ДООП Хоровое пение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании

Утверждено:

Педагогического совета

Приказом директора
МБОУ «Куркинская
ООШ» №133-од от 28
августа 2025 г.

Протокол №1 от
28.08.2025 г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно-эстетического направления
«Хоровое пение»
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 7-14 лет.

Составитель:
Сенаева Мария Семеновна,
учитель музыки 1 кв. категории

с. Курки
2025

2.1. Пояснительная записка
Направленность - дополнительная образовательная общеразвивающая
программа
«Хоровое пение» составлена на основе «Требований к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы»,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего и основного общего образования, а также на основе
характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития,
воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020г.).
Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и
воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения
личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении
предметной области «Искусство» (Музыка), учитывает практический опыт
образовательных организаций, осуществлявших исследовательскую и
экспериментальную работу по данному направлению эстетического
воспитания. Программа «Хоровое пение» предназначена для организации
внеурочной деятельности обучающихся начального и основного общего
образования в возрасте от 7 до 14 лет.
Программа направлена на выявление одаренных детей в области
музыкального искусства в детском возрасте. Способствует приобретению
детьми определенного комплекса знаний, позволяющих исполнять
вокальнохоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем
музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей
опыт творческой деятельности. Воспитывает обучающихся культурным
ценностям народов мира и Российской Федерации.
Актуальность программы в том, что пение является весьма
действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения
вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают
художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского
мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению
– это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок,
наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных
способностей, мог овладеть навыками вокального искусства, научиться
голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта
программа.
Отличительные особенности программы в том, что сделан акцент на
восприятие искусства через пение, что является важным элементом
эстетического развития ребенка. Отражая действительность и выполняя

познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на
обучающихся, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Таким образом, пение способствует формированию общей культуры
личности: развивает наблюдательные и познавательные способности,
эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию,
воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой
деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает
чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.
Адресат общеразвивающей программы - программа рассчитана на
обучающихся от 7 до 14 лет. Формируются группы из учащихся одного
возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом
объединения (постоянный). Обучающиеся объединяются в группы с учетом
психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в
группы осуществляется в установленные учреждением сроки.
Режим занятий: группы комплектуется из состава обучающихся.
Частота и регулярность занятий — 1 раза в неделю продолжительностью
45мин. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного
освоения программы - 8-12 человек. Объем общеразвивающей программы:
34 часа в год. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная,
индивидуальногрупповая, групповая.
Виды занятий: настройка певческих голосов; работа над певческим
дыханием; дыхательная гимнастика; речевые упражнения; распевание; пение
вокализов; работа над произведениями, постановка музыкального спектакля,
посещение концертов, музыкальных спектаклей.
Формы подведения результатов: контрольное занятие, отчётный
концерт, участие в конкурсах, фестивалях.
Основное содержание занятий: пение, освоение соответствующих
теоретических и практических умений и навыков, концертноисполнительская деятельность.
Объем образовательной общеразвивающей программы:
Год обучения
Количество учебных часов в год
1 год обучения
34
2 год обучения
34
3 год обучения
34
Итого
102
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель программы: формирование интереса у обучающегося к
музыкальному искусству, хоровому исполнительству.
Задачи программы:

Обучающие:
- сформировать знания, умения, вокально-хоровые навыки;
- приобщить к общечеловеческим духовным ценностям через опыт
собственного
переживания
музыкальных
образов,
развитие
и
совершенствование эмоционально ценностной отзывчивости на прекрасное в
искусстве и в жизни;
- Привить интерес к постижению художественной картины мира,
приобретение разнообразного опыта восприятия музыкальных произведений;
- Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к
музыкальной культуре других стран и народов;
Развивающие:
- Развивать способности к сочувствию, сопереживанию, состраданию, к
эмоциональной отзывчивости;
- Развитие эмоционального интеллекта, общих и специальных музыкальных
способностей обучающихся;
- Развивать ладо-тональный, тембровый слух, музыкальную память;
- Развивать певческий голос, добиваться стройности звучания, единства в
манере пения.
- Развить понимание основных закономерностей музыкального искусства:
интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные
средства, элементы музыкального языка, направления, стили и т. д.;
Воспитательные:
- Воспитание уважения к культурному, музыкальному наследию России;
практическое освоение интонационно образного содержания произведений
отечественной музыкальной культуры;
- Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать и
сравнивать;
Хорошо организованная работа хора способствует сплочению детей в
единый дружный коллектив, выявляя их творческую активность. В
осуществлении этих задач и заключается художественно – воспитательное
значение данной программы.

