МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Утверждено:
Педагогического совета
Приказом директора
МБОУ «Куркинская
ООШ» №133-од от 28
августа 2025 г.
Протокол №1 от
28.08.2025 г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
физкультурно-оздоровительной направленности
«Шахматы в школе»
Срок реализации общеразвивающей программы – 4 года обучения
Автор-разработчик:
Прохоров Леонид Алексеевич,
учитель технологии, первая кв.кт.
С.Курки, 2025
Программа создана на основе авторской программы Прудниковой Е.А, Волковой Е.И.
«Шахматы в школе». Составлена на 40 часов
Направленность: естественнонаучная
Уровень программы: продвинутый
Возраст обучающихся: 7-11 лет
Срок реализации: 4 года
Пояснительная записка
Нормативные правовые основы разработки ДООП:
Дополнительная общеразвивающая программа «Шахматы в школе» разработана в
соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в РФ».
2. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утверждённая
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726.
3. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных
постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
4. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021
5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ № 09-3242 от 18.11.2015 года.
7. Авторская программа Прудниковой Е.А , Волковой Е.И. «Шахматы в школе».
Один из приоритетов государственной политики в области образования – ориентация не
только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на их воспитание,
развитие личности, познавательных и созидательных способностей.
Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью
общечеловеческой культуры. «Они (шахматы) делают человека мудрее и дальновиднее,
помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на
несколько ходов вперед» (В.В. Путин).
ХХI век – век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий,
большого потока доступной информации – предопределил дефицит людей с активной
жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не
шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый
выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать ее и
систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего
потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И
здесь вырастает социально-педагогическая функция шахмат, сущность которой выражается в
развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, приобретении ими навыков
систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся
пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с
постоянным систематизированием получаемых на занятиях знаний, выработке у детей
способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать ее.
С учетом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно
ценно, что во многих странах и регионах России шахматы введены в блок дополнительного
образования.
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и
памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов
умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание
занимает особое место, требует специальных форм и методов работы….» (В.А.
Сухомлинский)
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Шахматы в
школе» реализуется в МОУ «Куркинская ООШ» с 2023 учебного года. Срок реализации
программы – 4 года.
1 год обучения - 2023-2024 учебный год,
2 год обучения - 2024-2025 учебный год,
3 год обучения - 2025-2026 учебный год;
4 год обучения - 2026-2027 учебный год.
В 2023-2024 учебном году в МОУ Куркинская ООШ» программа курса «Шахматы в
школе» реализуется следующим образом:
1 год – 40 часов;
2 год – 40 часов;
3 год – 40 часов;
4 год – 40 часов;
Всего – 160 часов.
Актуальность:
В рамках дополнительного образования активное освоение детьми данного вида
деятельности благотворно скажется на их психическом, умственном и эмоциональном
развитии, будет способствовать формированию нравственных качеств, изобретательности и
самостоятельности, умения ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух
здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной
самореализации без агрессии, компактность, экономичность - всё это выгодно выделяет
шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с
учетом угроз соперника, расчет вариантов в уме создают в шахматной партии почти
идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов
мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных
самостоятельных решений в любой жизненной ситуации.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Шахматы в школе» курс, который может быть использован в общеобразовательной школе для изучения
шахматной теории и практики. В процессе освоения курса «Шахматы в школе» учащиеся
приобретают опыт практико-соревновательной деятельности: участвуют в конкурсах решения
позиций, спаррингах, соревнованиях, шахматных праздниках.
Форма обучения: очная.
Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.
Условия набора и формирования групп: В объединение «Шахматы в школе»
принимаются учащиеся 7-11 лет, проявляющие интерес к здоровому образу жизни и спорту.
Специальных шахматных знаний при этом не требуется. Занятия проводятся с учетом
психофизиологических возможностей учащихся и возрастных особенностей. К занятиям
допускаются учащиеся, не имеющие медицинских противопоказаний.
Цель, задачи, ожидаемые результаты
Целью программы является: равномерное развитие логического и физического интеллекта
детей, формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие
посредством занятий шахматами.
Задачи программы:
Общие:
гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности,
укрепление здоровья;
обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;
выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение
обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного
отдыха и досуга.
