
Спортивная
площадка
Русская лапта
Спортивная
площадка
Футбол
Спортивная
площадка
Соревнования
по Спортивная
игровым
видам площадка
спорта
Скоростная стрельба Учебный класс
1
Скоростная стрельба
Выполнение
норматива
1
Соревнования
стрельбе
по Учебный класс
Лучший результат
1
Соревнования
стрельбе
по Учебный класс
Лучший результат
1
Соревнования
по Спортивная
игровым
видам площадка
спорта
Итоговое занятие
Учебный класс
Учебный класс
Выполнение
норматива
соревнование
Подведение
итогов
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
18
1. Технические средства обучения
Имеется возможность доступа в кабинете информатики к информационным ресурсам интернета.
2. Учебно – практическое оборудование:
- винтовки пневматические спортивные ИЖ;
- мишени стрелковые;
- пульки для пневматического оружия.
- демонстрационные таблицы.
3. Оборудование класса
- классная доска
- ученические столы двухместные с комплектом стульев
- стол учительский с тумбой
- шкафы для хранения учебников, оборудования, дидактических материалов, пособий и др.
4.Спортивная площадка
5. Спортивный зал
6.Строевая площадка
Методическое обеспечение.
При проведении теоретических занятий используются таблицы, плакаты, электронные презентации.
Для проведения практических занятий по стрельбе из пневматической винтовки используется требования «Правила ТБ
при проведении практических стрельб» и Инструкция по охране труда при обращении с оружием на уроках ОБЖ.
Контроль знаний по пройденным темам теоретической части производится путем опроса. Контроль знаний правил ТБ
при проведении занятий и обращении с оружием проводится в форме опроса с допуском к занятиям только при
безусловном знании темы. Контроль качества выполнения нормативов по стрельбе производится по трехбалльной
системе в соответствии с результатами и характером упражнения.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для
него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с
учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами
коллектива.
19
Игровые технологии помогают ребенку приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к
выполняемой работе.
2.3. Формы аттестации
Для оценки результативности учебных занятий, проводимых по дополнительной общеразвивающей программе
стартового уровня «Меткий стрелок» применяется:
Виды контроля
Наименование и время проведения
контроля
Входной контроль
(в начале курса обучения)
Текущий контроль
(в течение всего учебного года)
Промежуточный контроль
(по окончании отчетного периода)
Цель проведения
Формы контроля
Определение уровня развития детей
Анкетирование, результат стрельбы
Оценка качества освоения какого-либо
раздела учебного материала
Определение степени усвоения
обучающимися учебного материала,
Определение результатов обучения.
Оценка изменения уровня развития
Итоговый контроль
(в конце учебного года/курса обучения детей. Определение результатов
обучения.
Педагогическое наблюдение
Выполнение нормативов;
соревнование; опрос
Выполнение нормативов; опрос;
соревнование; итоговое занятие.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего
контроля являются:
-журнал посещаемости кружка «Меткий стрелок»;
-диагностика личностного роста и продвижения;
- наблюдение за деятельностью учащихся;
-грамоты и дипломы учащихся;
-отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов программы при проведении промежуточной
аттестации являются:
20
- соревнования на школьном уровне;
-протоколы по итогам выполнения нормативов учащихся на уровне учреждения;
-приказы органов управления образования об итогах соревнований и конкурсов учащихся муниципального и
регионального уровней.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
- участие в соревнованиях, конкурсах на уровне учреждения и муниципалитета.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки результативности.
Отследить уровень усвоения обучающимися содержания программы можно по следующим показателям: умение
выполнить работу по образцу; умение анализировать; стабильность практических достижений обучающихся.
Показателями устойчивости интереса к деятельности, коллективу являются: текущая и перспективная сохранность
контингента; наполняемость, положительные мотивы посещения занятий; осознание социальной значимости и
нужности деятельности для себя.
Уровень воспитательных воздействий проявляется в характере отношений между педагогом и обучающимися, между
членами коллектива, в том или ином состоянии микроклимата в группе, в культуре поведения обучающихся.
Критериями оценки результативности обучения являются: выполнение нормативов по стрельбе из пневматической
винтовки; проверка усвоения теоретических знаний по темам, уровень развития памяти, уровень строевой подготовки,
уровень разборки сборки АКМ, а также результаты участия воспитанников в конкурсах, соревнованиях.
Приобретённые детьми знания, умения и навыки оцениваются по трем позициям: высокий, средний и низкий уровень
усвоения.
