Рабочая программа по химии для обучающихся 9 класс с задержкой психического развития МБОУ Куркинская ООШ на 2024-2025 учебныйгод

МИНИСТЕСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации Артинского городского округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принято на заседании
Педагогического совета
Протокол №1
от 29.08.2024г.

Утверждено:
приказом директора
МБОУ «Куркинская ООШ
№ 140-од от 29.08.2024г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ХИМИЯ»
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ 9 КЛАССА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Составитель:
Исупова Алена Владимировна,
учитель химии, 1 кв.к.

с. Курки, 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по химии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
Примерной адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (далее – ПАООП ООО ЗПР),
Примерной рабочей программы учебного предмета «Химия» (базовый уровень), Примерной
программой воспитания обучающихся при получении основного общего образования, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам освоения
основной образовательной программы основного общего образования и элементов
содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, Концепции
преподавания учебного предмета «Химия», в образовательных организациях РФ,
реализующих основные общеобразовательные программы.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Учебный предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные
предметы». В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет
занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира,
создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков
здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в
воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением
правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной
идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии,
выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся и их особым
образовательным потребностям.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о
строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту:
проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического
эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся с ЗПР
усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других
наук о природе.
Изучение химии способствует формированию у обучающихся научного
мировоззрения, освоению общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент,
моделирование), освоению практического применения научных знаний, основанного на
межпредметных связях с предметами «Окружающий мир», «Физика», «Биология»,
«География», «Математика» и формирует компетенции, необходимые для продолжения
образования в области естественных наук.

Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР пространственного
воображения, функциональной грамотности, умения воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах. Значимость предмета для
развития жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в усвоении основы
химических знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и
безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни; формировании
экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом
«Химия» представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с
особенностями мыслительной деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым
объемом памяти, недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным
интересом и низким уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия» необходима
адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям данной
категории обучающихся, учет их особенностей развития: использование алгоритмов,
внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого
материала.
При изучении химии необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной
основе.
Теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической
деятельности. Возможно выделение отдельных уроков на решение задач в связи со
сложностью анализа текста обучающимися с ЗПР. Органическое единство практической и
мыслительной деятельности обучающихся на уроках химии способствует прочному и
осознанному усвоению базисных химических знаний и умений. Особое внимание при
изучении химии уделяется изучению «сквозных» понятий и формированию навыка
структурирования материала.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»
Общие цели изучения учебного предмета «Химия» представлены в Примерной
рабочей программе основного общего образования. Они актуализированы с учетом новых
приоритетов в системе основного общего образования, направленности обучения на развитие
и саморазвитие личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению
учиться и продолжать своё образование самостоятельно в настоящее время является одной
из важнейших функций учебных предметов, в том числе и «Химии».
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся сверстников,
осваивающих основную образовательную программу, доминирующее значение приобретают
такие цели, как:
 формирование интеллектуально развитой личности, готовой к сотрудничеству,
самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро
меняющимся условиям жизни;
 направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным и практическим методам
познания, формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
 обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
 формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на
основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;

 формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
 развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на
основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору
профиля и направленности дальнейшего обучения.
Курс направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного и деятельностного подходов к обучению химии обучающихся
с ЗПР на уровне основного общего образования:
 формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
 осознание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, химических превращений неорганических и
органических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы;
углубление представлений о материальном единстве мира;
 овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и
объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками
безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни;
умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях
сохранения здоровья и окружающей среды;
 формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять
причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а
также зависимость применения веществ от их свойств;
 приобретение опыта использования различных методов изучения веществ,
наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических
экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;
 формирование представлений о значении химической науки и решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по химии
Обучение учебному предмету «Химия» необходимо строить на создании
оптимальных условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое
внимание должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом
доступности при сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему
быть адаптированным для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми
образовательными потребностями. Следует облегчить овладение материалом обучающимися
с ЗПР посредством его детального объяснения с систематическим повтором, многократной
тренировкой в применении знаний с использованием приемов алгоритмизации и визуальных
опор, обучения структурированию материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет опора на
межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными предметами
как «География», «Физика», «Биология». Позволяя рассматривать один и тот же учебный
материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему
осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирование у
обучающихся умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал,

