ДООП Комплексный анализ текста

Управление образования Администрации Артинского городского округа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куркинская основная общеобразовательная школа»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 5 от 19.05.2023

Утверждено:
приказом директора МБОУ «Куркинская
ООШ» № 73 от «15» июня 2023г.

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Комплексный анализ текста»
Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации общеразвивающей программы: 3 года

Автор-разработчик:
Иванова Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы,
высшая кв.кт

Курки, 2023

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Комплексный анализ текста» относится к общеинтеллектуальной
направленности развития личности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
для 7-9 классов
использованием

«Комплексный анализ текста»
материалов

Федерального

разработана

с

государственного

образовательного стандарта основного общего образования (второго
поколения),

с учётом изучения русского языка по базовой программе

общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы» /авт. М. Т.
Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский.- М.: Просвещение, 2011 г., а
также

по учебному пособию «Комплексный анализ текста. Рабочие

тетради

по русскому языку»: 7 класс. ФГОС / Е.Н. Груздева. - М.:

Издательство «Экзамен», 2016г.; 8 класс. ФГОС / М.Ю. Никулина. - М.:
Издательство « Экзамен», 2017г.; 9 класс: ко всем действующим
учебникам/Е.А. Влодавская.- М.: Издательство «Экзамен», 2013г.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы.
Изменения в жизни, гуманизация общества предъявляют определённые
требования к молодому специалисту, активному члену общества. И в
первую очередь это свободное владение русским языком, как его устной
формой, так и письменной. В связи с этим возникла необходимость
углубления знаний по русскому языку. Особое внимание уделяется
созданию условий для развития личности ребёнка, развитию мотивации к
познанию. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью
формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной
познавательной деятельности образовательной области “Филология”,
адаптации учеников к новой форме государственной итоговой аттестации
в 9 классе, гармоничным сочетанием урочной и внеурочной деятельности.
Данная программа

является элементом раннего предпрофильного

обучения. Особенностью программы является опора на языковое чутьё
2

обучающихся,

целенаправленное

формирование

коммуникативной

компетенции. Обучающиеся отрабатывают умения и навыки грамотного
письма и грамотной речи и эффективно проверяют коммуникативную,
лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Общеразвивающая

программа

включает

повторение

и

систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы,
практические занятия по комплексному анализу текста. Система заданий
для анализа включает вопросы по основным разделам русского языка, при
ответе на которые обучающийся использует знания, полученные на уроках
русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию
имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового
материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том,
что при комплексным анализе текста обучающийся учится наблюдать за
словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и
комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки
создания связных текстов. Учёт опыта обучающихся и опора на их
познавательные способности на занятиях курса «Комплексный анализ
текста»

являются

необходимыми

условиями

для

эффективного

формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной
деятельности образовательной области «Филология» и делают процесс
обучения полезным и увлекательным.
Цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы: формирование компетентности в сфере самостоятельной
познавательной деятельности образовательной области «Филология»;
формирование

практической

грамотности,

языковой

и

речевой

компетенции обучающихся.
Задачи общеразвивающей программы:


формирование

представления

о

русском

языке

как

духовной,

нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка;
3



развитие мотивации личности к познанию через создание условий для

развития ребёнка.
Отличительные особенности и новизна программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного курса «Комплексный анализ текста».
Программа
обучении

реализует деятельностно-системный подход в

русскому

языку,

что

предполагает

синтез

процесса

совершенствования речевой деятельности обучающихся и формирования
системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе
чего

происходит

развитие

врожденного

языкового

чутья

и

речемыслительных способностей школьников.
Яркой

особенность

нацеленность на

элективного

предмета

успешное овладение основными

является

его

видами речевой

деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно
воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное
слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно
передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая
условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей
обучения становится текст как речевое произведение. Он является
объектом анализа и

результатом речевой деятельности на

каждом

занятии.
Педагогическая целесообразность
Направленность программы «Комплексный анализ текста» на
формирование

коммуникативной,

языковой

и

лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенции нашла отражение в
структуре программы.
Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются
систематизация

и

обобщение

знаний

в

области

правописания

и

формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая
4

его системность, логику, взаимосвязь между различными элементами
(правилами,

орфограммами,

написания).