2.3. Содержание образовательной общеразвивающей программы
Раздел 1. Вокальная работа в хоре.
Тема 1. Певческая установка.
Посадка хорового певца, положение корпуса, головы. Отработка навыков пения, сидя и стоя. Пение знакомых песен.
Техника безопасности. Знакомство с голосовым аппаратом, строение голосового аппарата.
Тема 2. Дыхание.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом
пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе
пения; различные его приёмы. Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Роль певческого дыхания в
звукообразовании. Пение упражнений на разные виды дыхания. Опорное дыхание. Важно объяснить певцам
различные ощущения: напряжение дыхательных мышц, ощущение столба воздуха, усиление вибрационных
ощущений. Найденное чувство опоры – основа удобства голосообразования. Немаловажная связь дыхания с другими
элементами фонации – атакой, силой, тембром звука и т.д.
Тема 3. Атака звука.
Атака – начало певческого звука. Виды атаки: мягкая, твёрдая, придыхательная. В исполнительской практике работы
с детьми используется мягкая и твёрдая атака. Основа звучания – мягкая атака, обеспечивающая чистоту интонации,
мягкий приятный звук и благоприятный режим работы голосовых связок. Объяснение механизма работы – голосовые
связки при мягкой атаке смыкаются одновременно с посылом дыхания.
Целесообразно использовать энергичную подачу звука – твёрдую атаку – при инертности голосового аппарата.
Механизм работы голосовых связок при твёрдой атаке – смыкание голосовых связок до начала звука и быстрое
размыкание давлением воздуха. Характер звука при твёрдой атаке яркий, энергичный, даже жёсткий, но не
форсированный. Пример видов атак и стилей исполнения: колыбельная поётся мягкой атакой, маршевые песни
твёрдой.
Выбор репертуара, упражнений для распевания – преимущественно с мягкой атакой звука, но также включаются
энергичные по характеру, подвижные по темпу сочинения, ориентированные на твёрдую атаку извлечения звука.
Тема 4. Артикуляция.
У многих детей артикуляционный аппарат в младшем школьном возрасте пассивен и вял, поэтому его развитие
требует от хормейстера особого внимания. Тембр голоса у детей младшего школьного возраста чрезвычайно неровен,

что наиболее ярко проявляется в пёстром звучании гласных, так как образование певческих гласных резко отличается
от разговорных. А гласные звуки – основа пения, так как на них и вырабатываются все вокальные качества голоса и
техника. Как известно, гласный звук рождается в гортани. Благодаря совместной работе голосовых связок и дыхания.
Но при возникновении он не имеет той характеристики, по которой мы различаем гласные на слух. Собственный
характер каждый звук получает только в результате резонирования глотки и ротовой полости, которой приобретают
определённые формы, соответствующие тем или иным гласным. При непосредственном возникновении, все гласные
имеют одинаковый первоначальный тембр, определённую высоту и силу. Вот почему подлинные мастера вокала
добиваются постоянного положения гортани при пении различных гласных. Это и есть, так называемая
академическая манера пения, которой должен придерживаться педагог, работая не только со взрослыми, но и с
детским хоровым коллективом. Так как возраст 7-10 лет – это не только период ограниченных возможностей, но и
период становления и воспитания первоначальных, правильных певческих навыков. И что будет заложено в раннем
возрасте, такие плоды будут и в старшем возрасте.
Главное условие хорошего звучания – сохранение
высокой позиции на всех звуках диапазона детского голоса. Особенно полезны в этом плане песни с нисходящим
движением. Добиваться у детей правильного формирования различных гласных нужно постепенно. С начало
использовать такие гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льётся свободно, не напряженно.
Предпочтение отдаётся гласному «у». При этой гласной ротовая полость и глотка раскрыты хорошо, пение как бы
совершается на «зевке» ( поднято верхнее нёбо), что так же помогает освободить голос от неприятного носового
призвука. Пение песен на гласную «у-ю» поможет в выработке высокой позиции, мягкого звучания и отличного
унисона и ансамбля.
Далее изучаются гласные «о-ё», при которых звук не требует округления и при нём глотка хорошо открыта, что
помогает выработать округлое, красивое звучание. Далее следует гласная «и», которая требует округления,
приближения к «ю» или «ы», но зато помогает найти ощущение близкого и яркого звучания для всех других гласных
и заставляет интенсивно работать голосовые связки и дыхание. И, наконец, можно освоить гласные «а-е», особенно
после применения гимнастики В.Емельянова (описанной в разделе 2), помогающей раскрепощению голосового
аппарата, в частности – зажатие челюсти, которое мешает правильному звукообразованию. После пения отдельных
гласных следует перейти к их чередованию в упражнениях и песнях. Итак, все гласные должны звучать одинаково
красиво при постоянном положении гортани, то есть сохраняется манера звучания при ясности произношения.
Особое значение воспитания навыка красивого пения гласных имеют русские народные песни с мелодиями, в