планировать предстоящую работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно
следить за правильностью речевого оформления высказываний обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведенияи деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль соблюдения
правил техники безопасности при проведении лабораторных работ в химическом кабинете.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение
содержании образования по предмету «Химия»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках химии определяется
их особыми образовательными потребностями. Помимо широко используемых в ООП ООО
общих для всех обучающихся видов деятельности следует усилить виды деятельности,
специфичные для данной категории обучающихся, для обеспечения осмысленного освоения
содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с
активизацией сенсорных систем; чередование видов деятельности, задействующих
различные сенсорные системы; освоение материала с опорой на алгоритм; «пошаговость» в
изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития у обучающихся с ЗПР умения делать
выводы, формирования грамотного речевого высказывания необходимо использовать
опорные слова и клише. Особое внимание следует уделить обучению структурированию
материала: составление рисуночных и вербальных схем, составление таблиц, составление
классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнение их
примерами и др.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с лексическим
материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь
обучающихся соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на
полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с
определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Химия» входит в предметную область
«Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения.
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов – по 2 ч в неделю в 8 и 9
классах соответственно.
Содержание учебного предмета «Химия», представленное в Примерной рабочей
программе, соответствует ФГОС ООО, разработано с учетом Примерной основной
образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Химия»,
соответствует Примерной адаптированной основной образовательной программе основного
общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целом результаты освоения обучающимися с ЗПР учебного предмета «Химия»
должны совпадать с результатами примерной рабочей программы основного общего
образования.Наиболее значимыми являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
установка на осмысление личного опыта, наблюдений за химическими
экспериментами;
ориентация на правила индивидуального и коллективного безопасного поведения при
взаимодействии с химическими веществами и соединениями;
практическое изучение профессий и труда различного рода, в том числе на основе
применения изучаемого предметного знания (например, лаборант химического анализа);
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
готовность к осознанному построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на основе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
уважительного отношения к труду;
осознание своего поведения с точки зрения опасности или безопасности для себя или
для окружающих;
основы экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, приобретение опыта экологически ориентированной
практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
принятие решений в жизненной ситуации на основе переноса полученных в ходе
обучения знаний в актуальную ситуацию, восполнять дефицит информации;
готовность отбирать и использовать нужную информацию в соответствии с
контекстом жизненной ситуации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять причины и следствия простых химических явлений;
осуществлять сравнение, классификацию химических веществ по заданным
основаниям и критериям для указанных логических операций;
строить логическое суждение после предварительного анализа, включающее
установление причинно-следственных связей;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач с помощью педагога;
с помощью педагога проводить химический опыт, несложный эксперимент, для
установления особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения, опыта;
прогнозировать возможное развитие химических процессов и их последствия;
искать или отбирать информацию или данные из источников с учетом предложенной

учебной задачи и заданных критериев.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и письменные тексты с
использованием иллюстративных материалов для выступления перед аудиторией;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
оценивать качество своего вклада в общий продукт, принимать и разделять
ответственность и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут требуемый результат деятельности,
определять позитивные изменения и направления, требующие дальнейшей работы;
осознанно относиться к другому человеку, его мнению.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания,
установленного данной примерной рабочей программой, выделяют: научные знания, умения
и способы действий, специфические для учебного предмета «Химия», виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и новых ситуациях:

представление о закономерностях и познаваемости явлений природы,
понимание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, компонента общей культуры и практической деятельности человека в
условиях современного общества; понимание места химии среди других естественных наук;

владение основами понятийного аппарата и символического языка химии для
составления формул неорганических веществ, уравнений химических реакций (с опорой на
алгоритм учебных действий); владение основами химической номенклатуры (IUPAC и
тривиальной) и умение использовать её для решения учебно-познавательных задач с
помощью учителя; умение использовать модели для объяснения строения атомов и молекул
по алгоритму с опорой на определения;

представление о системе химических знаний и умение с помощью учителя
применять систему химических знаний для установления взаимосвязей между изученным
материалом и при получении новых знаний, а также в процессе выполнения учебных
заданий и при работе с источниками химической информации, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, вещество,
простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь, относительные атомная и