Системность

пунктограммами,

знаний

–

это

принципами

результат

выбора

взаимодействия

осознанности, полноты, систематичности, глубины, конкретности и
обобщенности.

Качество,

предполагающее

овладение

не

только

понятиями, основными положениями, следствиями, но и, самое главное, их
связями,

а

также

внутрикурсовыми,

внутрипредметными

и

межпредметными связями. Это умение выделять существенные признаки
того или иного понятия во взаимосвязи, выявлять обобщенное знание,
способность учащихся подводить конкретные знания под обобщённые,
относить частное к общему. Системность характеризует умение выделять
главное в учебном материале, сравнивать, анализировать, устанавливать
причинно-следственные связи. Это качество хорошо формируется при
обобщении и систематизации учебного материала. Системность знаний
зависит также от уровня сформированности у обучающихся действенности
знаний, т.к. применение их в различных ситуациях способствует
углублению,

уточнению

содержания

изученного

ранее

материала,

установлению связей между его частями. Систематизировать знания
школьников, соединить деятельность по закреплению практических
навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с
текстом

как

основной

дидактической

единицей.

Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Комплексный анализ
текста» и предоставляет нам такую возможность.
Программа дополнительного образования детей «Комплексный
анализ текста» предназначена для детей 12-15 лет. Срок реализации
программы

3 года. Формой проведения занятий по программе

дополнительного образования детей «Комплексный анализ текста»
являются учебные занятия.

5

Ожидаемые результаты от реализации программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Комплексный анализ текста»
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного
языка

в

развитии

интеллектуальных,

творческих

способностей

и

моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств

для свободного выражения мыслей и чувств в

процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения,
ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой;

6

-

овладение

приёмами

отбора

и

систематизации

материала

на

определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых
средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной

и

коллективной),

последовательность

действий,

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в
устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной
степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических,

грамматических,

стилистических

норм

современного

русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии
и пунктуации в процессе письменного общения;
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета;
- способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые
ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать
собственные тексты;
умение

выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

сообщениями, докладами;
7

2)
в

применение

повседневной

приобретённых

жизни;

знаний,

способность

умений

использовать

и

навыков

родной

язык

как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять
полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на
межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какойлибо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного
общения.
Предметные результаты:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского
языка как национального языка русского народа, как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и
общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и
его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её
основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и
письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили,

язык

художественной

литературы;

жанры

научного,

публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые

типы

речи

(повествование,

описание,

рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
8

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка

(орфоэпическими,

орфографическими,

лексическими,

пунктуационными),

нормами

грамматическими,
речевого

этикета;

использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного
анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования выразительных
средств языка;
8)

понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической и грамматической синонимии и использование их в
собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе
текстов художественной литературы.
Планируемые результаты изучения дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
«Комплексный анализ текста»
Выпускник научится:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях
общения;
9

• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и
неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки
зрения

соответствия

коммуникативных

ситуации

целей

речевого

речевого

общения,

достижения

взаимодействия,

уместности

использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
• выступать

перед

аудиторией

с

небольшим

докладом;

публично

представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать
собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
• различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с
пониманием

основного

содержания,

с

выборочным

извлечением

информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с
заданной коммуникативной задачей в устной форме;
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную
задачу,

основную

мысль,

логику

изложения

учебно-научного,

публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов,
распознавать

в

них

основную

и

дополнительную

информацию,

комментировать её в устной форме;
• передавать

содержание

учебно-научного,

публицистического,

официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана,
тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Выпускник получит возможность научиться:
10

• понимать

явную

и

скрытую

(подтекстовую)

информацию

публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и
комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических
(информационных и аналитических, художественно-публицистического
жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в
соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического
изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в
устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего,
просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного
текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и
другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы
Интернета;
• отбирать

и

систематизировать

материал

на

определённую

тему,

анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в
соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
• понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую)
информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и
жанровой принадлежности;
• извлекать