которых встречаются характерные распевы, являющиеся замечательной школой вокального мастерства. Они помогут
добиться большей напевности, льющегося, протяжного звука.
Тема 5. Дикция.
Если гласные определяют сам процесс пения, то согласные, прежде всего, влияют на дикцию, а потом так же требуют
особого внимания. При произношении одних гласных необходимо активное движение языка (р, т, д ), другие –
вызывают утечку воздуха (ж, ш ), третьи – требуют значительного выдоха (в, ф, з ).
С одной стороны согласные важны для речи, с другой – часто нарушают устойчивость гортани и нормативную работу
дыхания. Как же объединить две противоположные тенденции? Практика показала: согласные должны произноситься
не только чётко, но и чрезвычайно кратко и энергично. Чтобы добиться лёгкости в произношении согласных, следует
использовать в работе различные скороговорки, упражнения на различные сочетания согласных с гласными.
Серьёзная работа над дикцией освободит и разовьёт весь артикуляционный аппарат детей, который у них бывает
часто крайне пассивен.
Раздел 2. Распевание хора.
Тема 6. Система упражнений (комплекс).
1. Артикуляционная гимнастика. Помогает включить в работу весь корпус, мимические мышцы лица и весь
голосовой аппарат. Так как с помощью нее прорабатываются все мышцы, кровь приливает к этим частям тела и даёт
положительный результат.
2. Упражнения на развитие дыхания. Помогают в освоении правильного певческого дыхания, раскрепощают ребёнка
и избавляют от зажатости. Происходит работа через ассоциативное восприятие, что помогает в осознании
дыхательной работы на доступном уровне.
3. Интонационно-фонетические упражнения. Помогают понять переход от разговорной речи к певческой
деятельности. Сглаживание регистров.
4. Голосовые сигналы доречевой коммуникации. Разогрев голосовых связок. Сглаживание регистровых переходов.
Расслабление в работе гортани.
5. Вокально- интонационные упражнения. Это распространённые вокальные упражнения, но выполняющиеся с теми
же задачами, что стояли в предыдущих упражнениях и с теми же ощущениями. Пение на одном звуке, пение в
пределах квинты. Упражнения на развитие и расширение диапазона голоса и т.д. Каждое занятие начинается с этого
комплекса упражнений, рассчитанного на 15 минут. После этого идёт работа над произведениями, в которых
выполняются те же задачи, формируются те же ощущения, знания, умения и навыки.

Тема 7. Фонопедическая система В.Емельянова.
На протяжении многих лет, во многих коллективах детский голос был объектом эксплуатации. Вследствие этого
многие дети в раннем возрасте потеряли голоса и больше никогда не смогли вернуться к певческой деятельности.
Детский голосовой аппарат – нежный материал и здесь нужно помнить заповедь врачей – «не навреди!» Поэтому, В.
Емельянов обратился к этой проблеме и с медицинской точке зрения, и с педагогической, и с вокальной, и создал
свою современную методику «Фонопедическая система В.Емельянова».
В
его
системе
представлено
много
упражнений,
которые
классифицированы
по
разделам:
1)Артикуляционная гимнастика.
2) интонационно-фонетические упражнения.
3) голосовые сигналы доречевой коммуникации.
4)Упражнения
на
развитие
дыхания,
вибрато,
грудного
и
головного
регистра.
Все упражнения из этой области, которые используются на занятиях в ассоциативном восприятии, доступны и
понятны детям.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
Тема 8. Ансамбль.
Воспитание ансамблевых навыков в хоре, состоящем из младших школьников, задача трудная. Ансамбль –
совместное, согласованное во всех отношениях исполнение произведения. Достичь такого пения бывает нелегко из-за
того, что у детей младшего школьного возраста часто не хватает не столько умений и навыков, сколько внимания и
выдержки.
Поэтому руководителю следует постоянно вовлекать детей в активную работу и развивать в них
чувство
ответственности
как
у
всех
за
одного,
так
и
у
каждого
за
коллектив.
Для достижения единства в ансамбле все компоненты одинаково важны: интонационная слаженность, единообразие
манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость партии в каждый
данный момент, одновременное начало и окончание произведения целиком и отдельных его частей, и т.д.
Большую роль играет расположение хора. На репетициях рекомендуется расставлять детей так же, как они стоят на
концерте. С самых первых уроков следует воспитывать и вырабатывать чувство динамического ансамбля. Большую
пользу в работе над динамикой даёт разучивание произведений с ярким образным содержанием.
Ритмический ансамбль проявляется в чуткости детей к пульсации основной метрической доли. В развитии этого
навыка главная роль принадлежит двигательным компонентам. Полезно отхлопывать, отстукивать ритмический
рисунок произведения. Пропевание хоровых произведений без дирижёра тоже помогает выработке ритмической и

