Рабочая программа по биологии для обучающихся 5 класс с задержкой психического развития МБОУ Куркинская ООШ на 2024-2025 учебныйгод

МИНИСТЕСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024г.

Утверждено:
приказом директора
МБОУ «Куркинская ООШ
№ 140-од от 29.08.2024г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИЯ»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ 5 КЛАССА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИ

Составитель:
Исупова Алена Владимировна,
учитель биологии, 1 кв.к.

с. Курки, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по биологии для обучающихся с задержкой психического развития (далее –
ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №
287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР), Примерной рабочей программы
основного общего образования по учебному предмету «Биология», Примерной программы воспитания, с учетом
распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Биология»
Учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы».
Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и
экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее
многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических
задач, связанных с живой природой.
Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения
общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического
применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География»,
«Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Предмет максимально направлен на формирование интереса к природному и социальному миру,
совершенствование познавательной деятельности обучающихся с ЗПР за счет овладения мыслительными
операциями сравнения, обобщения, развитие способности аргументировать свое мнение, формирование
возможностей совместной деятельности.
Значимость предмета для формирования жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в
углублении представлений о целостной и подробной картине мира, понимании взаимосвязей между
деятельностью человека и состоянием природы, в развитии умения использовать полученные на уроках биологии
знания и опыт для безопасного взаимодействия с окружающей средой; адекватности поведения обучающегося с
точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих.

Программа отражает содержание обучения предмету «Биология» с учетом особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Биология» представляет определенную
трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями мыслительной деятельности, внимания, памяти,
речи, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом, сложностями при
определении в тексте значимой и второстепенной информации.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Биология» необходима адаптация объема и
характера учебного материала к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР, учет особенностей их
развития: использование алгоритмов, внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение
изучаемого материала; некоторый материал возможно давать в ознакомительном плане. При изучении биологии
обучающимися с ЗПР необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной основе.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Биология»
Общие цели изучения учебного предмета «Биология» представлены в Примерной рабочей программе
основного общего образования.
Цель обучения данному предмету заключается в формировании у обучающихся с ЗПР научного
мировоззрения на основе знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, биологических системах;
овладение базовыми знаниями о живых организмах и их роли в природе, о методах познания живой природы и
использовании их в практической деятельности; воспитании ценностного отношения к здоровью человека и к
живой природе.
Основными задачами изучения учебного предмета «Биология» являются:
 формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях ее развития, исторически
быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для
развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;
 формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах,
явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о
взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным
аппаратом биологии;
 приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических
экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в
окружающей среде;
 формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности
человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые

установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих,
осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов
растений и животных;
 формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости
рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического
качества окружающей среды;
 освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и
размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные
задачи учебного предмета «Биология», направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности,
повышение познавательной активности, создание условий для осмысленного выполнения учебной работы.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по биологии
Обучение учебному предмету «Биология» необходимо строить на создании оптимальных условий для
усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Важнейшим является соблюдение индивидуального и
дифференцированного подхода к обучающимся, зависящего от уровня сформированности их учебнопознавательной деятельности, произвольной регуляции, умственной работоспособности, эмоциональноличностных особенностей и направленности интересов.
Большое внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. По содержанию и объему он должен быть адаптированным
для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
Акцент в работе следует сделать на развитии у обучающихся с ЗПР словесно-логического мышления, без
чего невозможно полноценно рассуждать, делать выводы. Значимая роль в этом принадлежит практическим (в том
числе лабораторным) работам, организации наблюдений и т.д.
Важно развивать возможность использования знаково-символических средств организации познавательной
деятельности (построение и декодирование наглядных моделей, отражающих основное содержание изучаемого
материала).
Следует активно побуждать обучающихся к самостоятельному поиску информации. Поскольку предмет
«Биология» обычно вызывает у обучающихся определенный интерес, это важно использовать для
совершенствования их поисковой активности.
Большое внимание должно уделяться закреплению изученного материала, в том числе специальной
актуализации знаний, полученных в предшествующих классах, поскольку без подобного повторения и