Образовательные:
освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития шахмат;
освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,
особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных
подвижных игр;
овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами
записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;
освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования действий
во время партии;
обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование
шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и
оздоровления;
обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей,
индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные:
формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о
шахматах в частности;
формирование
первоначальных
умений
саморегуляции
интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных проявлений;
укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и
повышение функциональных возможностей их организма;
формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта
интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и
физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.
Воспитательные:
приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими
упражнениями, играми, и использование их в свободное время;
воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным
занятиям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Стартовый уровень:
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взятие, стоять
под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и
взятия каждой фигуры;
иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы
партнёра;
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в
один ход;
знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
знать «цену» каждой шахматной фигуры;
усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём
и королём;
владеть способом взятия на проходе;
записывать шахматную партию;
уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью
своих ходов и ходов партнёра.
Базовый уровень:
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и
создавать угрозы;
защищать свои фигуры от нападения и угроз;
решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в
партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней
горизонтали, открытый и двойной шахи;
ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя
фигуры в дебюте;
реализовывать большое материальное преимущество.
Продвинутый уровень:
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале
партии;
знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое
материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
владеть основными шахматными понятиями;
владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в
практической игре;
находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;
знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и
их теоретические варианты;
уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать
теоретические позиции;
уметь реализовывать материальное преимущество;
принимать участие в шахматных соревнованиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать
/применять:
правила техники безопасности во время занятий;
историю возникновения и развития шахматной игры;
имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они
внесли в развитие шахмат;
вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований,
шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими,
духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных
деятелей России;
приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся научатся:
выполнять простейшие элементарные шахматные комбинации;
использовать в речи шахматные термины, называть шахматные фигуры и познакомятся
с шахматным кодексом (белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья);
ориентироваться на шахматной доске;
правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять
фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать; объявлять шах; ставить мат;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;
матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем,
королем и ладьей;
Учащиеся получат возможность научиться:
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и
соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
развивать восприятие, внимания, воображение, память, мышление, начальных форм
волевого управления поведением.
записывать шахматную партию;
проводить элементарные комбинации.
Содержание программы
«Шахматы в школе»
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе: цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития
шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий по шахматам. Основные термины и
понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
шахматные фигуры; ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение,
ход, взятие, удар, взятие в проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья,
ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные
тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на
рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и
разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спаррингов,
соревнования, шахматные праздники.
№
п/п
Планирование прохождения программного материала по годам обучения
Виды деятельности
Распределение учебных часов
1 год
2 год
3 год
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры
1
Сведения из истории шахмат
1
1
1
2
Базовые понятия шахматной игры
29
20
20
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность
3
Конкурсы решения позиций
0
4
4
4
Соревнования
9
14
14
5
Шахматные праздники
1
1
1
Общее количество часов
40
40
40
4 год
1
22
2
14
1
40
Поурочное планирование
№ п/п Тема урока
1
Шахматы – мои друзья.
История возникновения
шахмат
2
Шахматная доска
3
Горизонталь
4
Вертикаль
5
Диагональ
6
Шахматная нотация
7
Шахматные фигуры и
начальная позиция
Ладья
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
1 год
Содержание урока
Знакомство детей с правилами техники безопасности на
занятиях по шахматам.