темповой устойчивости. Особая роль принадлежит дирижёрскому жесту в создании ритмического и динамического
ансамбля, единообразии в звукообразовании и произношении текста, а так же – ансамбля между хором и
сопровождением, между хором и солистами.
В младшем возрасте только начинают проявляться индивидуальные особенности каждого голоса, то есть тембр,
поэтому забота об их развитии – прямая обязанность хормейстера. В хоровой работе следует стремиться к созданию
единой манеры звуковедения, но не к нивелировке голосов. На ансамбль оказывает влияние строение мелодической
линии каждой партии, метроритмическое и ладотональное развитие, склад письма, тесситура, нюансы и темп. В
каждом конкретном случае хормейстер должен определить характер трудности и найти пути её преодоления. В этом
ему поможет глубокое изучение партитуры.
Тема 9. Строй.
Особое значение имеет работа над строем хора. Достижение достойного пения во многом зависит от умения хористов
сознательно интонировать на основе накопленных вокальных навыков и музыкальных знаний, а так же – от степени
развитости слуха.Строй принято рассматривать с двух сторон: мелодический и гармонический. Специальная
тренировка мелодического и гармонического слуха детей создаёт нужные предпосылки для достижения стройного
пения. Особенно важно научить детей петь тоны и полутоны (большие и малые секунды). Терции (большие и малые),
так как они являются основным показателем лада. На секундах, терциях и их обращениях основываются все
музыкальные сочинения. Всё, что говорилось о строе, в большей степени относится к пению a capella. Двухголосие.
Воспитание унисона – очень важная часть хорового дела. Но при этом у детей развивается только мелодический слух.
А полноценное музыкальное развитие предполагает серьёзную работу над совершенствованием гармонического
слуха. И чем раньше начнётся эта работа, тем плодотворней станет весь процесс хоровых занятий.
Гармонические упражнения позволят перейти к двухголосию. Начинать следует с несложных песен с приёмом «эхо»,
затем – канонов, потом – двухголосие с большим расстоянием между голосами, а затем двухголосные сочинения.
Раздел 4. Хоровой репертуар.
Тема 10. Стили хоровых произведений.
Хоровой коллектив в своём репертуаре должен иметь произведения, как современных авторов, так и классиков.
Обязательным условием является исполнение русских народных песен. Можно включать в репертуар произведения
других народов. Полезно изучать произведения разных жанров и стилей, что сделает репертуар разнообразным и
интересным для учащихся.
Тема 11. Разучивание хоровых произведений.

Для этого надо, чтобы учащиеся поняли, чего хочет от них добиться руководитель. А для этого нужно научить детей
понимать язык жестов дирижёра: «внимание», «дыхание», «начало пения», «окончание пения» и т.д. Первые два года
работа с произведениями идёт с голоса. На последующих годах обучения желательна работа с нотным текстом.
Разучивание песни происходит по мотивам, затем по фразам, предложениям и т.д. Анализ словесного текста и его
содержания. Разбор фразировки вытекающей из музыкального и текстового содержания. Разбор различной динамики.
При разучивании одноголосного произведения работа идёт со всей группой хора. После разучивания произведения
обязательно следует проводить индивидуальный опрос, помогающий выяснить качественный уровень выученного
произведения и планирования работы дальше.
Учебный (тематический) план 1 год обучения
№

Тема урока

Виды деятельности

Теория

Практика

Всего

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа в хоре.
1.Певческая установка (2ч.)
1

«Петь приятно и удобно»

2

Как петь сидя и стоя.

Посадка хорового певца, положение
корпуса, головы.
Отработка навыков пения, сидя и стоя.
2.Дыхание (2ч.)

3

Вдох и выдох в пении.

Дыхание перед началом пения

0,5

0,5

1

4

Учусь дышать правильно.

Одновременный вдох и начало пения.

0,5

0,5

1

3. Атака звука (2ч.)

5

Твёрдая атака звука.

Извлечение звука при твёрдой атаке

0,5

0,5

1

6

Мягкая атака звука.

Извлечение звука при мягкой атаке.

0,5

0,5

1

4.Артикуляция (4ч.)
7

Гласные и согласные звуки в
пении

Воспроизведение гласных и согласных в
академической манере пения

0,5

0,5

1

8

Артикуляционная гимнастика

Развитие артикуляционного аппарата

0,5

0,5

1

9

Тембр голоса.

Выравнивание тембра голоса

0,5

0,5

1

10

Высота звука.

Сохранение высокой позиции на всех
звуках диапазона
5.Дикция (2ч.)

0,5

0,5

1

11

Пропевание гласных

Образование певческих гласных

0,5

0,5

1

12

Пропевание согласных

Образование певческих согласных

0,5

0,5

1

РАЗДЕЛ 2. Распевание хора.
6.Фонопедическая система В. Емельянова (2ч.)
13

Артикуляционная гимнастика.

Пропевание скороговорок

0,5

0,5

1

14

Интонационно-фонетические
упражнения.

Распевки разного характера

0,5

0,5

1

7.Система упражнений (3ч.)
15
16
17

Упражнения на развитие
дыхания.
Интонационно-фонетические
упражнения.
Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.

Дыхательная гимнастика

0,5

0,5

1

Распевки разного характера

0,5

0,5

1

Разогрев голосовых связок.

0,5

0,5

1

8.Разучивание хоровых произведений (16ч.)
18
19

20
21
22
23
24
25

Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

Распевки разного характера

0,5

0,5

1

Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

Интонационно-фонетические
упражнения.
. Упражнения на развитие
дыхания.
Артикуляционная гимнастика.

Переход от разговорной речи к певческой
деятельности.
Дыхательная гимнастика

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Раскрепощению голосового аппарата

0,5

0,5

1

Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.
Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

Сглаживание регистровых переходов.

0,5

0,5

1

Пение на одном звуке, пение в пределах
квинты.
Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

26
27
28
29
30
31

Интонационно-фонетические
упражнения.
. Упражнения на развитие
дыхания.
Артикуляционная гимнастика.
Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.
Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

32- Интонационно-фонетические
33 упражнения.
34 Итоговое занятие
Итого

Сглаживание регистров.

