МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Администрации Артинского городского округа МБОУ «Куркинская ООШ» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от 29.08.2024г. Утверждено: приказом директора МБОУ «Куркинская ООШ» № 140-од от «29» августа 2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для обучающихся 5-8 класса с ЗПР Составитель: Сенаева Мария Семеновна, учитель музыки 1 кв. кт. с. Курки, 2024 1 Пояснительная записка. Рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы по предмету «Музыка» на уровне основного общего образования, Примерной программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Общая характеристика учебного предмета «Музыка» Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий уровень обобщённости, с другой – глубокая степень психологической вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным искусством. Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание, содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей других народов и культур. Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного 2 кода, сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком – подсознательном – уровне. Музыка – временное искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности, особенно обучающегося с ЗПР, является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым. Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей. Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область «Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом, коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать информацию, передаваемую через художественные образы. Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и грамотности как части общей и духовной культуры обучающихся, развитие музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности. Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с ЗПР характерен сниженный уровень развития учебнопознавательной деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом. Слабая 3 произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность учебной деятельности на уроках музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся. Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций. Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к духовной составляющей предмета у них формируются устойчивые нравственные позиции, культурные ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора способствует повышению общего уровня культурного развития обучающегося с ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его культурой и традициями. Освоение предмета «Музыка» направлено на: приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений; расширение музыкального и общего культурного кругозора обучающихся; воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления, воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в различных видах музыкальной деятельности; развитие способности к эстетическому освоению мира, способности оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты; овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную терминологию и ключевые понятия музыкального искусства, элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с жизнью. В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры. 4 Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал модулей, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть дополнен регионально-национальным компонентом. Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ЗПР и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе обучения учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР, препятствующие освоению учебного предмета. Снижение развития понятийно-абстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются легче. Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по прослушанному музыкальному произведению. Ослабленная память обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста песен и теоретический материал с соответствующей терминологией. Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативно-образного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Музыка» необходим подбор эмоционально привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности, включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное, социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным становится поощрение 5 инициативы обучающегося с ЗПР включаться в музыкально-творческую деятельность класса и образовательной организации, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся. Примерная рабочая программа разработана с целью оказания методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю: 1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к формированию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; 2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.); Примерной основной образовательной программой основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию); Примерной программой воспитания (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2 июня 2020 г. №2/20); 3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса, используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного материала. Цель изучения учебного предмета «Музыка» Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер, творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности. Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, интонационно смысловое 6 обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество). В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим направлениям: 1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы; 2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа автокоммуникации; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе являются: приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания; осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе, специфики её воздействия на человека; формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства; воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия; формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства; освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей; развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе: − слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением); − исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на доступных музыкальных инструментах; − музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец, двигательное моделирование и др.); − творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали, представления); 7 − исследовательская деятельность на материале музыкального искусства; расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития музыкального искусства и современной музыкальной культуре. Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в отношении обучающихся с ЗПР является расширение их музыкальных интересов, обеспечение интеллектуально-творческого развития, развитие активного познавательного поиска в сфере искусства, стимулирование самостоятельности в освоении различных учебных действий. Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением следующих задач: формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной картины мира; воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию; развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей; развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью; развитие творческих способностей учащихся, овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкально пластическое движение, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно коммуникативных технологий); передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде; 8 коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих чувств через проживание музыкального образа; коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления посредством заучивания музыкального материала и текстов песен, понимания средств музыкальной выразительности; совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков, формирование способности вербального выражения чувств, обогащение словаря. Особенности отбора и адаптации учебного материала по музыке Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у обучающегося возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности. Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогом психологом, учителем-логопедом, учителемдефектологом). Они помогут определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с образовательными потребностями каждого ученика. Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем логопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции. Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Учителю музыки следует придерживаться приведенных ниже общих рекомендаций: следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять его на протяжении нескольких занятий; 9 при введении новых терминов следует использовать визуальную опору, учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных карточек) при употреблении или использовании терминологии; следует производить отбор музыкального материала с позиции его доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень; следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, мотивировать учащихся к изучению предмета; необходимо обращать внимание на общее состояние подростка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий. Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока. В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных инструментах, выдающихся композиторах и музыкантахисполнителях, приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной классики, образцов народного музыкального творчества, произведений современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и оркестра. Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Музыка» 10 Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкальнопластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ПООП ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с лексическим материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии. Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. Структура программы по предмету «Музыка» Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой начального образования и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения: модуль № 1 «Музыка моего края»; модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»; модуль № 3 «Музыка народов мира»; модуль № 4 «Европейская классическая музыка»; модуль № 5 «Русская классическая музыка»; модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»; модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»; модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»; модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления». Место предмета в учебном плане ёВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно (содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и предметные области («Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или 11 обеспечиваться временем за счет часов внеурочной деятельности). Содержание учебного предмета «Музыка», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, основной образовательной программе основного общего образования, адаптированной основной образовательной программе основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную деятельность обучающихся с ЗПР, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В соответствии с рекомендациями, представленными в Примерной рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего образования, тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку, исключение отдельных блоков, с учётом возможностей региона, образовательной организации, возможностей дополнительного образования и внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития обучающихся. В этой связи в Примерной рабочей программе для обучающихся с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся. 5 КЛАСС Содержание предмета за курс 5 класса включает модули: Модуль № 1. «Музыка моего края» Традиционная музыка – отражение жизни народа. Жанры детского и игрового фольклора (игры, пляски, хороводы и др.) Роль музыки в жизни человека и общества и ее значение для духовно-нравственного развития человека. Музыка как выражение чувств и мыслей человека. Календарные обряды, традиционные для данной местности (осенние, зимние, весенние – на выбор учителя) Модуль № 2. «Народное музыкальное творчество России» Богатство и разнообразие фольклорных традиций народов нашей страны. Музыка наших соседей, музыка других регионов. Общее и особенное в фольклоре народов России: лирика, эпос, танец. Значение народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры 12 народа (Народные музыкальные произведения России, народов РФ и стран мира по выбору образовательной организации). Модуль № 3. «Музыка народов мира» Археологические находки, легенды и сказания о музыке древних. Древняя Греция – колыбель