закрепления высок риск «поверхностного обучения», когда сиюминутно актуализируемые знания не могут стать
основой для их дальнейшего совершенствования.
Примерная программа предусматривает внесение некоторых изменений: включение отдельных тем или
целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного изучения.
В ознакомительном плане даются темы, выделенные в содержании программы курсивом. «Общие
биологические закономерности» рассматриваются в течение всего периода обучения биологии в основной школе
(5–9 классы).
Определение количества часов на изучение тем зависит от контингента обучающихся класса.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными
потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Биология»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках биологии определяется их особыми
образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО общих для всех обучающихся
видов деятельности следует усилить виды деятельности, специфичные для данной категории обучающихся,
обеспечивающие осмысленное усвоение содержания образования по предмету «Биология»: усиление предметнопрактической деятельности; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы;
освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития умения делать выводы
необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению
структурированию материала: составлению рисуночных и вербальных схем, таблиц с обозначенными
основаниями для классификации и наполнению их примерами и др.
Продуктивным для закрепления и применения усвоенных знаний, а также развития коммуникативных УУД
является участие обучающихся с ЗПР в проектной деятельности. При организации уроков рекомендуется
использовать IT-технологии, презентации, научно-популярные фильмы, схемы, в том числе, интерактивные, и
другие средства визуализации.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенным являются приемы работы с лексическим материалом по предмету.
При работе над лексикой, в том числе научной терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение
или расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова в контекст. Введение
нового термина, новой лексической единицы проводится на основе обращения к этимологии слова и ассоциациям.
Каждое новое слово включается в контекст, закрепляется в речевой практике обучающихся.

Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы
работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Биология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования учебный предмет «Биология» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и
является обязательным для изучения. Содержание учебного предмета «Биология», представленное в Примерной
рабочей программе, соответствует ФГОС ООО, Примерной основной образовательной программе основного
общего образования, Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
чувство ответственности перед своей малой Родиной –осознание необходимости соблюдения правил
природосбережения и природопользования;
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в области биологических знаний;
осмысление личного и чужого опыта, наблюдений за природными объектами и явлениями;
осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
способность воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе,
средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или для окружающих;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и
иных форм вреда для физического и психического здоровья;
активное участие в решении практических задач природосбережения (в рамках семьи, школы, города);
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения
биологических знаний;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на основе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, уважительного отношения к труду,
разнообразного опыта участия в социально значимом труде;
представления об основах экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического
мышления, приобретение опыта экологически ориентированной практической деятельности в жизненных
ситуациях;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность (сельскохозяйственную), в том
числе умение учиться у других людей;
осознание стрессовой ситуации, оценка происходящих биологических изменений и их последствий;
формировать опыт;
осознание своих дефицитов и проявление стремления к их преодолению;
саморазвитие, умение ставить достижимые цели и строить реальные жизненные планы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем;
давать научное объяснение с опорой на ключевые слова биологическим фактам, процессам, явлениям,
закономерностям, их роли в жизни организмов и человека;
проводить наблюдения с опорой на план за живыми объектами, собственным организмом;
описывать биологические объекты, процессы и явления с опорой на алгоритм;
ставить с опорой на алгоритм учебных действий несложные биологические эксперименты и
интерпретировать их результаты с помощью учителя;
использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и
электронных носителях), ресурсы Интернета при выполнении учебных задач;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач с помощью педагога.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
использовать информационно-коммуникационные технологии для решения коммуникативных и
познавательных задач в области биологии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты по биологии с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять ответственность и проявлять
готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
определять цели биологического образования, ставить новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей в биологических наблюдениях, осознанно выбирать способы решения
учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия во время биологических наблюдений с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
осознавать и применять ценностное отношение к живой природе, к собственному организму; понимать роль
биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
уметь применять систему биологических знаний под руководством педагога: раскрывать сущность живого,
называть отличия живого от неживого, перечислять основные закономерности организации, функционирования
объектов, явлений, процессов живой природы, эволюционного развития органического мира в его единстве с
неживой природой; сформированность представлений о современной теории эволюции и основных
свидетельствах эволюции;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать изученные термины,
понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и
процессов с опорой на схемы и алгоритмы;
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью
изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных

биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов с опорой на алгоритм учебных действий;
уметь характеризовать с опорой на ключевые слова, план, справочную информацию основные группы
организмов в системе органического мира (в том числе вирусы, бактерии, растения, грибы, животные): строение,
процессы жизнедеятельности, их происхождение, значение в природе и жизни человека;
уметь объяснять положение человека в системе органического мира, его происхождение, сходства и отличия
человека от животных, характеризовать строение и процессы жизнедеятельности организма человека, его
приспособленность к различным экологическим факторам;
уметь описывать клетки, ткани, органы, системы органов и характеризовать важнейшие биологические
процессы в организмах растений, животных и человека с опорой на план;
иметь представление о взаимосвязи наследования потомством признаков от родительских форм с
организацией клетки, наличием в ней хромосом как носителей наследственной информации, об основных
закономерностях наследования признаков;
иметь представление об основных факторах окружающей среды, их роли в жизнедеятельности и эволюции
организмов; представление об антропогенном факторе;
иметь представление об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах,
стоящих перед человечеством и способах их преодоления;
уметь решать учебные задачи биологического содержания, с опорой на алгоритм учебных действий, в том
числе выявлять причинно-следственные связи, проводить расчеты, делать выводы на основании полученных
результатов;
уметь создавать и применять с помощью педагога словесные и графические модели для объяснения
строения живых систем, явлений и процессов живой природы;
осознавать вклад российских и зарубежных ученых в развитие биологических наук;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в
виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;
уметь планировать под руководством учителя и проводить учебное исследование или проектную работу в
области биологии; с учетом намеченной цели формулировать проблему, гипотезу, ставить задачи, выбирать
адекватные методы для их решения, формулировать выводы; публично представлять полученные результаты;
уметь интегрировать с помощью педагога биологические знания со знаниями других учебных предметов;
владеть основами экологической грамотности: осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и охране природных экосистем, сохранению и укреплению здоровья человека; умение выбирать