2.5. Методические материалы
Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе стартового уровня «Меткий стрелок»
основано на следующих принципах:
-гуманизации образования (необходимость бережного отношения к каждому ребенку как личности);
-от простого - к сложному (взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы);
-единства индивидуального и коллективного (развитие индивидуальных черт и способностей личности в
процессе коллективной деятельности, обеспечивающий слияние в одно целое различных индивидуальностей с полным
сохранением свободы личности в процессе коллективных занятий);
-психологической комфортности (создание на занятии доброжелательной атмосферы);
21
-индивидуальности (выбор способов, приемов, темпа обучения с учетом различия детей, уровнем их
способностей);
-наглядности;
-дифференцированного подхода;
-доступности и посильности (подача учебного материала соответственно развитию способностей и возрастным
особенностям учащихся).
Программа предусматривает применение различных методов и приемов, что позволяет сделать обучение эффективным
и интересным.
Наглядный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса.
Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы
заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать,
мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросноответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с
помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов,
идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так,
чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений,
определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и
познавать свои эмоциональные ощущения. Метод сравнения эффективен, этот метод помогает педагогу и учащимся
отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что ......» или «Эти
предлагаемые обстоятельства выбраны
более точно, чем в прошлый раз потому, что...».
Обязательным фактором в обучении детей, а по данному кружку особенно, является дисциплина. Необходимо
воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки
перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.
При реализации программы используется следующие методы воспитания:
-упражнение (отработка и закрепление полученных компетенций);
-мотивация (создание желания заниматься определенным видом деятельности);
-стимулирование (создание ситуации успеха).
Основными формами образовательного процесса являются лекции, практические занятия и игры. На всех этапах
освоения программы используется индивидуальная и коллективная формы организации процесса обучения.
Методическое обеспечение
22
№
Название темы
Форма
проведения
Методы
приемы
1
Вводное занятие. Техника
безопасности при стрельбе из
пневматической винтовки.
Теоретические основы стрельбы
лекция
беседа;
наглядный
пневматическая
винтовка
лекция
беседа;
наглядный
практический,
наглядный
пневматическая
винтовка ;мишень
пневматическая
винтовка
опрос
беседа;
наглядный
практический,
наглядный
пневматическая
винтовка
пневматическая
винтовка ;мишень
опрос
практический,
наглядный
пневматическая
винтовка
результат
стрельбы
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Устройство и взаимодействие учебночастей пневматической винтовки
тренировочное
занятие
Причины
неисправности
при лекция
стрельбе
Техника выполнения выстрела
учебнотренировочное
занятие
Тренировка в изготовке к стрельбе учебнотренировочное
занятие
Тренировка в стрельбе с упора
учебнотренировочное
занятие
Тренировка
в
стрельбе
на учебнокучность
тренировочное
занятие
Стрельба по мишени №8 из учебноположения сидя за столом
тренировочное
занятие
Стрельба по мишени №8 из учебноположения стоя
тренировочное
занятие
и Дидактическое
оснащение
Форма
подведения
итогов
опрос
опрос
результат
стрельбы
23
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
пневматическая
винтовка ; мишень
результат
стрельбы
15
из учебнотренировочное
занятие
Скоростная стрельба
учебнотренировочное
занятие
Стрельба по мишени №8 из трех учебноположений
тренировочное
занятие
Стрельба на результат
учебнотренировочное
занятие
Пионербол
игра
практический
мяч
16
Спортивные игры
игра
практический
17
Баскетбол
игра
практический
18
Русская лапта
игра
практический
19
Футбол
игра
практический
20
Знакомство с условными знаками
лекция
беседа;
наглядный
21
Определение
азимуту
22
Выполнений
заданий
физической карте
11
12
13
14
Стрельба по мишени
положения с колена
№8
направления
по учебнотренировочное
занятие
по учебнотренировочное
занятие
практический,
наглядный
практический,
наглядный
Игра,
соревнование
спортивное
Игра,
оборудование
соревнование
мяч
Игра,
соревнование
мяч, лапта
Игра,
соревнование
мяч
Игра,
соревнование
план местности и опрос
топографическая
карта
компас
решение
практических
задач
физическая карта
решение
практических
задач
24
23
Ориентирование на местности
24
Топографическая карта
25
Строй и его элементы
26
27
28
29
30
31
32
учебнотренировочное
занятие
лекция
практический,
наглядный
компас
практический,
наглядный
топографическая
карта
учебнотренировочное
занятие
Повороты на месте и в движении
учебнотренировочное
занятие
Строевой шаг
учебнотренировочное
занятие
Характеристика и параметры лекция
АКМ
Разборка и сборка АКМ
учебнотренировочное
занятие
Соревнования по стрельбе
учебнотренировочное
занятие
Соревнования по игровым видам игра
спорта
Круглый стол
Итоговое занятие
практический
плакат
решение
практических
задач
Опрос, решение
практических
задач
строевые навыки
практический
плакат
строевые навыки
практический
плакат
строевые навыки
беседа
Презентация
опрос
практический,
наглядный,
сравнения
практический,
наглядный,
сравнения
практический
макет АКМ
выполнение
норматива
пневматическая
винтовка ; мишень
выполнение
норматива
спортивное
оборудование
соревнование
беседа
Подведение
итогов
2.6. Список литературы
Список литературы для руководителя кружка.