информацию

по

заданной

проблеме

(включая

противоположные точки зрения на её решение) из различных источников
(учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в
электронном виде на различных информационных носителях, официально11

деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение
проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том
числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные,
нравственно-этические,

бытовые,

учебные

темы

(в

том

числе

лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других
изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности
в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой
доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии,
история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой
учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать
материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом
заданных условий общения;
• соблюдать

в

орфоэпические,

практике
лексические,

устного

речевого

грамматические

общения
нормы

основные

современного

русского литературного языка; стилистически корректно использовать
лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать устные монологические

и диалогические высказывания

различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых
учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект,
реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы
учебно-научного общения;
12

• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их
успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
• создавать

письменные

монологические

высказывания

разной

коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения
(ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические,
бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное
письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно,
сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов,
плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические,
орфографические и пунктуационные нормы современного русского
литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и
фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
• писать рецензии, рефераты;
• составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
• писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых
требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой
употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей,
жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также
требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его
содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы
и т. п.;
13

• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи,
стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты
(аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе,
дискуссии),

официально-деловые

тексты (резюме,

деловое

письмо,

объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
• владеть практическими

умениями

различать

тексты разговорного

характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты
художественной

литературы

(экстралингвистические

особенности,

лингвистические особенности на уровне употребления лексических
средств, типичных синтаксических конструкций);
• различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебнонаучного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной
речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление,
статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка,
доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ,
беседа, спор как жанры разговорной речи);
• создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и
типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля;
выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля;
расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля;
рассказ,

беседа,

повествовательного

спор

как

характера,

жанры

разговорной

рассуждение,

речи;

описание;

тексты
тексты,

сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

14

• оценивать

чужие

и

собственные

функциональной направленности с

речевые

высказывания

точки зрения

разной

соответствия

их

коммуникативным требованиям и языковой правильности;
• исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
• выступать

перед

аудиторией

сверстников

с

небольшими

информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на
учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
• различать и анализировать тексты разговорного характера, научные,
публицистические,

официально-деловые,

тексты

художественной

литературы с точки зрения специфики использования в них лексических,
морфологических, синтаксических средств;
• создавать

тексты

различных

функциональных

стилей

и

жанров

(аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебнонаучного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы;
составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом
стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинениерассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах,
разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого
поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские
письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в
соответствии со спецификой употребления языковых средств;
• анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции,
аргументации,

языкового

оформления,

достижения

поставленных

коммуникативных задач;
• выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольноэтикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
15

• характеризовать основные социальные функции русского языка в России
и

мире,

место

русского

языка

среди

славянских

языков,

роль

старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
• определять различия между литературным языком и диалектами,
просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и
характеризовать эти различия;
• оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
• проводить фонетический анализ слова;
• соблюдать основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка;
• извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и
справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
• выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
• извлекать

необходимую

информацию

из

мультимедийных

орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных
видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
• делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и
словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования;
• анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары
и словообразовательные цепочки слов;
16

• применять знания и умения по морфемике и словообразованию в
практике правописания, а также при проведении грамматического и
лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
• характеризовать словообразовательные цепочки и словообразователь-ные
гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• опознавать основные выразительные средства словообразования в
художественной речи и оценивать их;
• извлекать

необходимую

информацию

из

морфемных,

словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том
числе мультимедийных;
• использовать этимологическую справку для объяснения правописания и
лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
• проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение,
принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов,
указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и
стилистическую окраску слова;
• группировать слова по тематическим группам;
• подбирать к словам синонимы, антонимы;
• опознавать фразеологические обороты;
• соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
• использовать

лексическую

синонимию

как

средство

исправления

неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
• опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении
слова (метафора, эпитет, олицетворение);
• пользоваться различными видами лексических словарей (толковым
словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём
17