целевые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью
окружающих;
уметь использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного
питания и физической активности; неприятие вредных привычек и зависимостей; уметь противодействовать
лженаучным манипуляциям в области здоровья;
знать и уметь применять приемы оказания первой помощи человеку, выращивания культурных растений и
ухода за домашними животными;
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Биология» для 5 класса:
характеризовать с опорой на ключевые слова биологию как науку о живой природе; перечислять с помощью
учителя основные закономерности организации, функционирования объектов, явлений, процессов живой
природы, называть признаки живого, сравнивать с визуальной опорой объекты живой и неживой природы;
характеризовать с опорой на ключевые слова значение биологических знаний для современного человека;
перечислять профессии, связанные с биологией;
приводить примеры вклада отечественных (в том числе В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский) и зарубежных (в
том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) ученых в развитие биологии с опорой на учебник и другие
источники информации;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт
веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение, формировать представления о взаимосвязи
наследования потомством признаков от родительских форм с организацией клетки, наличием в ней хромосом как
носителей наследственной информации, об основных закономерностях наследования признаков;
владеть основами понятийного аппарата и научного языка биологии: использовать с помощью учителя
изученные термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических
объектов, явлений и процессов;
ориентироваться в биологических понятиях и терминах и оперировать ими на базовом уровне (в том числе:
живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань,
орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость,
рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте с визуальной опорой;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы;
различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и
искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей

флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные с использованием справочной
информации и с помощью учителя;
проводить описание организма по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности
растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов с опорой на алгоритм;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной),
факторах окружающей среды;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи
организмов в сообществах с визуальной опорой;
знать основные правила поведения человека в природе и объяснять с помощью учителя значение
природоохранной деятельности человека;
раскрывать на основе опорного плана роль биологии в практической деятельности человека;
иметь представление о связи знаний биологии со знаниями математики, физической географии, предметов
гуманитарного цикла, различными видами искусства;
выполнять практические работы с помощью учителя, по алгоритму (поиск информации с использованием
различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом;
знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
понимать способы получения биологических знаний; иметь опыт использования методов биологии с целью
изучения живых объектов, биологических явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных
биологических опытов и экспериментов, в том числе с использованием аналоговых и цифровых приборов и
инструментов, владеть элементарными приемами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при
рассматривании биологических объектов; соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной
деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные
материалы, ресурсы сети Интернет;
создавать с помощью учителя собственные письменные и устные сообщения, грамотно использовать
понятийный аппарат биологии, по возможности, сопровождать выступление презентацией;
владеть навыками работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в
виде текста, табличных данных, схем, графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки ее достоверности с помощью учителя;

осуществлять отбор источников биологической информации в соответствии с заданным поисковым
запросом с помощью учителя.
Содержание программы
5 КЛАСС
1. Биология – наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.). Объекты
живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа – единое целое1.
Биология – система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология,
цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном,
животновод и др. (4–5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в
познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с
использованием различных источников (научно-популярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация.
Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты
измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и
эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы2
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила
работы с оборудованием в школьном кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты),
Здесь и далее курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого
материала.
1

2

Здесь и далее приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых учитель делает выбор по своему усмотрению.

инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы – наблюдением и экспериментом.
3. Организмы – тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология – наука о клетке. Клетка – наименьшая
единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная
оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений,
животных, бактерий и грибов, лишайников.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость,
приспособленность. Организм – единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы,
отряды (порядки), семейства, роды, виды. Жизнедеятельность организмов.
Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно
приготовленного микропрепарата).
2. Ознакомление с принципами систематики организмов.
3. Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания.
Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде
обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).

5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в
сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических
веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины
неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и
культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности
населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения
биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.