молекулярная массы, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объем, оксид,
кислота, основание, соль (средняя), химическая реакция, реакции соединения, реакции
разложения, реакции замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и
эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в соединении,
массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе, ядро атома, электрический
слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, валентность, степень окисления, химическая
связь, электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь,
металлическая связь, кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая,
молекулярная), ион, катион, анион, электролит и не электролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, скорость химической реакции, катализатор,
предельно допустимая концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы, Периодический закон
Д. И. Менделеева, закон постоянства состава, закон Авогадро;
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической диссоциации,
а также представления о научных методах познания, в том числе экспериментальных и
теоретических методах исследования веществ и изучения химических реакций;

представление о периодической зависимости свойств химических элементов
(радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных веществ от положения
элементов в Периодической системе (в малых периодах и главных подгруппах) и
электронного строения атома; умение объяснять связь положения элемента в Периодической
системе с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и
заряд ядра, общее число электронов), распределением электронов по энергетическим
уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция; классифицировать химические
элементы с опорой на определения физического смысла цифровых данных периодической
таблицы;

умение классифицировать химические элементы, неорганические вещества и
химические реакции с опорой на схемы; определять валентность и степень окисления
химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической структуры в
соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах веществ (кислот, оснований),
окислитель и восстановитель по алгоритму учебных действий;

умение характеризовать с опорой на схему физические и химические свойства
простых веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор, сера, хлор,
натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ, в том числе их
водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород, оксиды и гидроксиды
металлов I - IIA групп, алюминия, меди (II), цинка, железа (II и III), оксиды углерода (II и
IV), кремния (IV), азота и фосфора (III и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая,
азотная, фосфорная, угольная, кремниевая кислота и их соли); описывать с опорой на план и
ключевые слова; умение прогнозировать и характеризовать свойства веществ в зависимости
от их состава и строения после предварительного анализа под руководством педагога,
применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания химических
превращений в различных условиях, влияние веществ и химических процессов на организм
человека и окружающую природную среду;

умение составлять по образцу, схеме, алгоритму учебных действий
молекулярные и ионные уравнения реакций (в том числе реакций ионного обмена и
окислительно-восстановительных реакций), иллюстрирующих химические свойства
изученных классов / групп неорганических веществ, а также подтверждающих генетическую
взаимосвязь между ними;


умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю вещества в растворе,
количество вещества и его массу, объём газов с опорой на общие формулы; умение
проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество вещества,
объем и массу реагентов или продуктов реакции с опорой на образец, алгоритм учебных
действий;

владение основными методами научного познания (наблюдение, измерение,
эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических явлений с опорой на
алгоритм учебных действий; умение сформулировать проблему и предложить пути ее
решения с помощью педагога; знание основ безопасной работы с химическими веществами,
химической посудой и лабораторным оборудованием;

наличие практических навыков планирования и осуществления следующих
химических экспериментов под руководством учителя с обсуждением плана работы или
составлением таблицы:
изучение и описание физических свойств веществ;
ознакомление с физическими и химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
изучение способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств;
получение водорода и изучение его свойств;
получение углекислого газа и изучение его свойств;
получение аммиака и изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для определения
характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов, растворимыми и
нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;
вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме «Основные классы неорганических
соединений»;
решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения»;
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения»;
химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания реакций ионного
обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы: хлорид-,
бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы, гидроксид-ионы, катионы
аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов, доказательств,
графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;

владение правилами безопасного обращения с веществами, используемыми в
повседневной жизни, а также правилами поведения в целях сбережения здоровья и
окружающей природной среды; понимание вреда (опасности) воздействия на живые
организмы определенных веществ, а также способов уменьшения и предотвращения их
вредного воздействия; понимание значения жиров, белков, углеводов для организма
человека;


владение основами химической грамотности, включающей умение правильно
использовать изученные вещества и материалы (в том числе, минеральные удобрения,
металлы и сплавы, продукты переработки природных источников углеводородов (угля,
природного газа, нефти) в быту, сельском хозяйстве, на производстве; умение приводить
примеры правильного использования изученных веществ и материалов;

умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в макро- и микромире, объяснять причины
многообразия веществ; умение интегрировать химические знания со знаниями других
учебных предметов с помощью педагога;

