Рабочая программа по биологии для обучающихся 9 класс с задержкой психического развития МБОУ Куркинская ООШ на 2024-2025 учебныйгод

МИНИСТЕСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024г.

Утверждено:
приказом директора
МБОУ «Куркинская ООШ
№ 140-од от 29.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИЯ»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИ

Составитель:
Исупова Алена Владимировна,
учитель биологии, 1 кв.к.

с. Курки, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы
основного общего образования по учебному предмету «Биология», Примерной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и
экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических
задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному миру,
совершенствование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными
операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение, формирование
возможностей совместной деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной и подробной картине мира, понимании взаимосвязей между
деятельностью человека и состоянием природы, в развитии умения использовать полученные на уроках биологии
знания и опыт для безопасного взаимодействия с окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с
точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих.

Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Биология» представляет определенную
трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти,
речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при
определении в тексте значимой и второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология» необходима адаптация объема и
характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение
изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении биологии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Примерной рабочей программе
основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР научного
мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение базовыми знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и
использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к
живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:
 формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически
быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для
развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений и животных;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «Биология», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
повышение познавательной активности, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» необходимо строить на создании оптимальных условий для
усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебнопознавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоциональноличностных особенностей и направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным
для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без
чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том
числе лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной
деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого
материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет
«Биология» обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для
совершенствования их поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной
актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и

закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать
основой для их дальнейшего совершенствования.
Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании программы курсивом. «Общие
биологические закономерности» рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе
(5–9 классы).
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии определяется их особыми
образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся
видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «Биология»: усиление предметнопрактической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы;
освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы
необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению
структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД
является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется
использовать IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, в том числе, интерактивные, и
другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение
или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение
нового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.
Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.

Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы
работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и
является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Биология», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной –осознание необходимости соблюдения правил
природосбережения и природопользования;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду,
разнообразного опыта участия в социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных
ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность (сельскохозяйственную), в том
числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий;
формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и
электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения коммуникативных и
познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по биологии с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения
учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль
биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога: раскрывать сущность живого,
называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования
объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с
неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины,
понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов с опорой на схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью
изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных

биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы
организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение,
процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия
человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его
приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические
процессы в организмах растений, животных и человека с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с
организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных
закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции
организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм учебных действий, в том
числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных
результатов;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения
строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в
виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в
области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать
адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать

целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного
питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и
ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология» для 9 класса:
иметь представление о науках о человеке (анатомия, физиология, медицина, гигиена, экология человека,
психология) и их связи с другими науками и техникой;
объяснять с опорой на ключевые слова, план положение человека в системе органического мира, его
происхождение; сходства и отличия человека от животных; приспособленность к различным экологическим
факторам (человеческие расы и адаптивные типы людей); родство человеческих рас, иметь представления о
современной теории эволюции и основных свидетельствах эволюции;
приводить примеры вклада отечественных (в том числе И.М. Сеченов, И.П. Павлов, И.И. Мечников, А.А.
Ухтомский, П.К. Анохин) и зарубежных (в том числе У. Гарвей, К. Бернар, Л. Пастер, Ч. Дарвин) ученых в
развитие представлений о происхождении, строении, жизнедеятельности, поведении, экологии человека и
животных с опорой на учебник и другие источники информации;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе:
цитология, анатомия человека, физиология человека, гигиена человека, экология человека, клетка, ткань, орган,
система органов, организм, питание, дыхание, кровообращение, обмен веществ и превращение энергии, движение,
выделение, рост, развитие, поведение, размножение, раздражимость, регуляция, внутренняя среда, иммунитет) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
проводить описание по внешнему виду (изображению), схемам общих признаков организма человека,
уровней его организации: клетки, ткани, органы, системы органов, организм;
сравнивать с опорой на алгоритм учебных действий клетки разных тканей, групп тканей, органы, системы
органов человека; процессы жизнедеятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения;
различать биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны), выявлять их роль в процессе
обмена веществ и превращения энергии с опорой на определения;