0,5

0,5

1

Пение упражнений на разные виды
дыхания.
Отработка вокальных качеств голоса и
техника.
Разогрев голосовых связок.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Добиться большей напевности,
льющегося, протяжного звука.
Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

1

1

2

-

1

1

17

17

34

Переход от разговорной речи к певческой
деятельности
Отчётный концерт

Содержание программы первый год обучения
1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Знакомство с детьми. Входная диагностика музыкальных данных, Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса.
Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности.
2. Разучивание и пение простейших попевок.
Правила пения, распевания. Знакомство с упражнениями .Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием
унисона. Формирование вокального звука. Разучивание и пение простейших попевок в пределах квинты.
3.Певческая установка. Певческое дыхание.
Теория. Понятие о певческой установке и певческом дыхании.

Правильное положение корпуса, шеи и головы во время пения. Мимика лица при пении. Основные типы дыхания:
ключичный, грудной, брюшной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания.
Практика. Навыки пения сидя и стоя.
Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Смена дыхания в процессе пения; различные его
приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных).
Упражнения, формирующие певческое дыхание
4.Дикция и артикуляция.
Теория. Понятие о дикции и артикуляции. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Подготовка артикуляционного
аппарата к работе.
Практика. Формирование гласных и согласных звуков. Отчётливое произношение слов, внимание на ударные слоги.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Разучивание и использование скороговорок. Упражнения для
развития мышц языка, подвижности губ, а также всего артикуляционного аппарата.
5. Знакомство с произведениями различных жанров.
Теория. Прослушивание музыки из детских мультфильмов и кинофильмов. Краткая биография авторов и композиторов.
Практика. Беседа и анализ о настроении и характере произведений.
6. Вокальные навыки.
Теория. Понятие о певческих навыках и их взаимосвязь между собой.
Практика. Приобретение навыков уверенного пения. Естественный, свободный звук без крика и напряжения.
Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных. Музыкальные «буквы».Скороговорки и поговорки, которые
насыщены гласными звуками, требующие широкого раскрытия рта.
7. Работа над песнями.
Теория. Рассказ о песне как об одной из видов музыкального искусства в интересной для детей форме, её характере,
содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика. Разучивание песен, детальная работа над фразами, трудными местами; разучивание с сопровождением и без
него; доведение до уровня, пригодного для концертного выступления.
8.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория. Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Понятие сценической
культуры.

Практика. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Обучение движениям в темпе исполняемого
музыкального произведения. Умение изобразить настроение песни в различных движениях для создания
художественного образа.
9.Итоговое занятие. Концертная деятельность.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на праздничном мероприятии. Подведение итогов.
№

Тема урока

Учебный (тематический) план 2 год обучения
Виды деятельности
Теория

Практика

Всего

РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа в хоре.
1.Дыхание (2ч.)
1

Задержка дыхания.

2

«Цепное дыхание».

3

4
5

Выполнение упражнений на задержку
дыхания.
Понятие «цепного дыхание», распевки
на «цепное дыхание»
2.Атака звука (1ч.)

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Атака – начало певческого звука

Виды атаки: мягкая, твёрдая. Распевки
на разные виды атак звука.
3.Артикуляция (2ч.)

0,5

0,5

1

Гласные и согласные звуки в
пении.
Артикуляционная гимнастика.

Работа голосовых связок и дыхания при
пении гласных и согласных звуков.
Упражнения на артикуляцию.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

4.Дикция (2ч.)

6

Пропевание гласных

7

Пропевание согласных

Добиваться распевности в
произношении гласных
Добиваться лёгкости в произношении
согласных
Раздел 2. Распевание хора.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.
Распевки разного характера

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Разогрев голосовых связок.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

5.Фонопедическая система В.Емельянова (3ч.)
8

Артикуляционная гимнастика.

9

Интонационно-фонетические
упражнения.
Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.

10

6.Система упражнений (6ч.)

13

Артикуляционная гимнастика

Смена дыхания в процессе пения;
различные его приёмы. Роль певческого
дыхания в звукообразовании. Пение
упражнений на разные виды дыхания.
Упражнения на артикуляцию

14

Интонационно-фонетические
упражнения
Вокально- интонационные
упражнения.

Переход от разговорной речи к
певческой деятельности.
Пение на одном звуке, пение в пределах
квинты. Упражнения на развитие и

11

Упражнения на развитие
дыхания.

12

15

расширение диапазона голоса и т.д.

16

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

Переход от разговорной речи к
певческой деятельности.

0,5

0,5

1

Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7.Ансамбль (3ч.)
17

Унисонный.

18

Дикционный.

19

Темповой.

20

Мелодический

21
22

Гармонический

Выработка высокой позиции, мягкого
звучания и отличного унисона и
ансамбля.

8.Строй (4ч.)
Пение тонов и полутонов (большие и
малые секунды),терций (больших и
малых).
Тренировка мелодического и
гармонического слуха детей

23
24
25

26

Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса
Интонационно-фонетические
упражнения.