представление о сферах профессиональной деятельности, связанных с химией
и современными технологиями, основанными на достижениях химической науки; наличие
опыта работы с различными источниками информации по химии (научно-популярная
литература, словари, справочники, интернет-ресурсы) с опорой на алгоритм: умение
объективно оценивать информацию о веществах, их превращениях и практическом
применении.
Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Химия»,
распределенные по годам обучения
Результаты по годам формулируются по принципу добавления новых результатов от
года к году, уже названные в предыдущих годах позиции, как правило, дословно не
повторяются, но учитываются (результаты очередного года по умолчанию включают
результаты предыдущих лет).
9 КЛАСС
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом,
молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество, валентность,
электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая связь,
тепловой эффект реакции,моль, молярный объём, раствор; электролиты, неэлектролиты,
электролитическая диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое
равновесие, обратимые и необратимые реакции, окислительно-восстановительные реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия, амфотерность,
химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия
металлов, сплавы; скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация
(ПДК) вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий (см. п. 1) и применять
эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать знаки и символы для фиксации результатов наблюдений, составления
формул веществ и уравнений химических реакций, записи данных условий задач.
Использовать обозначения, имеющиеся в Периодической системе и таблице растворимости
кислот, оснований и солей в воде для выполнения заданий.
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях
различного состава; принадлежность веществ к определённому классу соединений с опорой
на определения, в том числе структурированные; виды химической связи (ковалентная,
ионная, металлическая) в неорганических соединениях; заряд иона по химической формуле;
характер среды в водных растворах кислот и щелочей, тип кристаллической решётки
конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и демонстрировать его
понимание: описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы
химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (А-группа)» и «побочная

подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды; соотносить обозначения, которые
имеются в периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по
электронным слоям); объяснять общие закономерности в изменении свойств химических
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом
строения их атомов;
классифицировать химические элементы; неорганические вещества; химические
реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов) с опорой на схемы;
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных и ионных уравнений
соответствующих химических реакций с опорой на схемы;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена; уравнения реакций,
подтверждающих существование генетической связи между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством
составления электронного баланса этих реакций;
прогнозироватьсвойства веществ в зависимости от их строения; возможности
протекания химических превращений после предварительного обсуждения с педагогом;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; массовую долю
химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе;
проводить расчёты по уравнению химической реакции с опорой на алгоритм;
следоватьправилам
пользования
химической
посудой
и
лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с инструкциями
по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию газообразных
веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ:
распознавать опытным путём хлорид- бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-,
сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов, присутствующие
в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез,
сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинно-следственных связей – для
изучения свойств веществ и химических реакций; естественно-научные методы познания –
наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ»
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический
закон.
Периодическая
система
химических
элементов
Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств химических
элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с
положением элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток,
зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ (международная и
тривиальная). Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу
участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления
химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции. Термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых
химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных реакциях. Понятие о
химическом равновесии. Смещение химического равновесия. Факторы, влияющие на
скорость химической реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительновосстановительной реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория
электролитической
диссоциации.
Электролитическая
диссоциация.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с
различными видами химической связи. Понятие о степени диссоциации. Сильные и слабые
электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца.
Полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Химические свойства кислот, оснований
и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Среда раствора.
Качественные реакции на катионы и анионы: хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, карбонат-,
силикат-, фосфат- анионы; гидроксид-ионы; катионы аммония, магния, кальция, алюминия,
железа (2+) и (3+), меди (2+), цинка, присутствующие в водных растворах.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических решёток
неорганических веществ — металлов и неметаллов (графита и алмаза), сложных веществ
(хлорида натрия); исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия
различных факторов; исследование электропроводности растворов веществ, процесса
диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование видеоматериалов);
проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды); опытов, иллюстрирующих примеры
окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения);
распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы; решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные
степени окисления. Строение и физические свойства простых веществ – галогенов.
Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами –

водородом и кислородом, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства,
получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на организм человека. Важнейшие
хлориды и их нахождение вприроде.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов
кислорода и серы. Характерные степени окисления.
Строение и физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные
модификации кислорода и серы. Химические свойства серы (взаимодействие с
неметаллами– водородом и кислородом, металлами, концентрированными азотной и серной
кислотами). Сероводород: строение, физические и химические свойства (кислотные и
восстановительные свойства). Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная
кислота: физические и химические свойства (общие и специфические). Соли серной кислоты,
качественная реакция на сульфат-ион. Сернистая кислота. Химические реакции, лежащие в
основе промышленного способа получения серной кислоты. Нахождение серы и её
соединений в природе. Применение серы и ее соединений в быту и в промышленности.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди,
загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов азота и
фосфора, характерные степени окисления.
Азот, распространение в природе, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами и неметаллами - кислородом и водородом). Круговорот азота в
природе. Аммиак: физические и химические свойства (окисление, основные свойства
водного раствора), получение и применение. Соли аммония: состав, физические и
химические свойства (разложение, взаимодействие со щелочами), применение. Качественная
реакция на ионы аммония. Азотная кислота, её физические и химические свойства (общие и
специфические), получение. Нитраты (разложение). Азотистая кислота. Использование
нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и
водоёмов).
Фосфор, аллотропные модификации фосфора, физические и химические свойства
(взаимодействие с металлами, неметаллами, концентрированными азотной и серной
кислотами). Оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота: физические и химические
свойства, получение. Понятие о минеральных удобрениях: нитраты и фосфаты. Понятие о
комплексных удобрениях. Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности
строения атомов углерода и кремния. Валентность и характерные степени окисления атомов
углерода и кремния. Распространение углерода в природе, характерные степени окисления.
Углерод, аллотропные модификации (графит, алмаз), физические и химические
свойства простых веществ (взаимодействие с металлами, неметаллами, концентрированными
азотной и серной кислотами). Адсорбция. Круговорот углерода в природе. Оксиды
углерода, их физические и химические свойства, получение и применение, действие на
организм человека. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода(IV); гипотеза
глобального потепления климата; парниковый эффект. Угольная кислота и её соли, их
физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на
карбонат-ионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском
хозяйстве.
Общие представления об особенностях состава и строения органических соединений
углерода (на примере метана, этилена, этанола, уксусной кислоты. Их состав и химическое
строение. Классификация органических веществ. Понятие о биологически важных
веществах: жирах, белках, углеводах — и их роли в жизни человека. Материальное
единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства (на примере взаимодействия с

металлами и неметаллами), получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие
представления об оксиде кремния(IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, физические и
химические свойства, получение и применение в быту, промышленности (в медицинской,
электронной, строительной и др.). Важнейшие строительные материалы: керамика,
стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных
материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент: изучение образцов неорганических веществ, свойств
соляной кислоты; проведение качественных реакций на хлорид-ионы и наблюдение
признаков их протекания; опыты, отражающие физические и химические свойства
галогенов и их соединений (возможно использование видеоматериалов); ознакомление с
образцами хлоридов (галогенидов); ознакомление с образцами серы и её соединениями
(возможно использование видеоматериалов); наблюдение процесса обугливания сахара под
действием концентрированной серной кислоты; изучение химических свойств разбавленной
серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфат-ион и наблюдение признака
её протекания; ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений;
получение аммиака и изучение его свойств; проведение качественных реакций на ион
аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания, взаимодействие
концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов);
изучение моделей кристаллических решёток алмаза, графита; ознакомление с процессом
адсорбции растворённых веществ активированным углём и устройством противогаза;
получение углекислого газа и изучение его свойств; проведение качественных реакций на
карбонат- и силикат-ионы и изучение признаков их протекания; ознакомление с продукцией
силикатной промышленности; решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие
неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов — металлов на основании их
положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и строения
атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая
решётка. Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические
свойства металлов (взаимодействие с кислородом, водой, кислотами). Общие способы
получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от
коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их применение в быту и
промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева; строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические
свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия. Применение
щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе
химических элементов Д. И. Менделеева; строение их атомов; нахождение в природе.
Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция
(оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические свойства
алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо:
положение в
Периодической
системе
химических элементов
Д. И. Менделеева; строение атома; нахождение в природе. Физические и химические
свойства железа (взаимодействие с металлами, кислотами и солями). Оксиды, гидроксиды и
соли железа(II) и железа(III): состав, свойства и получение.