Введение и раскрытие понятия «шахматная игра»,
рассказ об истории возникновения данного понятия и
шахматной игры в целом
Знакомство детей с новыми понятием «шахматная
доска», белыми и чёрными полями на шахматной доске,
угловыми и центральными полями, правильным
расположением шахматной доски в начале партии
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«горизонталь»,
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«вертикаль»
Знакомство с шахматной доской: новое понятие
«диагональ»
Обозначение вертикалей, горизонталей, полей,
шахматных фигур
Расстановка шахматных фигур в начальной позиции
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «ладья», её
местом в начальной позиции, способом передвижения
ладьи по доске: ход и взятие; раскрытие понятий «ход
фигуры», «невозможный ход»
Слон
Знакомство учащихся с шахматной фигурой «слон», его
местом в начальной позиции, объяснение способов
передвижения слона по доске: ход и взятие; введение и
раскрытие понятий «белопольный» и «чернопольный»
слон
Ферзь
Знакомство с шахматной фигурой «ферзь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения ферзя по
доске: ход и взятие
Конь
Знакомство с шахматной фигурой «конь», его местом в
начальной позиции, способом передвижения коня по
доске: ход и взятие
Пешка
Правила хода и взятия пешкой
Превращение пешки
Правила превращение пешки
Король
Правила хода и взятия королём
Ценность фигур
Сравнительная сила фигур
Нападение
Атакующие возможности фигур
Взятие. Взятие на проходе Особое взятие пешкой: взятие на проходе
Шах и защита от шаха
Постановка шаха всеми фигурами, защита от шаха
Мат
Постановка мата всеми фигурами
Пат – ничья
Варианты ничьей
Рокировка
Правила рокировки, длинная и короткая рокировки
Основные принципы игры Общие принципы игры в начале шахматной партии
в начале партии
Мат двумя ладьями
Техника матования одинокого короля двумя ладьями
одинокому королю
Мат ферзём и ладьёй
Техника матования одинокого короля ферзём и ладьёй
одинокому королю
Мат ферзём и королём
Техника матования одинокого короля ферзём и королём
одинокому королю
26
27
28
29
30
31-39
40
Материальное
преимущество
Нарушение основных
принципов игры в начале
партии
Партии-миниатюры
Запись шахматной партии
Шахматный этикет
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Определение материального преимущества, реализация
материального преимущества
Ошибочные ходы в начале партии и их последствия
Из истории шахмат.
Чемпионы мира по
шахматам и выдающиеся
шахматисты мира
Шахматные фигуры
(повторение)
Нападение в шахматной
партии. Шах и защита от
него. Рокировка
(повторение)
Мат. Пат. Мат одинокому
королю королём и ладьёй.
Мат в один ход
(повторение)
Защита в шахматной
партии: уход из-под
нападения, уничтоже-ние
атакующей фигуры,
защита фигур
Защита в шахматной
партии: перекрытие,
контрнападение
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«двойной удар»
Тактический приём
«связка»
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«ловля фигуры»
Тактический приём
«сквозной удар»
Мат на последней
горизонтали
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Тактический приём
«открытый шах»
Тактический приём
«двойной шах»
Беседа о важности соблюдения правил техники без
опасности на занятиях по шахматам.
Из истории шахмат: знакомство с именами шахматистов
– чемпионов мира, ведущих шахматистов
Повторение материала первого года обучения
Анализ коротких партий
Способ ведения записи партии во время соревнований
Правила поведения шахматиста во время партии
Участие в шахматном турнире
2 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Повторение материала первого года обучения
Повторение материала первого года обучения
Знакомство с понятием «защита» в шахматной партии и
такими действиями против угроз партнёра, как уход изпод нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита
фигуры
Знакомство с двумя другими видами защиты в
шахматной партии – перекрытием, контрнападением
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 5, 6
Знакомство с тактическим приёмом «двойной удар»,
способами нанесения двойного удара
Знакомство с тактическим приёмом «связка», понятиями
«полная» и «неполная» связка, «давление» на связку
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 8, 9
Знакомство с новым тактическим приёмом «ловля
фигуры» и способами его применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «сквозной
удар» и способами его применения
Слабость последней горизонтали, «форточка»
Отработка на практике тактических приёмов,
пройденных на уроках 11–13
Знакомство с новым тактическим приёмом «открытый
шах» и способами его практического применения
Знакомство с новым тактическим приёмом «двойной
шах» и способами его практического применения
17–20
21
22–23
24–25
26–28
29
30–39
40
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
Шахматный турнир
Основы игры в дебюте:
дебютные ловушки
Основы игры в дебюте:
атака на короля
Основы эндшпиля:
реализация большого
материального
преимущества
Основы анализа
шахматной партии
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Игровая практика
Раскрытие основных принципов игры в дебюте,
знакомство с понятиями «дебют», «детский мат»
Знакомство с таким методом игры в дебюте, как атака на
короля партнёра
Знакомство с понятием «реализация преимущества» и
такими способами реализации преимущества, как игра
на мат, размен одноимённых фигур для увеличения
материального перевеса
Просмотр и анализ коротких шахматных партий
Отработка на практике материала уроков 21–25
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
3 год
Из истории возникноБеседа о важности соблюдения правил техники
вения соревнований по
безопасности на занятиях по шахматам.