характеризовать с опорой на ключевые слова биологические процессы: обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, движение, рост, регуляция функций, иммунитет,
поведение, развитие, размножение человека;
выявлять с помощью учителя причинно-следственные связи между строением клеток, органов, систем
органов организма человека и их функциями; между строением, жизнедеятельностью и средой обитания человека;
создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения строения и
функционирования органов и систем органов человека;
иметь представления об основных закономерностях наследования признаков различать наследственные и
ненаследственные (инфекционные, неинфекционные) заболевания человека; объяснять значение мер
профилактики в предупреждении заболеваний человека под руководством учителя;
объяснять нейрогуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности человека с использованием
смысловых опор;
характеризовать и сравнивать безусловные и условные рефлексы, наследственные и ненаследственные
программы поведения; особенности высшей нервной деятельности человека; виды потребностей, памяти,
мышления, речи, темперамента, эмоций, сна; структуру функциональных систем организма, направленных на
достижение полезных приспособительных результатов с использованием смысловых опор;
выполнять практические и лабораторные работы под руководством учителя по морфологии, анатомии,
физиологии и поведению человека, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и
временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой
лаборатории;
решать с опорой на алгоритм учебных действий учебные задачи, используя основные показатели здоровья
человека, проводить расчеты и делать выводы на основании полученных результатов;
называть и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, методы защиты и укрепления
здоровья человека: сбалансированное питание, соблюдение правил личной гигиены, занятия физкультурой и
спортом, рациональная организация труда и полноценного отдыха, позитивное эмоционально-психическое
состояние;
использовать приобретенные знания и умения для соблюдения здорового образа жизни, сбалансированного
питания, физической активности, стрессоустойчивости, неприятия вредных привычек и зависимостей;
знать алгоритм оказания первой помощи, использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности для оказания первой помощи человеку при потере сознания, солнечном и тепловом ударах,
отравлении, утоплении, кровотечении, травмах мягких тканей, костей скелета, органов чувств, ожогах и
обморожениях;

уметь выбирать целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему
здоровью и здоровью окружающих;
иметь представление о связи знаний наук о человеке со знаниями предметов естественнонаучного и
гуманитарного цикла, ОБЖ, физической культуры, различных видов искусства; уметь интегрировать с помощью
педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;
иметь представления о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством и способах их
преодоления;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью
изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных
биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием,
химической посудой в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных и практических работ на уроке
и во внеурочной деятельности;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в
виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в области
биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать адекватные
методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
при выполнении проектов и учебных исследований в области биологии с помощью учителя планировать
совместную деятельность в группе, следить завыполнением плана действий и корректировать его; адекватно
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проявлять готовность толерантно разрешать конфликты;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова основные группы организмов в системе органического
мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение, процессы жизнедеятельности, их
происхождение, значение в природе и жизни человека с помощью учителя;
владеть приемами работы с биологической информацией: формулировать основания для извлечения и
обобщения информации из двух источников; преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую
с помощью учителя.

Содержание программы
9 КЛАСС
1. Человек – биосоциальный вид
Науки о человеке (анатомия, физиология, психология, антропология, гигиена, санитария, экология
человека). Методы изучения организма человека. Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения
здоровья. Особенности человека как биосоциального существа.
Место человека в системе органического мира. Человек как часть природы. Систематическое положение
современного человека. Сходство человека с млекопитающими. Отличие человека от приматов. Доказательства
животного происхождения человека.Человек разумный. Антропогенез, его этапы. Биологические и социальные
факторы становления человека. Человеческие расы.
2. Структура организма человека
Строение и химический состав клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Многообразие
клеток, их деление. Нуклеиновые кислоты. Гены. Хромосомы. Хромосомный набор. Митоз, мейоз. Соматические и
половые клетки. Стволовые клетки.
Типы тканей организма человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Свойства тканей,
их функции. Органы и системы органов. Организм как единое целое. Взаимосвязь органов и систем как основа
гомеостаза.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека.
2. Изучение микроскопического строения тканей (на готовых микропрепаратах).
3. Распознавание органов и систем органов человека (по таблицам).
3. Нейрогуморальная регуляция
Нервная система человека, её организация и значение.
Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Рецепторы. Двухнейронные и трёхнейронные
рефлекторные дуги.
Спинной мозг, его строение и функции. Рефлексы спинного мозга. Головной мозг, его строение и функции.
Большие полушария. Рефлексы головного мозга. Безусловные (врождённые) и условные (приобретённые)
рефлексы.
Соматическая нервная система. Вегетативная (автономная) нервная система. Нервная система как единое