Химический эксперимент: ознакомление с образцами металлов и сплавов, их
физическими свойствами; изучение результатов коррозии металлов (возможно
использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия
с водой (возможно использование видеоматериалов); исследование свойств жёсткой воды;
процесса горения железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов);
признаков протекания качественных реакций на ионы (магния, кальция, алюминия, цинка,
железа(II) и железа(III), меди(II)); наблюдение и описание процессов окрашивания пламени
ионами натрия, калия и кальция (возможно использование видеоматериалов); исследование
амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка; решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Новые материалы и технологии. Вещества и материалы в повседневной жизни
человека. Химия и здоровье. Безопасное использование веществ и химических реакций в
быту. Первая помощь при химических ожогах и отравлениях. Основы экологической
грамотности. Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ – ПДК). Роль химии в решении экологических проблем.
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их
переработки, их роль в быту и промышленности.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов,
полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется
через использование как общих естественно-научных понятий, так и понятий, являющихся
системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ,
синтез, классификация, периодичность, наблюдение, эксперимент, моделирование,
измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы,
радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники, полупроводники,
диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ,
раствор, растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы
измерения, космическое пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения,
микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые,
топливо, водные ресурсы.
Выполнение практических работ
При проведении практической работы каждый ее этап выполняется обучающимися с
ЗПР вместе с учителем и под его руководством. На доске обязательно вывешиваются
правила техники безопасности, соответствующие данному виду работы, дается правильная
запись формул и указывается цель проведения работы. При необходимости дается
визуальный алгоритм выполнения задания. Это способствует осознанию обучающимися
выполняемых действий и полученного результата.
Примерные контрольно-измерительные материалы по химии
Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся по предмету
предусмотрены контрольные работы, самостоятельные работы, зачеты, практические

работы, тестирование. Одним из методов контроля результатов обучения обучающихся с
ЗПР является метод поливариативного экспресс-тестирования с конструируемыми ответами.
Его отличительными чертами являются оперативность, высокая степень индивидуализации
знаний, сравнительно малые затраты времени и труда на проверку ответов обучающихся.
Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на
«пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного)
материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных
формулировок инструкций, решение с опорой на алгоритм, образец, использование
справочной информации.

Поурочное планирование

№
п/п

Количество часов
Тема урока
Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

Электронные цифровые
образовательные
ресурсы

Периодический
закон.
Периодическая
система химических
элементов Д. И.
Менделеева
Закономерности в
изменении свойств
химических
элементов первых
трёх периодов
Классификация и
номенклатура
неорганических
веществ
Виды химической
связи и типы
кристаллических
решёток
Контрольная работа
№1 по теме
«Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса»
Классификация
химических
реакций по
различным
признакам
Понятие о скорости
химической
реакции. Понятие о
гомогенных и
гетерогенных
реакциях
Понятие о
химическом
равновесии.

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb59e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb6b6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7e2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbac6

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbcb0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe9a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc28c

9

10

11

12

13

14
15

16

17

18

Факторы, влияющие
на скорость
химической
реакции и
положение
химического
равновесия
Окислительновосстановительные
реакции
Теория
электролитической
диссоциации.
Сильные и слабые
электролиты
Ионные уравнения
реакций
Химические
свойства кислот и
оснований в свете
представлений об
электролитической
диссоциации
Химические
свойства солей в
свете
представлений об
электролитической
диссоциации
Понятие о
гидролизе солей
Обобщение и
систематизация
знаний
Практическая
работа № 1.
«Решение
экспериментальных
задач»
Контрольная работа
№2 по теме
«Электролитическая
диссоциация.
Химические
реакции в
растворах»
Общая

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcade

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd68

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add448

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5d8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add8b2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9d4

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd12

1

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addbfa

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addec0

Библиотека ЦОК

19

20

21

22

23

24

25

26

характеристика
галогенов.
Химические
свойства на
примере хлора
Хлороводород.
Соляная кислота,
химические
свойства,
получение,
применение
Практическая
работа № 2 по теме
«Получение
соляной кислоты,
изучение её
свойств»
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов дан в
избытке
Общая
характеристика
элементов VIАгруппы
Аллотропные
модификации серы.
Нахождение серы и
её соединений в
природе.
Химические
свойства серы
Сероводород,
строение,
физические и
химические
свойства
Оксиды серы.
Серная кислота,
физические и
химические
свойства,
применение
Химические
реакции, лежащие в
основе

https://m.edsoo.ru/00addfe2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade104

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade348

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade488

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade64a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade802

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adea28

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a

27

28

29

30

31

32

33

промышленного
способа получения
серной кислоты.
Химическое
загрязнение
окружающей среды
соединениями серы
Вычисление
массовой доли
выхода продукта
реакции
Общая
характеристика
элементов VАгруппы. Азот,
распространение в
природе,
физические и
химические
свойства
Аммиак, его
физические и
химические
свойства, получение
и применение
Практическая
работа № 3 по теме
«Получение
аммиака, изучение
его свойств»
Азотная кислота, её
физические и
химические
свойства
Использование
нитратов и солей
аммония в качестве
минеральных
удобрений.
Химическое
загрязнение
окружающей среды
соединениями азота
Фосфор. Оксид
фосфора (V) и
фосфорная кислота,
физические и
химические