9.Разучивание хоровых произведений (11ч.)
Распевки разного характера

27
28
29
30
31

32
33
34

. Упражнения на развитие
дыхания.
Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика

0,5

0,5

1

Раскрепощению голосового аппарата

0,5

0,5

1

Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.
Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

Сглаживание регистровых переходов.

0,5

0,5

1

Пение на одном звуке, пение в пределах
квинты.
Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Интонационно-фонетические
упражнения.
. Упражнения на развитие
дыхания.
Итоговое занятие

Сглаживание регистров.

0,5

0,5

1

Пение упражнений на разные виды
дыхания.
Отчётный концерт

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

17

17

34

Итого:

Содержание программы второй год обучения
1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в
кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
2.Повторение пройденных и разучивание новых попевок.
Повторение правил пения, распевания, знакомство с новыми упражнениями. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука. Разучивание и пение простейших попевок в пределах октавы.
3.Использование певческих навыков. Певческое дыхание.
Теория. Разучивание упражнений.

Практика. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента или фонограммы. Работа над
точным звучанием унисона. Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой
контроль над интонированием. Упражнения на развитие певческого дыхания. Музыкальные упражнения на
расширение диапазона.
4.Знакомство с основными музыкальными жанрами. Известные детские вокальные коллективы.
Теория. Знакомство с простейшими музыкальными жанрами – песней, танцем, маршем. Прослушивание современных
детских вокальных коллективов, как яркий пример качественного исполнения песен для формирования культуры
восприятия таких, как «Волшебники двора», «Великан», «Непоседы», «Домисолька», «Волшебный микрофон».
Практика. Анализ прослушанного материала в форме беседы.
5. Работа над песнями.
Теория. Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика. Раскрытие содержания музыки и слов, особенностей художественного образа, замысла произведения.
Расширение диапазона песенного материала. Работа над точным звучанием унисона.
6.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория. Знакомство с элементами ритмики и движений под музыку на примере популярных вокальных ансамблей и
исполнителей современности.
Практика. Развитие чувства ритма. Развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под
музыку для передачи образа.
7.Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория. Разучивание новых скороговорок. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой при условии
свободы движений артикуляционных органов.
Практика. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию
речевого аппарата с использованием специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой
атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
8.Итоговое занятие. Концертная деятельность.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на праздничном мероприятии. Подведение итогов.

№

Тема урока

Учебный (тематический) план 3 год обучения
Виды деятельности
Теория

Практика

Всего

РАЗДЕЛ 1. Вокальная работа в хоре.
1.Дыхание (2ч.)
1
2

Опорное дыхание,
связь дыхания с другими
элементами фонации – атакой,
силой, тембром звука и т.д.

3

Виды атаки: мягкая, твёрдая,
придыхательная.

4

Гласные и согласные звуки в
пении.
Артикуляционная гимнастика.

5
6

Скороговорки.

7

Дикционные упражнения.

8

Пение упражнений на разные виды
дыхания. Смена дыхания в процессе
пения; различные его приёмы.

2.Атака звука (1ч.)
Выполнение упражнения для
распевания на разные виды атаки.
3.Артикуляция (2ч.)
Воспитания навыка красивого пения
гласных и согласных звуков.
Упражнения на артикуляцию.
4.Дикция (3ч.)
Упражнения - скороговорки,
упражнения на различные сочетания
согласных с гласными. Работа над
дикцией освободит и разовьёт весь
артикуляционный аппарат.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Раздел 2. Распевание хора.
5.Фонопедическая система В.Емельянова (3ч.)
9

Артикуляционная гимнастика.

10

Интонационно-фонетические
упражнения.
Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.

11

Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.
Распевки разного характера

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Разогрев голосовых связок.

0,5

0,5

1

0,5

1

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

6.Система упражнений (2ч.)
12
13

Упражнения на развитие
Пение упражнений на разные виды
0,5
дыхания.
дыхания.
Вокально- интонационные
Упражнения на развитие и расширение
0,5
упражнения
диапазона голоса и т.д.
Раздел 3. Работа над ансамблем хора и над хоровым строем.
7.Ансамбль (5ч.)

14

Унисонный

15

Дикционный

16

Ритмический

17

Темповой

Воспитание ансамблевых навыков,
согласованное во всех отношениях
исполнение произведения, достижение
единства в ансамбле, интонационная
слаженность, единообразие манеры
звукообразования,
ритмическая
и
темповая слитность.

18

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

8.Строй (4ч.)
19

Элементы двухголосия. Канон.

20
21

Двухголосие.

Совершенствованием гармонического
слуха. Выполнение гармоническиех
упражнений, которые позволят перейти
к двухголосию. Исполнение несложных
песен с приёмом «эхо», затем канонов.

22
Раздел 4. Хоровой репертуар.
9.Разучивание хоровых произведений (12ч.)
Раскрепощению голосового аппарата

23

Артикуляционная гимнастика.

24

Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.
Вокально- интонационные
упражнения.
Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

Сглаживание регистровых переходов.

0,5

0,5

1

Пение на одном звуке, пение в пределах
квинты.
Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Интонационно-фонетические
упражнения.
. Упражнения на развитие
дыхания.

Сглаживание регистров.