целое. Нарушения в работе нервной системы.
Гуморальная регуляция функций. Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Железы смешанной
секреции. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма, роста и развития. Нарушение в
работе эндокринных желёз. Особенности рефлекторной и гуморальной регуляции функций организма.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение головного мозга человека (по муляжам).
2. Изучение изменения размера зрачка в зависимости от освещённости.
4. Опора и движение
Значение опорно-двигательного аппарата. Скелет человека, строение его отделов и функции. Кости, их
химический состав, строение. Типы костей. Рост костей в длину и толщину. Соединение костей. Скелет головы.
Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и
трудовой деятельностью.
Мышечная система. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц: статическая и динамическая;
мышцы сгибатели и разгибатели. Утомление мышц. Гиподинамия. Роль двигательной активности в сохранении
здоровья.
Нарушения опорно-двигательной системы. Возрастные изменения в строении костей. Нарушение осанки.
Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Профилактика травматизма. Первая
помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование свойств кости.
2. Изучение строения костей (на муляжах).
3. Изучение строения позвонков (на муляжах).
4. Определение гибкости позвоночника.
5. Измерение массы и роста своего организма.
6. Изучение влияния статической и динамической нагрузки на утомление мышц.
7. Выявление нарушения осанки.
8. Определение признаков плоскостопия.
9. Оказание первой помощи при повреждении скелета и мышц.
5. Внутренняя среда организма
Внутренняя среда и её функции. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Малокровие, его причины. Красный костный мозг, его роль в организме. Плазма крови. Постоянство внутренней
среды (гомеостаз). Свёртывание крови. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство.
Иммунитет и его виды. Факторы, влияющие на иммунитет (приобретённые иммунодефициты):
радиационное облучение, химическое отравление, голодание, воспаление, вирусные заболевания, ВИЧ-инфекция.
Вилочковая железа, лимфатические узлы. Вакцины и лечебные сыворотки. Значение работ Л. Пастера и И. И.
Мечникова по изучению иммунитета.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения крови человека и лягушки (сравнение).
6. Кровообращение
Органы кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Сердечный цикл, его длительность.
Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Пульс. Лимфатическая система,
лимфоотток. Регуляция деятельности сердца и сосудов. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика
сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение кровяного давления.
2. Определение пульса и числа сердечных сокращений в покое и после дозированных физических нагрузок у
человека.
3. Первая помощь при кровотечениях.
7. Дыхание
Дыхание и его значение. Органы дыхания. Лёгкие. Взаимосвязь строения и функций органов дыхания.
Газообмен в лёгких и тканях. Жизненная ёмкость лёгких. Механизмы дыхания. Дыхательные движения.
Регуляция дыхания.
Инфекционные болезни, передающиеся через воздух, предупреждение воздушно-капельных инфекций. Вред
табакокурения, употребления наркотических и психотропных веществ. Реанимация. Охрана воздушной среды.
Оказание первой помощи при поражении органов дыхания.
Лабораторные и практические работы
1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
2. Определение частоты дыхания. Влияние различных факторов на частоту дыхания.
8. Питание и пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение. Пищеварение. Органы пищеварения,
их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними.
Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание
воды.Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.
Микробиом человека — совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция
пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова.
Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений.
Влияние курения и алкоголя на пищеварение.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование действия ферментов слюны на крахмал.
2. Наблюдение действия желудочного сока на белки.
9. Обмен веществ и превращение энергии
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Пластический и энергетический обмен. Обмен
воды и минеральных солей. Обмен белков, углеводов и жиров в организме. Регуляция обмена веществ и
превращения энергии.
Витамины и их роль для организма. Поступление витаминов с пищей. Синтез витаминов в организме.
Авитаминозы и гиповитаминозы. Сохранение витаминов в пище.
Нормы и режим питания. Рациональное питание — фактор укрепления здоровья. Нарушение обмена
веществ.
Лабораторные и практические работы
1. Исследование состава продуктов питания.
2. Составление меню в зависимости от калорийности пищи.
3. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах.
10. Кожа
Строение и функции кожи. Кожа и её производные. Кожа и терморегуляция. Влияние на кожу факторов
окружающей среды.
Закаливание и его роль. Способы закаливания организма. Гигиена кожи, гигиенические требования к
одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждения. Профилактика и первая помощь при тепловом и
солнечном ударах, ожогах и обморожениях.
Лабораторные и практические работы