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec8a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adeea6

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf004

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf180

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf306

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf518

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf68a

34

35

36

37

38

39

40

41

свойства, получение
Использование
фосфатов в качестве
минеральных
удобрений.
Загрязнение
природной среды
фосфатами
Углерод,
распространение в
природе,
физические и
химические
свойства
Оксиды углерода,
их физические и
химические
свойства.
Экологические
проблемы,
связанные с
оксидом углерода
(IV)
Угольная кислота и
её соли
Практическая
работа № 4 по теме
"Получение
углекислого газа.
Качественная
реакция на
карбонат-ион"
Первоначальные
понятия об
органических
веществах как о
соединениях
углерода
Кремний и его
соединения
Практическая
работа № 5.
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc20

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfd9c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfebe

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae006c

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae027e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae054e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae080a

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf2

42

43

44

45

46
47
48

49
50
51
52

Контрольная работа
№3 по теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»
Общая
характеристика
химических
элементов —
металлов.
Металлическая
связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Физические
свойства металлов
Химические
свойства металлов.
Электрохимический
ряд напряжений
металлов
Общие способы
получения
металлов. Сплавы.
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов
содержит примеси
Понятие о коррозии
металлов
Щелочные металлы
Оксиды и
гидроксиды натрия
и калия
Щелочноземельные
металлы – кальций
и магний
Важнейшие
соединения кальция
Обобщение и
систематизация
знаний
Жёсткость воды и

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e18

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae103e

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1156

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1278
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14b2

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15e8

1
1

Библиотека ЦОК

53

способы её
устранения
Практическая
работа № 6 по теме
"Жёсткость воды и
методы её
устранения"

https://m.edsoo.ru/00ae1886

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1ae8

54

Алюминий

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

55

Амфотерные
свойства оксида и
гидроксида

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c64

56

Железо

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d86

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae35e6

57

58

59

60

61

62

Оксиды,
гидроксиды и соли
железа (II) и железа
(III)
Обобщение и
систематизация
знаний
Практическая
работа № 7.
Решение
экспериментальных
задач по теме
«Важнейшие
металлы и их
соединения»
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов дан в
избытке или
содержит примеси.
Вычисления
массовой доли
выхода продукта
реакции
Обобщение и
систематизация
знаний
Контрольная работа
№4 по теме
«Важнейшие
металлы и их

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1750

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3de8

1

соединения»
Вещества и
материалы в
63
повседневной
жизни человека
Химическое
64
загрязнение
окружающей среды
Роль химии в
решении
65
экологических
проблем
Резервный урок.
Обобщение и
66
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
67
систематизация
знаний
Резервный урок.
Обобщение и
68
систематизация
знаний
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f50

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae4270

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d0a

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2

68

4

7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
 Гара Н. Н. Химия. Задачник с «помощником». 8 – 9 классы :пособие для учащихся
общеобразоват. учреждений / Н. Н. Гара, Н.И. Габрусева. – 4-е изд. – М. :
Просвещение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 Стандарт основного общего образования по химии.
 Примерная программа основного общего образования по химии.
 Брейгер Л.М., Баженова А.Е. Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое
планирование по учебникам Г.Е.Рудзитиса,Ф.Г.Фельдмана. – Волгоград:
издательство «Учитель», 2021
 Гара Н.Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса,
Ф. Г. Фельдмана. 8 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций /
Н.Н. Гара. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2022
 Гара Н.Н. Химия. Контрольные и проверочные работы. 8-9 классы / Н.Н.Гара. –
Дрофа, 2022
 Радецкий А.М. Химия. Дидактический материал: 8 – 9 классы: Пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / А.М. Радецкий. – 3-е изд. - М.: Просвещение,
2022
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные эксперименты:
химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала
http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://wwwalhimik.ru Всероссийская олимпиада школьников по химии
http://chem.rusolymp.ru Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru Основы химии: электронный учебник
http://wwwhemi.nsu.ru Открытый колледж: Химия
http://www.chemistry.ru Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный
образовательный проект
http://school-collection.edu.ru
http://fcior.edu.ru
http://college.ru/himiya/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».