0,5

0,5

1

Пение упражнений на разные виды
дыхания.

0,5

0,5

1

25
26

27
28

29

Артикуляционная гимнастика.

30

Голосовые сигналы доречевой
коммуникации.
Вокально- интонационные
упражнения.

Отработка вокальных качеств голоса и
техника.
Разогрев голосовых связок.

32

Упражнения на развитие и
расширение диапазона голоса

Добиться большей напевности,
льющегося, протяжного звука.
Распевки на развернутое трезвучие и
актаву.

33

Интонационно-фонетические
упражнения.
Итоговое занятие

Переход от разговорной речи к
певческой деятельности
Отчётный концерт

31

34

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

Содержание программы третий год обучения
1. Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу.
Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в
кабинете, правилами личной гигиены вокалиста.
2.Повторение пройденных и разучивание новых попевок.
Повторение правил пения, распевания, знакомство с новыми упражнениями. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование вокального звука. Разучивание и пение простейших попевок в пределах октавы.
3. Знакомство с произведениями различных жанров. Типы голосов.
Теория. Знакомство с творчеством А.Пахмутовой. П.И.Чайковский «Щелкунчик».
Типы голосов-драматические и лирические. Голоса: мужские – тенор, баритон, бас; женские – сопрано, меццо-сопрано,
контральто; детские – дискант, альт.
Практика. Понимание настроения и характера произведений. Обсуждение своих впечатлений. Беседа по пройденному
материалу.

4.Работа над дикцией и артикуляцией.
Теория. Разучивание более сложных музыкальных и речевых скороговорок.
Практика. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию
речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок.
5.Звукообразование и дыхание.
Теория. Повторение пройденного материала. Типы певческого дыхания.
Звукообразование. Правила выполнения новых упражнений.
Практика. Работа над точным звучанием унисона. Закрепление навыков певческого дыхания и правильного
звукообразования. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков
учащихся. Упражнения для совершенствования певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной
формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков;
сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Пение в «щадящем» режиме звучания
голоса на нюансах mp-mf.
6.Работа над песнями.
Теория. Прослушивание песни. Рассказ о её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах.
Практика. Согласованность пения и музыкального сопровождения.
Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без
него. Работа над чистотой строя.
7. Двухголосье.
Теория. Понятие единства музыкального звучания. Понятие двухголосого пения.
Практика. Пение на два голоса.
8.Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку.
Теория. Воплощение вокальных образов через пластику. Ощущение гармонии голоса и тела.
Практика. Музыкально – ритмические игры. Упражнения для развития артистических способностей.
9.Итоговое занятие. Концертная деятельность.
Проверка знаний, полученных в течении года. Выступление на праздничном мероприятии. Подведение итогов.
Планируемые результаты обучения

Освоение программы внеурочной деятельности «Хоровое пение» направлено на достижение трёх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных. При этом теоретическое структурное разграничение
различных видов результатов на практике выступает как органичная нерасторжимая целостность. Личностные и
метапредметные, в первую очередь коммуникативные результаты, имеют глубокое и содержательное предметное
воплощение. «Хор — не собрание поющих, не обезличенное абстрактное единство, хор — это множество личностей,
личностных восприятий, переживаний, осмыслений, выражений, личностных оценок, личностного творчества.
Объединение множества личностных сотворений в единстве созидаемого музыкального образа в процессе общения со
слушателем.
1-й год обучения
- петь чистым естественным звуком, легко, нежно, звонко, мягко, правильно формировать гласные и произносить
согласные звуки;
- петь чисто и слаженно в ансамбле в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы;
-уметь чувствовать исполняемые произведения;
- уметь правильно двигаться под музыку;
- уметь вести себя в коллективе.
- проявлять интерес к вокальному искусству;
2-й год обучения
- соблюдать при пении певческую установку;
- уметь петь на цепном дыхании;
- уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях;
- уметь петь выразительно, осмысленно напевные песни;
- уметь держаться на сцене;
- испытывать потребность к певческой деятельности.
3-й год обучения

- уметь пользоваться мягкой атакой, петь естественным звуком, сохраняя индивидуальность тембра, на всём диапазоне
ровным по тембру звуком;
- уметь петь на одном дыхании, равномерно его распределяя, довольно продолжительные фразы;
- уметь управлять интонацией голоса;
- уметь петь на два голоса с сопровождением, без сопровождения;
- обладать артистической смелостью;
При проверке результатов используются следующие формы: педагогические наблюдения, фронтальный опрос,
викторины, исполнение песен.
Формы подведения итогов:
- Тестирование.
- Концертные выступления.
- Конкурсы, фестивали, смотры.
Предметные результаты программы
Реализация программы должна обеспечить:
- развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся;
- развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;
- умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его
эмоционально – нравственного содержания;
- навыки исполнения двухголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов
- классиков, произведения современных композиторов, с аккомпанементом и a cappella;
- формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и
продолжая обучаться в профессиональном учреждении;
В результате обучения хоровому пению ученик должен знать и понимать:
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Метапредметные результаты
Личностные результаты:
- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и его
историю, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе разучивания хоровых произведений
(народных и композиторских);
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к
истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных
форм, стилей, эмоциональной окраски;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путём ориентации в
многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия
связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;
- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости,
сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания,
проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и
общества;

- формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремлённости и настойчивости в достижении цели в
процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся получат возможность:
- удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
Учащиеся научатся:
- логическим действиям сравнения, анализа, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских
схем хорового произведения);
- рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других
учащихся; понимать причины успеха/неуспеха исполнительской деятельности;
- адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов,
существование различных интерпретаций одного произведения;
Учащиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед
зрителями;
- удовлетворять потребность в культурно - досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность,
расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
- планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых
произведений;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- мобилизовать силы и волевую саморегуляцию в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и
при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе
совместной исполнительской деятельности;
- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее
эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения,
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов
исполнительской интерпретации;
- опыту общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкальноисполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и
выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.
Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
- Материально-техническое обеспечение - для успешного процесса обучения и полной реализации программы
предусматривается расположение студии в отдельном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам,
требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий.
Столы и стулья соответствуют росту обучающихся. На настенной магнитной доске мелом выполняют графические
работы, развешивают плоские наглядные пособия.

- Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, аудио, фото,
видеоматериалы, интернет источники.
- Кадровое обеспечение - педагог музыки, образование высшее, I кв. категория.
- Методические материалы - особенности организации образовательного процесса – очно;
- методы обучения (словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частичнопоисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение,
поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая;
- формы организации учебного занятия - беседа, гостиная, игра, концерт, конкурс, наблюдение, открытое занятие,
праздник, практическое занятие, презентация, спектакль;
педагогические технологии - технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения,
информационно-коммуникационная технология, технология развивающего обучения, технология проблемного
обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, технология коллективной
творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио,
здоровьесберегающая технология;
- алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием;
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
– задание на дом.

- дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения
и т.п.
3.2. Мониторинг
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Подведение итогов выполнения программы складывается из двух составляющих: внешней и внутренней
деятельности коллектива.
Концерт, конкурс, фестиваль является формой диагностики музыкальных способностей и развития личности
ребенка. Участие в концертах, конкурсах, фестивалях и т.д. можно отнести к внешней деятельности коллектива, а
результаты участия – как своеобразный критерий оценки их деятельности.
Все дети принимают участие в концертной деятельности, но на разных уровнях, поэтому каждый найдет
возможность проявить себя.
Внутренняя деятельность – это музыкальное и личностное развитие каждого учащегося. Разработка критериев
оценки образовательной деятельности учащихся проводится с учетом цели программы - создать условия для выявления,
развития и реализации музыкально-творческих способностей детей . Для подведения итогов реализации
образовательной программы в начале учебного года, в середине , а также в конце года используется диагностика
музыкальных способностей детей.
- Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Диагностика развития вокальных навыков осуществляется с помощью диагностических заданий по следующим
критериям: звуковысотный слух, вокальная техника (способ звукообразования, тембр голоса, диапазон, дикция,
дыхание), эмоциональность.
Критерии определения уровня развития слуховых навыков: ладовое чувство, чувство ритма, мелодический слух,
гармонический слух.
Выявление способностей к исполнительской деятельности: интонация, ритм, память, диапазон, качество
певческого голоса, эмоциональность, музыкальность, особенность характера.

Список литературы
Для педагога:
1. Абрамов В.И. Обобщение темы «Дыхание» Библиотечка «Первого сентября». Серия «Биология».вып.29.
М.,Чистые пруды 2009.
2. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007.
3. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000.
4. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс,
2007
5. Кудрявцев В. Воображение, творчество и личностный рост ребенка. Библиотечка «Первого сентября» .Серия
«Воспитание, образование, педагогика».вып.25. М.,Чистые пруды 2010.
6. Курбатов А., Курбатова Л., Парницына-Курбатова Н. Воспитание духовно-нравственного здоровья. Библиотечка
«Первого сентября». Серия «Воспитание, образование, педагогика».вып.21. М.,Чистые пруды 2008.
7. Курбатов А., Курбатова Л., Культура дыхания. Комплекс упражнений для школьников. Библиотечка «Первого
сентября». Серия «Здоровье детей».вып.6(12). М.,Чистые пруды 2006
8. Гуляева О., Чеботарев А.Дыхательная гимнастика. Методическое пособие. Библиотечка «Первого сентября».
Серия «Здоровье детей».вып.3(15). М.,Чистые пруды 2007.
9. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд.,, стер. – СПб.: Издательство «Лань»;
Издательство «Планета музыки», 2007.
10. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель,
2007.
11. Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец
детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
12. Пчёлкина Т. Диагностика и развитие музыкальных способностей. Дидактические игры на занятиях с младшими
школьниками. Библиотечка «Первого сентября». Серия «Искусство».вып.5(11). М.,Чистые пруды 2006.
Для детей и родителей:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003;
Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002;
Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006;
Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002;
Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.
Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009;
Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 2000;
Список полезных интернет – ресурсов для педагога:
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/
7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».