25
1.Вайнштейн Л.М. Психология в пулевой стрельбе.- М., ФиС, 2003г..
2.Гачачиладзе Л.В., Орлов В.А. Физическая подготовка стрелка.- М., ДОСААФ, 2008.
3.Жилина М.Я. Методика тренировки стрелка-спортсмена. -М., ФиС, 2007.
4.Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка-спортсмена. -М., ДОСААФ России, 2010.
5.Ищенко А.Тиры и стрельбища, М.: Изд-во РОСТО, 2006г., 216с..
6.Корх А.Я. Стрелковый спорт и методика преподавания. - М., ФиС, 2003.
7.Методическое пособие «Стрельба из пневматических винтовок» М.: Воениздат, 2013.
8.Методические рекомендации для обучения стрельбе М.: Воениздат, 2015
9.Павлов А.В. Подготовка стрелка-спортсмена. - М., ДОСААФ России, 2010 .
10.Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Оборонно-спортивные кружки. М.:
Просвещение, 2007
11.Пулевая стрельба. Программа для тренерских факультетов институтов физической культуры. - М., РГАФК, 2006.
12.Сарычев Н.Г. Спортивная стрельба по силуэтам. -М., ДОСААФ России, 2010.
13.Стрелок и тренер. Вайншейн Л.Н. М.: Воениздат,2011.
14.Федорин В.Н. Методика обучения стрелков-спортсменов на начальном этапе подготовки. - КГАФК, 2004.
Литература для учеников:
1. Дворкин А.Д. Стрельба из пневматических винтовок.- М., ДОСААФ России, 2010.
2. Корх А.Я. Спортивная стрельба. -М., ФиС,2003г. .
3.Окунь Б.В. Спортивная стрельба из винтовок. - М., ДОСААФ, 2006.
4.Потапов И.Г. Соревнования по стрельбе. - М., ДОСААФ России, 2010.
5.Федорин В.Н. Пулевая стрельба. - КГАФК, 2007.
6.ЮрьевА.А. Пулевая спортивная стрельба, М.: Физкультура и спорт, 2008 (3-е изд.).
Рекомендуемая литература
1. «Винтовки и автоматы» (авторы А.Б. Жук, военное издательство 2007г.).
2. Журнал «Военные знания» №2, 2008г.
2.7. Глоссарий
Аирганнер (от англ. "airgunner") - человек, любящий и уважающий пневматическое оружие и использующий его в
разумных целях.
26
Аккомодация - процесс изменения фокуса зрения (перевод глаз с близкого предмета на дальний или обратно).
Апгрейд - модернизация, доводка, повышение потребительских свойств пневматического оружия.
Баллистика - наука, изучающая метание снаряда (пули) из ствольного оружия. Баллистику делят на внутреннюю,
которая изучает явления происходящие в стволе в момент выстрела, и внешнюю, объясняющую поведение пули после
вылета из ствола.
Баллистический коэффициент - способность пули преодолевать сопротивление воздуха, отражает соотношение сил
инерции пули и сил аэродинамического сопротивления, действующих на пулю. Может изменяться в зависимости от
скорости.
Девиация - 1) явление отклонения пули; 2) среднее значение отклонения попаданий.
Деривация - явление, в результате которого пуля встречает большее сопротивление воздуха одной из сторон и в полете
все больше и больше отклоняется от плоскости стрельбы в сторону своего вращения. Действие деривации неравномерно
и усиливается к концу траектории.
Диоптр -прицельное приспособление в совокупности с мушкой, проволочное кольцо или круглое отверстие в пластине.
Затаивание- прекращение дыхания при произведении выстрела.
Изготовка - поза, принимаемая стрелком для произведения выстрела.