1. Исследование с помощью лупы тыльной и ладонной стороны кисти.
2. Определение жирности различных участков кожи лица.
3. Описание мер по уходу за кожей лица и волосами в зависимости от типа кожи.
4. Описание основных гигиенических требований к одежде и обуви.
11. Выделение
Значение выделения. Органы выделения. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
Микроскопическое строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция мочеобразования и мочеиспускания.
Заболевания органов мочевыделительной системы, их предупреждение.
Лабораторные и практические работы
1. Определение местоположения почек (на муляже).
2. Описание мер профилактики болезней почек.
12. Размножение и развитие
Органы репродукции, строение и функции. Половые железы. Половые клетки. Оплодотворение.
Внутриутробное развитие. Влияние на эмбриональное развитие факторов окружающей среды. Роды.Лактация. Рост
и развитие ребёнка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Набор хромосом, половые хромосомы, гены.Роль генетических знаний для планирования семьи.
Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика.
Лабораторные и практические работы
Описание основных мер по профилактике инфекционных вирусных заболеваний: СПИД и гепатит.
13. Органы чувств и сенсорные системы
Органы чувств и их значение. Анализаторы. Сенсорные системы. Глаз и зрение. Оптическая система глаза.
Сетчатка. Зрительные рецепторы. Зрительное восприятие. Нарушения зрения и их причины. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Механизм работы слухового анализатора. Слуховое
восприятие. Нарушения слуха и их причины. Гигиена слуха.
Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем
организма.
Лабораторные и практические работы
1. Определение остроты зрения у человека.
2. Изучение строения органа зрения (на муляже и влажном препарате).

3. Изучение строения органа слуха (на муляже).
14. Поведение и психика
Психика и поведение человека. Потребности и мотивы поведения. Социальная обусловленность поведения
человека. Рефлекторная теория поведения. Высшая нервная деятельность человека, работы И. М. Сеченова, И. П.
Павлова. Механизм образования условных рефлексов. Торможение. Динамический стереотип. Роль гормонов в
поведении. Наследственные и ненаследственные программы поведения у человека. Приспособительный характер
поведения.
Первая и вторая сигнальные системы. Познавательная деятельность мозга. Речь и мышление. Память и
внимание. Эмоции. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одарённость.
Типы высшей нервной деятельности и темперамента. Особенности психики человека. Гигиена физического и
умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон и его значение. Гигиена сна.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение кратковременной памяти.
2. Определение объёма механической и логической памяти.
3. Оценка сформированности навыков логического мышления.
15. Человек и окружающая среда
Человек и окружающая среда. Экологические факторы и их действие на организм человека. Зависимость
здоровья человека от состояния окружающей среды. Микроклимат жилых помещений. Соблюдение правил
поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Здоровье человека как социальная ценность. Факторы, нарушающие здоровье: гиподинамия, курение,
употребление алкоголя, наркотиков, несбалансированное питание, стресс. Укрепление здоровья: аутотренинг,
закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Культура отношения к собственному
здоровью и здоровью окружающих. Всемирная организация здравоохранения.
Человек как часть биосферы Земли. Антропогенные воздействия на природу. Урбанизация. Цивилизация.
Техногенные изменения в окружающей среде. Современные глобальные экологические проблемы. Значение охраны
окружающей среды для сохранения человечества.
Примерные контрольно-измерительные материалы по биологии
Виды и формы контроля:
 устный опрос в форме беседы с опорой на план;






тематическое тестирование;
лабораторные и практические работы;
зачеты;
индивидуальный контроль (дифференцированные карточки-задания, индивидуальные домашние задания).
Текущая проверка осуществляется в процессе освоения обучающимися каждой темы и тематического
раздела в целом. Она проходит в виде опросов, выполнения проверочных заданий и др., организуемых педагогом.
Основная функция текущей проверки заключается в диагностировании результатов и дальнейшей коррекции
трудностей, возникающих при освоении программы.
Промежуточный контроль позволяет установить уровень освоения обучающимися программного материала
по биологии на конец учебного года.