шахматам. Системы
Знакомство с материалом об истории возникновения
проведения шахмат-ных
шахматных соревнований, изучение различных систем
соревнований.
проведения шахматных соревнований
Матование одинокого
Повторение материала второго года обучения.
короля разными фигурами Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два
(повторение)
хода
Тактические комбинации Повторение материала второго года обучения
и приёмы «связка»,
«сквозной удар»,
«двойной удар», «ловля
фигуры»
Тактические комбинации Повторение материала второго года обучения
и приёмы «двойной шах»,
«открытый шах»
(повторение)
Конкурс решения
Отработка на практике материала уроков 2–4
позиций:как бы вы
сыграли?
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение
«завлечение»
фигур под тактический удар»
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение
«отвлечение»
фигур от защиты»
Тактический приём
Знакомство с новым тактическим приёмом
«уничтожение защиты»
«уничтожение защиты», способом его применения в
практической игре; рассмотрение и анализ типичных
позиций на данную тему
Тактический приём
Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор
«спёртый мат»
классической партии на применение приёма «спёртый
мат»
Сочетание тактических
Просмотр партий на тему «сочетания различных
приёмов
тактических приёмов»
Конкурс решения позиОтработка на практике материала уроков 6–9
ций: как бы вы сыграли?
Борьба за инициативу
Информирование учащихся о том, как начинать
атакующие действия в шахматной партии
Основы дебюты: атака на Знакомство со способами атаки на короля, который не
нерокировавшегося
успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий,
короля
быстрое развитие, мобилизация фигур
14
Атака на
рокировавшегося короля
15
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Шахматный турнир
Основы анализа
шахматной партии:
выбери ход и найди план
Основы пешечного
эндшпиля: проходная
пешка, правило квадрата
Основы пешечного
эндшпиля: крайняя
пешка, «отталкивание
плечом»
Основы пешечного
эндшпиля: оппозиция и
ключевые поля
16–19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30–39
40
1
2
3
4
Основы пешечного
эндшпиля: король с
пешкой против короля с
пешкой
Основы пешечного
эндшпиля: король против
пешек, правило
блуждающего квадрата
Теоретические позиции
пешечного эндшпиля:
ферзь против пешки
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Сыграй как чемпион
мира. Партия В. Крамник
– Д. Садвакасов
Сыграй как чемпион
мира. Партия В. Ананд –
М. Карлсен
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Знакомство со способами атаки на короля, который
сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия
пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты
Отработка на практике материала уроков 12–14
Игровая практика
Знакомство с основами анализа шахматной партии,
разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов
мира
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
пешка против короля, пешка проходит в ферзи без
помощи своего короля, правило квадрата
Знакомство c элементарными пешечными окончаниями:
крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи
своего короля, отталкивание плечом
Повторение материала: игра пешки против короля,
пешка проходит в ферзи без помощи своего короля,
пешка проходит в ферзи при помощи своего короля;
введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»
Введение и раскрытие новых понятий:
«взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного
цугцванга», «ключевые поля».
Знакомство с правилом блуждающего квадрата,
раскрытие особенностей разрозненных пешек, их
сильных и слабых сторон
Знакомство с теоретическими позициями пешечного
эндшпиля: король и две пешки против короля,
особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям
bиg
Отработка на практике материала уроков 20–26
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание
ходов
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
4 год
История появления
Беседа о важности соблюдения правил техники
шахмат на Руси.
безопасности на занятиях по шахматам.