Курок -"молоточек", при нажатии на спусковой крючок бьющий по штоку. Часть ударного механизма в пневматическом
газобаллонном и пневмопатронном оружии.
Кучность стрельбы- диаметр круга рассеивания пуль на мишени или расстояние между наиболее удаленными друг от
друга центрами попаданий двух пуль (при заданном расстоянии до мишени).
Линия выстрела -прямая линия, представляющая продолжение оси канала ствола до выстрела.
Линия прицеливания -прямая линия, соединяющая глаз стрелка, середину прорези целика, вершину мушки и точку
прицеливания.
Магазин- устройство для размещения ВВ или пуль.
Ноль - расстояние, на которое пристрелено оружие (одна/две точки).
Отметка выстрела -прогнозирование стрелком местоположения пробоины на мишени в момент выстрела.
Предохранитель -устройство, предотвращающее случайный выстрел.
Приклад- составляющая ложи либо отдельная деталь, служащая для упора оружия в плечо стрелка.
Пристрелка -процесс приведения оружия к нормальному бою.
Прицельная дальность -расстояние от точки вылета до точки падения. "Прицельная линия" - прямая линия,
соединяющая середину прорези целика с вершиной мушки.
27
Ствол -основная часть оружия в виде трубы, через которую проходит, получая направление полёта, пуля. Помимо этого,
служит камерой расширения сжатого газа и сообщает пуле нужную скорость, а в нарезном оружии обеспечивает
вращательное движение пули, стабилизируя ее в полете.
Стрельбище - участок, оборудованный для учебной или спортивной стрельбы.
Тир - специально оборудованное помещение или место для стрельбы по мишеням.
Точка прицеливания - точка, по которой наводится оружие.
Траектория - кривая линия полета снаряда.
Цевье - часть ложи, находящаяся впереди шейки приклада. В винтовках цевье в основном цельное с ложей из одного
куска дерева (или другого материала).
Целик - прицельное приспособление в совокупности с мушкой, пластина сложной формы с прорезью.
Шомпол - прямой длинный стержень для чистки канала ствола, реже - для выбивания застрявшей пули. Бывают
цельные и составные (складные).
Щека- выступ на боковой поверхности приклада. Позволяет стрелку производить более однообразную прикладку
оружия. В спортивных ложах бывает выполнена отдельной деталью, позволяющей производить ее регулировку в
соответстствии с анатомическими характеристиками конкретного стрелка.
Приложение. Оценочные материалы.
1.Анкета "Определение уровня учебной мотивации воспитанников в системе дополнительного образования"
1. Я посещаю дополнительные занятия, потому что
Здесь я занимаюсь творчеством
Здесь я готовлюсь к профессии
Это укрепляет здоровье
Мне нравится общаться с педагогом
Мне нравится общаться со сверстниками
Другое (напишите Ваш вариант)
28
2.
С каким настроением ты собираешься на занятия
С радостью, интересом, воодушевлением
Настроение не имеет значения, это пригодится мне в будущем
Настроения нет, вынужден идти туда, т.к. этого требует классный руководитель (воспитатель)
Настроение появляется уже на занятиях
Занимаюсь без настроения
Бывает по-разному
3.
Занятия всегда интересны для меня?
Да
Нет
По-разному
4.
Устраивает ли тебя уровень и тематика занятий?
Да
Нет
По-разному
5.
Ты хотел бы, чтобы задания на занятиях были более легкими?
Да
Иногда
Хочу, чтобы задания были трудными
6.
За период посещения занятий в системе дополнительного образования:
Я многое узнал, многое для себя открыл
Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в училище
Я стал активным участником различных мероприятий, проводимых в городе, крае
У меня появилось больше друзей
Ничего не изменилось
29
7.
Какие черты характера воспитывают в тебе занятия, которые ты посещаешь
Аккуратность
Внимательность
Активность
Усидчивость
Любознательность
Серьёзность
Исполнительность
Общительность
Уверенность в себе
Другое (напишите Ваш вариант)
8.
Как ты думаешь, поможет ли тебе посещение занятий определиться с выбором будущей профессии?
Да, поможет
Может и нет, но мне нравится посещать занятия, заниматься любимым делом
Не знаю, время покажет
Нет
9.
Ты считаешь, что твой педагог ДО:
Проводит интересные и увлекательные занятия
Стремится вызвать интерес к занятиям у кадет
Доброжелателен, справедлив, тактичен
Всегда понимает тебя, твое настроение
У тебя есть желание быть похожим на него
Другое (напишите Ваш вариант)
10. Педагог ДО всегда учитывает мои возможности и способности?