Поурочное планирование
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Контрольные
Всего
работы

1

Науки о человеке

1

2

Человек как часть природы

1

3

Антропогенез

1

4

5

6

7
8
9

Строение и химический состав
клетки
Типы тканей организма
человека. Практическая работа
«Изучение микроскопического
строения тканей (на готовых
микропрепаратах)»
Органы и системы органов
человека. Практическая работа
«Распознавание органов и
систем органов человека (по
таблицам)»
Нервные клетки. Рефлекс.
Рецепторы
Нервная система человека, ее
организация и значение
Спинной мозг, его строение и
функции

Практические
работы

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df188
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df354
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df4a8

1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863df606

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfae8

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfdb8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dfc6e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863dff0c

10

Головной мозг, его строение и
функции. Практическая работа
«Изучение головного мозга
человека (по муляжам)»

1

11

Вегетативная нервная система

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0682

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0682

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e098e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0c36

12
13
14

15

16

17

18

Нервная система как единое
целое. Нарушения в работе
нервной системы
Эндокринная система
человека
Особенности рефлекторной и
гуморальной регуляции
функций организма
Скелет человека, строение его
отделов и функции.
Практическая работа
«Изучение строения костей (на
муляжах)»
Кости, их химический состав,
строение. Типы костей.
Практическая работа
«Исследование свойств кости»
Мышечная система человека.
Практическая работа
«Изучение влияния
статической и динамической
нагрузки на утомление мышц»
Нарушения опорнодвигательной системы

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e00ba

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e10b4

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e0d9e

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1398

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

19

20

21

22
23
24

25

26

Профилактика травматизма.
Первая помощь при травмах
опорно-двигательного
аппарата. Практическая работа
«Оказание первой помощи при
повреждении скелета и мышц»
Внутренняя среда организма и
ее функции
Состав крови. Лабораторная
работа «Изучение
микроскопического строения
крови человека и лягушки
(сравнение)»
Свёртывание крови.
Переливание крови. Группы
крови
Иммунитет и его виды
Органы кровообращения
Строение и работа сердца
Сосудистая система.
Практическая работа
«Измерение кровяного
давления»
Регуляция деятельности
сердца и сосудов.
Практическая работа
«Определение пульса и числа
сердечных сокращений в
покое и после дозированных

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e15f0

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1712

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e182a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1942
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1d70

1
1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e1e9c

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e20d6

27

28

29

30

31

32
33
34

физических нагрузок у
человека»
Профилактика сердечнососудистых заболеваний.
Первая помощь при
кровотечениях. Практическая
работа «Первая помощь при
кровотечении»
Дыхание и его значение.
Органы дыхания
Механизмы дыхания.
Регуляция дыхания
Практическая работа
«Измерение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха»
Заболевания органов дыхания
и их профилактика
Оказание первой помощи при
поражении органов дыхания
Практическая работа
«Определение частоты
дыхания. Влияние различных
факторов на частоту дыхания»
Питательные вещества и
пищевые продукты. Питание и
его значение
Органы пищеварения, их
строение и функции
Пищеварение в ротовой

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e231a

1

1

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2e64

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a

1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e25fe

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2aae

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e220c

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e2f9a
Библиотека ЦОК

35

36

полости. Практическая работа
«Исследование действия
ферментов слюны на крахмал»
Пищеварение в желудке и
кишечнике. Практическая
работа «Наблюдение действия
желудочного сока на белки»
Методы изучения органов
пищеварения

https://m.edsoo.ru/863e30d0

1

Гигиена питания

1

38

Обмен веществ и превращение
энергии в организме человека.
Практическая работа
«Исследование состава
продуктов питания»

1

39

Регуляция обмена веществ

1

40

41

42

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e30d0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3422
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3666

1

37

Витамины и их роль для
организма. Практическая
работа «Способы сохранения
витаминов в пищевых
продуктах»
Нормы и режим питания.
Нарушение обмена веществ
Практическая работа
«Составление меню в
зависимости от калорийности
пищи»
Строение и функции кожи.