Зарождение шахматной
Знакомство с материалом об истории появления шахмат
культуры в России
на Руси, о том, как в России начала формироваться
шахматная культура
Основные принципы игры Дополнение знаний об игре в дебюте новыми
в дебюте
сведениями: роль центра, создание численного
превосходства
Перевес в развитии фигур Раскрытие понятия «мобилизация фигур для получения
численного превосходства»
Атака на короля
Раскрытие плана атаки на короля при односторонней и
разносторонней рокировках, а также плана атаки на
короля, оставшегося в центре
5
Перевес в пространстве
6
Оценка позиции
7
План игры
8
Выбор хода
9
Открытые дебюты
10
Полуоткрытые дебюты
11
12
13
Закрытые дебюты
Гамбиты
Тактический приём
«мельница»
Тактический приём
«перекрытие»
Тактический приём
«рентген»
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?
Анализ шахматной
партии: выбери ход
Шахматный турнир
Простейшие ладейные
эндшпили: ладья с
пешкой и королём против
ладьи и короля
14
15
16
17
18–21
22–25
26
27
28
29
30–39
40
Простейшие
легкофигурные
окончания: мат двумя
слонами одинокому
королю.
Простейшие
легкофигурные
окончания: мат конём и
слоном одинокому
королю
Конкурс решения
позиций: как бы вы
сыграли?
Роль шахмат в жизни
человека.
Как стать сильным
шахматистом.
Шахматный турнир
Шахматный праздник
Способы игры при пространственном перевесе, способы
достижения пространственного перевеса
Рассказ о том, что необходимо делать для того, чтобы
правильно оценить позицию во время шахматной партии
Разбор схемы моделирования плана игры, раскрытие
цели планирования
Алгоритм выбора хода, форсированные и
нефорсированные варианты, профилактика. Учимся
думать за партнёра
Многообразие открытых дебютов. Итальянская партия,
защита двух коней
Многообразие полуоткрытых дебютов. Сицилианская
защита, Французская защита
Многообразие закрытых дебютов. Славянская защита
Королевский гамбит
Знакомство с тактическим приёмом «мельница».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «перекрытие».
Решение дидактических заданий
Знакомство с тактическим приёмом «рентген». Решение
дидактических заданий
Отработка на практике материала уроков 13–16
Разбор и анализ партий чемпионов мира и ведущих
шахматистов мира
Игровая практика
Знакомство с простейшими ладейными эндшпилями;
способами защиты за слабейшую сторону и способами
игры на выигрыш за сильнейшую сторону; изучение
приёмов «построение моста», «отталкивание плечом»,
знакомство с позицией Филидора и позицией Лусены
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования двумя слонами
Знакомство с простейшими легкофигурными
окончаниями: техника матования слоном и конём
Отработка на практике материала уроков 22–27
Советы чемпионов мира юным шахматистам. Зачем
учиться шахматной игре
Игровая практика
Решение заданий, игровая практика
Список литературы
Учебно-методический комплект для учащихся:
Учебники:
1. Уманская Э. Э. Шахматы в школе. Первый год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Э. Э. Уманская, Е. И. Волкова, Е. А. Прудникова. – М.:
Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Второй год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Третий год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Четвёртый год обучения: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
Рабочие тетради:
1. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Первый год
обучения. М., Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Второй год обучения.
М., Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Третий год обучения.
М., Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А., Волкова Е. И.. Шахматы в школе. Рабочая тетрадь. Четвёртый год
обучения. М., Просвещение, 2017.
Литература для учителя:
1. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Первый год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
2. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Второй год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
3. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Третий год обучения:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.:
Просвещение, 2017.
4. Прудникова Е.А. Шахматы в школе. Методические рекомендации. Четвёртый год
обучения: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И.
Волкова. – М.: Просвещение, 2017.
5. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей/ Н. М. Петрушина. Ростов-на-Дону :
Феникс, 2016.
Периодические издания
«Шахматный листок»
http://www.nasha-pressa.de/index.php?com=items&task=show&item=2746
«Шахматная неделя»
http://shop.chessok.ru/published/publicdata/SHOP/attachments/SC/products_pictures/ShL-175_enl.jpg
Интернет ресурсы:
http://chess.cs.msu.su.
Приложение
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет
пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля,
вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные
фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет
понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно
выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита
познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта
предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание,
мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать
правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность
думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет
записывать шахматные партии. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в
умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их
вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает
понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Умеет записывать шахматные партии, но
делает ошибки.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали,
показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не
знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат».
Не умеет записывать шахматные партии.