европейской культуры (театр, хор, оркестр, лады, учение о гармонии и др.) Национальное своеобразие музыки. Интонация в музыке как носитель образного смысла. Интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира (А. Хачатурян Балет «Гаянэ», П. Чайковский Балет «Спящая красавица», Н. Римский Корсаков Симфоническая сюита «Шехерезада»). Модуль № 4. «Европейская классическая музыка» Национальный музыкальный стиль на примере творчества Ф. Шопена, Э. Грига и др. Национальные истоки классической музыки. Характерные жанры, образы, элементы музыкального языка (соната, симфония). Значение и роль композитора — основоположника национальной классической музыки (Венский классицизм). Кумиры публики (на примере творчества В. А. Моцарта, Н. Паганини, Ф. Листа и др.). Виртуозность. Талант, труд, миссия композитора, исполнителя. Признание публики. Культура слушателя. Традиции слушания музыки в прошлые века и сегодня. Модуль № 5. «Русская классическая музыка» Вокальная музыка на стихи русских поэтов, программные инструментальные произведения, посвящённые картинам русской природы, народного быта, сказкам, легендам (на примере творчества М. И. Глинки, С. В. Рахманинова, В. А. Гаврилина и др.) Связь народного и профессионального музыкального творчества (Н. Римский-Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка»). Исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях (М. Глинка Опера «Иван Сусанин», М. Мусоргский Опера «Борис Годунов», П. Чайковский Увертюра «1812», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский») Модуль № 6. «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение a capella / пение в сопровождении органа, И.С.Бах). Основные жанры, традиции (литургия, месса). Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения (П.И. Чайковский «Покаянная молитва о Руси», П. Чесноков «Да исправится молитва моя»). Модуль № 7. «Жанры музыкального искусства» Жанры камерной вокальной музыки (песня, романс, вокализ). Инструментальная миниатюра вальс, ноктюрн, прелюдия, каприс и др. (Ф. Шопен «Вальс», «Прелюдия», «Ноктюрн», Н. Паганини «Каприс»). Одночастная, двухчастная, трёхчастная 13 репризная форма. Куплетная форма. Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов (А. Рубинштейн Романс «Горные вершины», Н. РимскийКорсаков Романс «Горные вершины»). Вокальная и инструментальная музыка (М.И. Глинка «Венецианская ночь», Ф. Шуберт «Баркаролла», С. Рахманинов «Весенние воды», М. Глинка– М. Балакирев «Жаворонок», Г. Свиридов «Романс»). Модуль № 8. «Связь музыки с другими видами искусства» Единство слова и музыки в вокальных жанрах (песня, романс, кантата, баркаролла, былина и др.). Музыка и живопись. Выразительные средства музыкального и изобразительного искусства (М. Чюрленис). Аналогии: ритм, композиция, линия – мелодия, пятно – созвучие, колорит – тембр и т. д. Программная музыка. Выразительные и изобразительные интонации в музыке (Э. Григ. Музыка к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» - «Песня Сольвейг», «Смерть Озе», «В пещере горного короля»). Опера (Н. Римский Корсаков Оперы «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», М. Глинка Опера «Руслан и Людмила»). Балет (С. Прокофьев Балет «Ромео и Джульетта»), Кантата (С. Прокофьев Кантата «Александр Невский», К. Дебюсси Симфоническая сюита «Море»). Импрессионизм (на примере творчества французских клавесинистов, К. Дебюсси, А. К. Лядова и др.) Модуль № 9. «Современная музыка: основные жанры и направления» Джаз – основа популярной музыки XX века. Особенности джазового языка и стиля (свинг, синкопы, ударные и духовые инструменты, вопросно-ответная структура мотивов, гармоническая сетка, импровизация). Мюзикл. 6 КЛАСС Содержание предмета за курс 6 класса включает модули: Модуль№ 1 «Музыка моего края» Фольклорные жанры, связанные с жизнью человека: свадебный обряд, рекрутские песни, плачи-причитания. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Народные истоки композиторского творчества: обработки фольклора, цитаты; картины родной природы и отражение типичных образов, характеров, важных исторических событий. Внутреннее родство композиторского и народного творчества на интонационном уровне. Музыкальный образ (лирический, драматический, героический, романтический, эпический). Образы романсов и песен русских композиторов (М. Матвеев. «Матушка, матушка, что во поле пыльно», «Красный сарафан»). Портрет в музыке и живописи. Музыкальный образ и мастерство исполнителя. 14 Модуль № 3 «Музыка народов мира» Интонации и ритмы, формы и жанры европейского фольклора. Отражение европейского фольклора в творчестве профессиональных композиторов. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Искусство как отражение, с одной стороны – образа жизни, с другой – главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. Стили барокко и классицизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Полифонический и гомофонногармонический склад на примере творчества И. С. Баха и Л. ван Бетховена. Героические образы в музыке. Лирический герой музыкального произведения. Судьба человека – судьба человечества (на примере творчества Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и др.). Стили классицизм и романтизм (круг основных образов, характерных интонаций, жанров). Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Светская музыка российского дворянства XIX века: музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гениев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова и др.). Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Европейская музыка религиозной традиции (григорианский хорал, изобретение нотной записи Гвидо д’Ареццо, протестантский хорал). Русская музыка религиозной традиции (знаменный распев, крюковая запись, партесное пение). Народное искусство Древней Руси (знаменный распев, крюки). Молитва. Русская духовная музыка (В.Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской», В. Гаврилина Симфония «Перезвоны», М. Березовский Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости», П. Чесноков. «Да исправится молитва моя»). Образы скорби и печали в искусстве (Дж. Перголези «Stabat mater»). Полифония в западной и русской духовной музыке. Жанры: кантата, духовный концерт, реквием. Небесное и земное в музыке И.С. Баха. Эстетическое содержание и жизненное предназначение духовной музыки. Многочастные произведения на канонические тексты: католическая месса, православная литургия, всенощное бдение. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» Сюита, цикл миниатюр (вокальных, инструментальных). Принцип контраста. Прелюдия и фуга. Соната, концерт: трёхчастная форма, контраст основных тем, разработочный принцип развития. Инструментальный концерт (А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Зима»). Жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария, вокальный цикл) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта). Авторская песня: прошлое и настоящее. Построение и развитие 15 музыки (Ф. Шопен. Полонез (ля мажор), Ноктюрн фа минор). Интонационнообразный анализ музыкального произведения. Образы симфонической музыки. (Программная увертюра Л. Бетховена «Эгмонт», Увертюрафантазия П.И. Чайковского «Ромео и Джульетта»). Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка к драматическому спектаклю (на примере творчества Э. Грига, Л. ван Бетховена, А. Г. Шнитке, Д. Д. Шостаковича и др.). Единство музыки, драматургии, сценической живописи, хореографии. Взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы (К. Орф. Сценическая кантата для певцов, хора и оркестра «Кармина Бурана»). Мир старинной песни (Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха» («В путь»), «Лесной царь» (ст. И. Гете). «Серенада» (сл. Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева). «Ave Maria» (сл. В. Скотта). Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» Особенности жанра. Классика жанра — мюзиклы середины XX века (на примере творчества Ф. Лоу, Р. Роджерса, Э. Л. Уэббера и др.). Современные постановки в жанре мюзикла на российской сцене. Стили, направления и жанры современной музыки (Ч. Айвз. «Космический пейзаж», Э. Артемьев. «Мозаика»). Джаз – искусство XX века (Негритянский спиричуэл, «Любимый мой» сл. А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской, Л. Армстронг «Блюз Западной окраины»). Мир музыкального театра. Вечные темы искусства и жизни (Л. Бернстайн, Мюзикл «Вестсайдская история»). Образы киномузыки (И. Дунаевский Марш из к/ф «Веселые ребята» сл. В. ЛебедеваКумача, Ф. Лей «История любви»). 7-8 КЛАСС Содержание предмета за курс 7 класса включает модули: Модуль№ 1 «Музыка моего края» Современная музыкальная культура родного края. Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы, исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России» Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга. Этнографические экспедиции и фестивали. Современная жизнь фольклора. Модуль № 3 «Музыка народов мира» Африканская музыка – стихия ритма. Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции, музыкальные инструменты. Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, 16 самба, босса-нова и др.). Смешение интонаций и ритмов различного происхождения. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка» Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы музыкального развития: повтор, контраст, разработка. Музыкальная форма – строение музыкального произведения. Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов, драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) Жанры западноевропейской музыки – месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия до мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave Maria», В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения музыки (Й. Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт «Маленькая ночная серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7, Соната № 8 («Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23 («Аппассионата»). Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония, концерт, сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40, Соната № 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах Итальянский концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская». Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И. Штраус «Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор).Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2 для скрипки соло.). Модуль № 5 «Русская классическая музыка» Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.). Мировая слава русского балета. Творчество композиторов (П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин), балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны. Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е. Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А. Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера «Орфей и Эвридика»). 17 Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки» Сохранение традиций духовной музыки сегодня. Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная музыка – знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный распев, П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» № 8), «Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»). Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства» Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония. Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра, действия, антракты, финал. Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы. Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»). Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст. И. Гете), «Ave Maria»). Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства» Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка. Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке) Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления» Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX–XXI веков (рок-нролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий контекст массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский. Марш из к/ф «Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»). Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня и частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р. Рождественского («Наши дети», «Помните!»). Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное творчество в условиях цифровой среды. Содержание предмета за курс 8 класса включает все изучаемые на предыдущих годах обучения модули и направлено на закрепление изученного материала и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни. Содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и предметные области («Литература», 18 «География», «История», «Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за счет часов внеурочной деятельности. Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 2324 25 26 27 28 Наименование разделов и тем «Музыка и литература» Музыка рассказывает обо всём Истоки Древний союз Искусство открывает мир Искусства различны, тема едина Два великих начала искусства Слово и музыка «Стань музыкою, слово!» Музыка «дружит» не только с поэзией Урок-обобщение по темам: «Древний союз», «Слово и музыка» Песня - верный спутник человека Песня Мир русской песни Песни народов мира Романса трепетные звуки Романс Мир человеческих чувств Хоровая Народная хоровая музыка. Хоровая музыка музыка в храме Что может изображать хоровая музыка Урок-обобщение по темам: «Песня», «Романс», «Хоровая музыка» Опера Самый значительный жанр вокальной музыки Из чего состоит опера Балет Единство музыки и танца «Русские сезоны» в Париже Музыка звучит Музыкальность слова в литературе Музыкальные сюжеты в литературе Искусство исполнительской интерпретации в музыке Образ Живописность искусства живописи в «Музыка - сестра живописи» музыке Музыкальный портрет Пейзаж в Образы природы в творчестве музыкантов 19 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 29 музыке 30 «Музыкальная живопись» сказок и былин 31 32 33 34 Музыка в произведениях изобразительно го искусства «Музыкальные краски» в произведениях композиторов импрессионистов Волшебная красочность музыкальных сказок Сказочные герои в музыке Тема богатырей в музыке Что такое музыкальность в живописи «Хорошая живопись - это музыка, это мелодия» Итого 1 1 1 1 1 1 34 6 КЛАССА № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1213 14 1516 17 18 19 20 21 22 23 Наименование разделов и тем «Музыка души» Наш вечный спутник. Искусство и фантазия Искусство–память человечества. В чём сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Музыка объединяет людей. Тысяча миров музыки. Единство музыкального произведения. Вначале был ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм Диалог метра и ритма От адажио к престо. Мелодия – душа музыки. Мелодией одной звучат печаль и радость. Мелодия «угадывает» нас самих. Что такое гармония в музыке Два начала гармонии. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Красочность музыкальной гармонии. 20 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Какой бывает музыкальная фактура Пространство фактуры. Тембры – музыкальные краски Соло и тутти. Громкость и тишина в музыке Тонкая палитра оттенков. По законам красоты. По законам красоты. Музыка радостью нашей стала. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки». Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 7 КЛАСС № п/п 1 2 3-4 5 6 7 8-9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Наименование разделов и тем «Магическая единственность» музыкального произведения СОДЕРЖАНИЕ В МУЗЫКЕ Музыку трудно объяснить словами Что такое музыкальное содержание Каким бывает музыкальное содержание Музыка, которую необходимо объяснить словами Ноябрьский образ в пьесе П.Чайковского «Восточная» партитура Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада» Когда музыка не нуждается в словах Музыкальный образ Лирические образы в музыке Драматические образы в музыке Эпические образы в музыке О чём рассказывает музыкальный жанр Память жанра Такие разные песни, танцы и марши Такие разные песни, танцы и марши Такие разные песни, танцы и марши Что такое музыкальная форма «Сюжеты» и «герои» музыкальной формы «Художественная форма – это ставшее зримым содержание» От целого к деталям 21 Всего часов 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 2425 26 27 28 Музыкальная композиция Какой бывает музыкальная композиция Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период) Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма) Трехчастная форма. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» Многомерность образов в форме рондо Вариации в «Ленинградской симфонии» Д.Д.Шостаковича Обобщающий урок по теме: «Музыкальная композиция» Музыкальная драматургия Музыка в развитии. О связи музыкальной формы и музыкальной драматургии Музыкальный порыв Развитие образов и персонажей в оперной драматургии Диалог искусств «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь» 29 30 3132 33 Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии 34 Формула красоты Итого 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 34 8 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем Музыка «старая» и «новая» Настоящая музыка не бывает «старой» О традиции в музыке Живая сила традиции Сказочно –мифологические темы Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.РимскогоКорсакова «Снегурочка». Языческая Русь в балете «Весна священная» И.Стравинского Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна» «Благослов-ляю вас, леса…» Обобщение по теме«Сказочномифологические темы в музыке». Мир человеческих чувств Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». 22 Всего часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 2829 30 31 32 33 34 Итого «Слезы людские, о слезы людские…». Бессмертные звуки «Лунной» сонаты. Тема любви в музыке. П. Чайковский. «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Обобщение по теме «Мир человеческих чувств». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. В поисках истины и красоты Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От Рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. О современности в музыке Как мы понимаем современ-ность. Вечные сюжеты Философские образы ХХ века: «Турангалиласимфония» О.Мессиана Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет» Музыка всегда остается. Обобщающий урок по теме «О современности в музыке». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 34 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: 23 ценностное отношение к достижениям своей Родины – России в музыкальном искусстве, музыкальным традициям разных народов, проживающих в родной стране; осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства; установка на осмысление опыта прослушивания произведений классической музыки; умение управлять собственным эмоциональным состоянием благодаря музыкальному воздействию; способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению; способность к саморазвитию, умение оценивать собственные возможности, склонности и интересы; освоение культурных форм выражения своих чувств; умение передать свои впечатления так, чтобы быть понятым другим человеком. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Овладение универсальными учебными познавательными действиями: использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; применять знаки и символы для решения учебных задач (владение элементарной нотной грамотой); аргументировать свою позицию, мнение; с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных произведений; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое 24 высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации. продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи; понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности. анализировать причины эмоций; регулировать способ выражения эмоций. осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни. Обучающиеся, освоившие АООП ООО ЗПР по предмету «Музыка»: осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему; воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них; сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа); 25 понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества. Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений. 5 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: знать музыкальные традиции своей республики, края, народа. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: различать на слух и исполнять произведения различных жанров фольклорной музыки с помощью учителя; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов с использованием дополнительной визуализации. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: исполнять (в том числе фрагментарно) сочинения композиторов классиков с помощью учителя; характеризовать творчество не менее двух композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений с помощью подробного опросного плана. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать творчество не менее двух отечественных композиторов-классиков, приводить примеры наиболее известных сочинений с помощью подробного опросного плана. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки с использованием опорных карточек; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки с помощью учителя; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора с помощью визуальной опоры. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: исполнять произведения (в том числе фрагменты) вокальных, инструментальных и музыкально-театральных жанров с помощью учителя. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: определять стилевые и жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств 26 с помощью подробного опросного плана; - различать и анализировать средства выразительности разных видов искусств с помощью подробного опросного плана. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав с помощью визуальной опоры; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности с помощью учителя. У обучающихся с ЗПР будут сформированы: первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа; основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества. Обучающиеся с ЗПР научатся: понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры выдающихся отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов с использованием справочной информации; понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; иметь представление о терминах и понятиях (в том числе народная музыка, жанры народной музыки, жанры музыки, музыкальная интонация, мотив, сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор, средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, ритм, динамика, тембр, лад); воспринимать музыку как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать и различать характерные черты музыки разных композиторов; иметь представление о значении народного песенного и инструментального музыкального творчества как части духовной культуры народа; ориентироваться в образцах песенной и инструментальной народной музыки; определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к русскому музыкальному фольклору; 27 перечислять русские народные музыкальные инструменты и определять на слух их принадлежность к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов; приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; иметь представление о характерных признаках классической и народной музыки; иметь представление о специфике воплощении народной музыки в произведениях композиторов; воспринимать интонационное многообразие фольклорных традиций своего народа и других народов мира; исполнять разученные музыкальные произведения вокальных жанров (хор, ансамбль, соло); воплощать художественно-образное содержание, интонационно мелодические особенности музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах); понимать с помощью учителя существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; узнавать средства музыкальной выразительности (в том числе мелодия, темп, ритм, тембр, динамика, лад); понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально эстетической деятельности. 6 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов, творческих коллективов своего края при необходимости с использованием опорных карточек. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: определять на слух музыкальные образцы, относящиеся к русскому музыкальному фольклору, к музыке народов Северного Кавказа; республик Поволжья, Сибири, используя опорные карточки (не менее трёх региональных фольклорных традиций на выбор учителя). 28 Модуль № 3 «Музыка народов мира»: различать на слух и узнавать признаки влияния музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурнонациональных традиций и жанров), при необходимости, используя опорные карточки. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: определять принадлежность музыкального произведения к одному из художественных стилей (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм), используя визуальную поддержку. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: различать на слух произведения русских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости, используя дополнительную визуализацию; исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения русских композиторов с помощью учителя. Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки, используя опорные карточки, используя опорные карточки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки с помощью учителя; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора, используя визуальную поддержку. Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»: иметь представление о круге образов и средствах их воплощения, типичных для данного жанра. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: создавать произведения в одном виде искусства на основе восприятия произведения другого вида искусства (сочинение, рисунок по мотивам музыкального произведения, озвучивание картин, кинофрагментов и т. п.) или подбирать ассоциативные пары произведений из разных видов искусств, объясняя логику выбора. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки при необходимости с использованием смысловой опоры; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Обучающиеся с ЗПР: научатся определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); 29 будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе сценические жанры музыки, либретто, вокальная музыка, солист, ансамбль, хор); смогут различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта); смогут выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; научатся понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; научатся различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений с помощью педагога; научатся производить интонационно-образный анализ музыкального произведения с использованием справочной информации; будут иметь представление об основном принципе построения и развития музыки; будут иметь представление о взаимосвязи жизненного содержания музыки и музыкальных образов; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе стили музыки, направления музыки, джазовая музыка, современная музыка, эстрада); смогут приводить примеры музыкальных произведений русской и зарубежной классики, содержащие народные музыкальные интонации и мотивы с использованием справочной информации; научатся определять на слух тембры музыкальных инструментов (классических, современных электронных; духовых, струнных, ударных); научатся различать виды оркестров: симфонический, духовой, русских народных инструментов, эстрадно-джазовый; научатся определять стили, направления и жанры современной музыки с использованием справочной информации; научатся исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука; научатся определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы с использованием справочной информации; будут иметь представление о характерных чертах и образцах творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; 30 будут иметь представление об общем и особенном при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; научатся понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; научатся различать средства выразительности разных видов искусств; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе музыкальная интонация, изобразительность музыки, средства музыкальной выразительности); научатся применять в творческой деятельности вокально-хоровые навыки при пении с музыкальным сопровождением; научатся узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности. 7-8 КЛАСС Модуль № 1 «Музыка моего края»: исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя. Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»: объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры страны, при необходимости, используя план рассказа. Модуль № 3 «Музыка народов мира»: определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к западноевропейской, латино-американской, азиатской традиционной музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурно национальным традициям, при необходимости, используя визуальную опору. Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»: различать на слух произведения европейских композиторов-классиков, называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения с использованием смысловой опоры. Модуль № 5 «Русская классическая музыка»: характеризовать музыкальный образ и выразительные средства, использованные композитором, способы развития и форму строения музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору. 31 Модуль № 6 «Образы русской и европейской духовной музыки»: различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской духовной музыки; исполнять произведения русской и европейской духовной музыки; приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора. Модуль № 7«Жанры музыкального искусства»: различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности, приводить примеры. Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»: высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения, при необходимости по опросному плану. Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»: определять и характеризовать стили, направления и жанры современной музыки; различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости, используя визуальную поддержку; исполнять современные музыкальные произведения в разных видах деятельности. Обучающиеся с ЗПР: научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта), симфонической музыки; смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и т.п.) с использованием справочной информации; будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная музыка, знаменный распев); научатся различать особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных); будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по визуальной опоре; научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с использованием справочной информации; 32 научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо) с использованием визуальной опоры; научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с использованием справочной информации; научатся понимать существование в музыкальном произведении основной идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи, интонационных особенностях, жанре, исполнителях музыкального произведения; научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов с использованием справочной информации; научатся перечислять характерные признаки современной популярной, джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации; научатся эмоционально-образно воспринимать музыкальные произведения; будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; будут иметь представление об интерпретации классической музыки в современных обработках; научатся определять характерные признаки современной популярной музыки с использованием справочной информации; научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации; научатся творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; научатся применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической). Обучающиеся с ЗПР будут активно и самостоятельно использовать полученные знания и умения в процессе учебной деятельности и в повседневной жизни. 33