Да
30
Нет
По-разному
11. Если бы педагог сказал, что завтра на занятия всем приходить не обязательно, ты бы пришел?
пришел
не пошел бы
не знаю
12. Ты хотел бы, чтобы у тебя были другие, менее строгие педагоги?
не хотел, мне нравятся наши педагоги
хотел бы
точно не знаю
13. Ты часто рассказываешь о занятиях своим родственникам и друзьям?
часто;
редко;
совсем не рассказываю
14. Тебе нравятся ребята, которые занимаются вместе с тобой?
да;
не очень;
нет
15. Напиши свои впечатления о занятиях в системе дополнительного образования.
Спасибо за ответы!
Обработка результатов:
За каждый ответ на вопрос № 2-5, 10-14:
а) да – 3 балла,
31
б) иногда, не знаю, редко, бывает по-разному – 1 балл,
в) нет – 0 баллов.
Подсчет общего коллектива баллов:
0-7 баллов – неучебная мотивация, неудовлетворительное отношение к занятиям;
8-15 балов – низкий уровень мотивации к занятиям.
16-19 баллов – средний уровень мотивации, занятия привлекают, но, в основном, с целью организации
времяпрепровождения.
20-23 баллов – хороший уровень познавательной мотивации.
24-27 баллов – высокий уровень учебной мотивации.
2. Результат стрельбы.
Для создания большей заинтересованности в постоянном повышении мастерства и учитывая традицию выставления
отметок учащимся за достигнутые успехи, рекомендуется ставить начинающим стрелкам отметки по трехбалльной
системе: 3, 4, 5. Отметка «5» означает выполнение нормативов по стрельбе из пневматической винтовки.
На основании норм и опыта стрельбы выставляются отметки за стрельбу при условии: дистанция стрельбы -5м пули –
«ДН», «ДЦ», мишень – спортивная «П», время стрельбы неограниченное.
Отметки по результатам стрельбы.
Возраст Положение Отметки за количество выбитых очков
стрелков для
мальчики
девочки
стрельбы
3
4
5
3
4
5
Первый Сидя
14
24
30
11
21
27
год
С колена
11
21
27
8
18
24
обучения Стоя
9
19
25
6
16
22
3.Вопросы к теоретическому разделу по стрельбе для контроля знаний учащихся
1. Расскажите об истории развития пулевой стрельбы в России.
32
2. Расскажите об участии российских спортсменов на чемпионатах.
3. Что называется выстрелом?
4. Что влияет на дальность и точность полета пули?
5. До каких пор действует сила отдачи винтовки?
6. Как называется наука, изучающая движение пули?
7. Что такое траектория полета пули?
8. От чего зависит величина силы сопротивления воздуха?
9. Расскажите о способах стабилизации полета пули.
10. Явление естественного рассеивания пуль.
11. Расскажите о причинах рассеивания пуль.
12. Что называется отклонениями пробоин?
13. Для какой цели необходимо определять среднюю точку попадания пуль?
14. Какие способы определения средней точки попадания пуль вы знаете?
15. Расскажите о технических характеристиках винтовки ИЖ38.
16. Какие пули используются для стрельбы из пневматических винтовок?
17. Назначение и устройство основных частей пневматической винтовки.
18. Расскажите о положении частей и механизмов винтовки при хранении и до заряжания.
19. Что происходит с механизмом винтовки при заряжании?
20. Как работают части и механизм винтовки при выстреле?
21. Основные правила ухода за пневматической винтовкой.
22. Какие правила безопасности и правила выполнения стрельб должен знать стрелок?
23. Как производится приведение винтовки к нормальному бою?
24. Что такое точность стрельбы?
25. Что такое кучность стрельбы?
26. Порядок организации и проведение соревнований по стрельбе.
4. Оценивание разборки и сборки автомата.
Разборка:
«отлично» -18 сек
«хорошо» - 20 сек
«удовлетворительно» - 25 сек.
Сборка:
33
«отлично» -25 сек
«хорошо» - 27 сек
«удовлетворительно» - 30 сек.
6. Строевая подготовка.
Одиночная строевая выучка:
«отлично» – если не менее 50% строевых приемов выполнены на «отлично», а остальные не ниже «хорошо»;
«хорошо» — если не менее 50% строевых приемов выполнены на «хорошо» и «отлично», а остальные на
«удовлетворительно» при удовлетворительной оценке за внешний вид.
«удовлетворительно» – если не менее 80% строевых приемов,внешний вид оценены не ниже «удовлетворительно».
34