№
п/п

1
2

3

4
5
6

7

Тема урока

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС
Количество часов
Контрольные Практические
Всего
работы
работы

Живая и неживая природа.
Признаки живого
Биология - система наук о
живой природе
Роль биологии в познании
окружающего мира и
практической деятельности
современного человека
Источники биологических
знаний
Научные методы изучения
живой природы
Методы изучения живой
природы: измерение
Методы изучения живой
природы: наблюдение и
эксперимент. Лабораторная
работа. «Изучение
лабораторного оборудования:
термометры, весы, чашки
Петри, пробирки, мензурки.
Правила работы с
оборудованием в школьном
кабинете. Ознакомление с

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cca60
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccc0e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ccf56
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd0c8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd9ce

1
1
1

1

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd65e

8

9
10

11

12
13

устройством лупы, светового
микроскопа, правила работы с
ними»
Методы изучения живой
природы: описание.
Практическая работа
«Ознакомление с
растительными и животными
клетками: томата и арбуза
(натуральные препараты),
инфузории туфельки и гидры
(готовые микропрепараты) с
помощью лупы и светового
микроскопа»
Понятие об организме
Увеличительные приборы для
исследований
Цитология – наука о клетке.
Лабораторная работа
«Изучение клеток кожицы
чешуи лука под лупой и
микроскопом (на примере
самостоятельно
приготовленного
микропрепарата)»
Жизнедеятельность
организмов
Свойства живых организмов.
Лабораторная работа

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cdb36
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd3de

1
1

1

0.5

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cd866

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cddde

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce568
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce73e

14

15
16
17
18
19
20
21

22

«Наблюдение за потреблением
воды растением»
Разнообразие организмов и их
классификация. Практическая
работа «Ознакомление с
принципами систематики
организмов»
Многообразие и значение
растений
Многообразие и значение
животных
Многообразие и значение
грибов
Бактерии и вирусы как форма
жизни
Среды обитания организмов
Водная среда обитания
организмов
Наземно-воздушная среда
обитания организмов
Почвенная среда обитания
организмов. Практическая
работа «Выявление
приспособлений организмов к
среде обитания (на
конкретных примерах)»

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec

1

1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863ce8ec

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cea68
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cec3e

1
1

1

23

Организмы как среда обитания

1

24

Сезонные изменения в жизни
организмов

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cedba

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf508

Понятие о природном
сообществе.
Взаимосвязи организмов в
26
природных сообществах
Пищевые связи в природных
27
сообществах
Разнообразие природных
28
сообществ
Искусственные сообщества, их
отличие от природных
сообществ Лабораторная
29
работа «Изучение
искусственных сообществ и их
обитателей (на примере
аквариума и др.)»
Природные зоны Земли, их
30
обитатели
Влияние человека на живую
31
природу
Глобальные экологические
32
проблемы
Пути сохранения
33
биологического разнообразия
Резервный урок. Обобщение
34
знаний по материалу,
изученному в 5 классе
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
25

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf684
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cf7e2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfb20

1
1
1
1

1

0.5

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfeea
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d0340
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863d064c

1
1
1
1
1
34

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/863cfd3c

0

3

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология, 5-6 классы/ Сухова Т.С., Строганов В.И., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Введите Авторские рабочие программы по разделам биологии: Авторы:
Пономарева И.Н., Кучменко В.С.,
Корнилова О.А., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С.: Биология: 5 -9 классы:
программа. – М.: ВентанаГраф, 2023. – 304 с.
Биология 5 класс . Методическое пособие под ред. Пономаревой И.Н.
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс (2023), с.78
данные
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Интернет-ресурсы в помощь учителю биологии
1 Проект «Вся биология» http://www.ebio.ru/index-1.html
2 Биология. Электронный учебник http://biologylib.ru/catalog/
3 Биология. Ссылки на сайты по биологии http://biologylib.ru/catalog/
4 Виртуальная образовательная лаборатория http://www.virtulab.net
5 Интернет урок https://interneturok.ru/
6 Я иду на урок биологии http://bio.1september.ru/urok/
7 Современные уроки биологии http://biology-online.ru/
8 Информационно-справочный ресурс по биологии http://www.cellbiol.ru/
9 Биологический словарь он-лайн http://www.bioword.narod.ru/
11 Биологический каталог http://www.ancientbeasts.ru/
12 Зоология для учителя http://www .5zaklepok.ru
https://resh.edu.ru/subject/5/5/
http://www.en.edu.ru
https://content.edsoo.ru/lab/
http://www.school.edu.ru
http://www.fipi.ru/
http://www.rustest.ru/
http://school-collection.edu.ru/
https://bio11-vpr.sdamgia.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».