0.5

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3792
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e38a0

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e39ae

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3d14

1

0.5

Библиотека ЦОК

43

44

45

46

47

48

Практическая работа
«Исследование с помощью
лупы тыльной и ладонной
стороны кисти»
Кожа и ее производные.
Практическая работа
«Описание мер по уходу за
кожей лица и волосами в
зависимости от типа кожи»
Кожа и терморегуляция.
Практическая работа
«Определение жирности
различных участков кожи
лица»
Заболевания кожи и их
предупреждение
Гигиена кожи. Закаливание.
Практическая работа
«Описание основных
гигиенических требований к
одежде и обуви»
Значение выделения. Органы
мочевыделительной системы,
их строение и функции.
Практическая работа
«Определение
местоположения почек (на
муляже)»
Образование мочи. Регуляция
работы органов

https://m.edsoo.ru/863e3f76

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e3f76
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e41ba

1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4084

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4516

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4746

49

50

мочевыделительной системы
Заболевания органов
мочевыделительной системы,
их предупреждение.
Практическая работа
«Описание мер профилактики
болезней почек»
Особенности размножения
человека. Наследование
признаков у человека.

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e485e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4c50

51

Органы репродукции человека

1

52

Наследственные болезни, их
причины и предупреждение.
Инфекции, передающиеся
половым путем, их
профилактика. Практическая
работа «Описание основных
мер по профилактике
инфекционных вирусных
заболеваний: СПИД и
гепатит»

1

53

Беременность и роды

1

54

Рост и развитие ребенка

1

55

Органы чувств и их значение.
Глаз и зрение. Практическая
работа «Изучение строения
органа зрения (на муляже и

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4ec6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4da4
0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e4fd4

56

57
58
59
60
61
62

63

64

влажном препарате)»
Механизм работы зрительного
анализатора. Гигиена зрения.
Практическая работа
«Определение остроты зрения
у человека».
Ухо и слух. Практическая
работа «Изучение строения
органа слуха (на муляже)»
Органы равновесия, мышечное
чувство, осязание
Вкусовой и обонятельный
анализаторы. Взаимодействие
сенсорных систем организма
Психика и поведение
человека.
Высшая нервная деятельность
человека, история ее изучения
Врождённое и приобретённое
поведение
Особенности психики
человека. Практическая работа
«Оценка сформированности
навыков логического
мышления».
Память и внимание.
Практическая работа
«Изучение кратковременной
памяти. Определение объёма
механической и логической

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e50ec
https://m.edsoo.ru/863e51fa

1

0.5

[[Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5416

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5538

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5538
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5646
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5768
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e588a

1
1
1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5ac4

памяти»
Сон и бодрствование. Режим
65
труда и отдыха
Среда обитания человека и её
66
факторы
Окружающая среда и здоровье
67
человека
Человек как часть биосферы
68
Земли
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5bf0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5d12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e5d12
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863e600a

1
1
1
1
68

0

15

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 9 класс/ Драгомилов А.Г., Маш Р.Д., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
Введите вариант
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Введите Авторские рабочие программы по разделам биологии: Авторы:
Пономарева И.Н., Кучменко В.С.,
Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.: Биология: 5 -9 классы:
программа. – М.: ВентанаГраф, 2023. – 304 с.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Интернет-ресурсы в помощь учителю биологии
1 Проект «Вся биология» http://www.ebio.ru/index-1.html
2 Биология. Электронный учебник http://biologylib.ru/catalog/
3 Биология. Ссылки на сайты по биологии http://biologylib.ru/catalog/
4 Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net
5 Интернет урок https://interneturok.ru/
6 Я иду на урок биологии http://bio.1september.ru/urok/
7 Современные уроки биологии http://biology-online.ru/
8 Информационно-справочный ресурс по биологии http://www.cellbiol.ru/
9 Биологический словарь он-лайн http://www.bioword.narod.ru/
11 Биологический каталог http://www.ancientbeasts.ru/
12 Зоология для учителя http://www .5zaklepok.ru
https://resh.edu.ru/subject/5/5/
http://www.en.edu.ru
https://content.edsoo.ru/lab/
http://www.school.edu.ru
http://www.fipi.ru/
http://www.rustest.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://bio11-vpr.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».