и др.) и использовать полученную информацию в различных видах
деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
• объяснять общие принципы классификации словарного состава русского
языка;
• аргументировать различие лексического и грамматического значений
слова;
• опознавать омонимы разных видов;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного
и выразительного словоупотребления;
• опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в
публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления лексических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного
типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших
слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников,
в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных
видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
• опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы,
служебные части речи;
• анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной
части речи;
• употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с
нормами современного русского литературного языка;
• применять морфологические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа;
18

• распознавать явления грамматической омонимии, существенные для
решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства морфологии;
• различать грамматические омонимы;
• опознавать

основные

выразительные

средства

морфологии

в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
особенности употребления морфологических средств в текстах научного и
официально-делового стилей речи;
• извлекать необходимую информацию из словарей грамматических
трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в
различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
• опознавать

основные

единицы

синтаксиса

(словосочетание,

предложение) и их виды;
• анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки
зрения

структурной

и

смысловой

организации,

функциональной

предназначенности;
• употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами
современного русского литературного языка;
• использовать

разнообразные

синонимические

синтаксические

конструкции в собственной речевой практике;
• применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в
различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать синонимические средства синтаксиса;
• опознавать

основные

выразительные

средства

синтаксиса

в

публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять
19

особенности

употребления

синтаксических

конструкций

в

текстах

научного и официально-делового стилей речи;
• анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с
точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований
выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма
(в объёме содержания курса);
• объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной
форме (с помощью графических символов);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и
справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой
стороны речи;
• извлекать

необходимую

орфографических

словарей

информацию
и

из

справочников

мультимедийных
по

правописанию;

использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
• выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом
значения

в

произведениях

устного

народного

творчества,

в

художественной литературе и исторических текстах;
• приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет
лучше узнать историю и культуру страны;
• уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной
деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
20

• характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и
истории народа — носителя языка;
• анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом
отдельных народов России и мира.
Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Комплексный анализ текста»
1 год (34ч.)
Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
Анализ текста. Фонетика. Графика. Состав слова. Словообразование.
Орфография. Лексика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Звуки.
Морфемы. Способы образования слов. Части речи. Члены предложения.
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-3ч.
Понятие текста, основные признаки текста. Диалог как текст. Виды
диалога. Тема текста. Основная мысль текста. Проблемы текста, пафос.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Композиция текста. Способы связи между предложениями в тексте.
Средства связи между предложениями в тексте.
Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
Стили речи. Публицистический стиль речи. Основные признаки
публицистического стиля речи. Научный стиль речи. Официально-деловой
стиль речи. Разговорный стиль речи. Художественный стиль речи.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
Типы речи. Описание. Повествование. Рассуждение.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-2 ч.
Определение различий между произношением и написанием слов,
лексического значения, морфемного состава и словообразовательных
возможностей слов. Вычленение из текста словосочетаний и предложений
с заданными характеристиками.

21

Раздел 7.

Средства

выразительности

в художественном

и

публицистическом тексте.-4ч.
Средства выразительности в художественном стиле. Средства
выразительности в публицистическом стиле. Стилистические возможности
языковых средств. Лексические и грамматические средства выражения
отношения, оценки.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-4ч.
Анализ прозаического текста. Целостный (многоаспектный) анализ
лирического произведения. Сопоставительный анализ стихотворений.
Анализ драматического произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-4ч.
Редактирование текста. Сокращение текста. План. Тезисы. Конспект.
Тематический конспект.
Раздел.10 . Оценка текста.-3ч.
Аннотация. Оценка текста. Отзыв.
2 год (34ч.)
Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика.
Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.
Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте. Типы
информации в тексте. Ключевые слова текста. Способы передачи чужой
речи. Прямая и косвенная речь.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Строение текста. Название текста. Зачин (первое предложение).
Микротема

текста.

Средства

связи

между предложениями

текста

(лексические и грамматические).
Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного стиля
речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры
22

публицистического стиля речи. Официально-деловой стиль речи. Жанры
официально-делового стиля речи. Разговорный стиль речи. Средства
эмоциональной

выразительности

в

разговорном

стиле.

Общая

характеристика художественного стиля.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
Функционально-смысловые

типы

речи.

Рассуждение

в

публицистическом стиле. Повествование в публицистическом стиле.
Рассуждение с описанием.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-6 ч.
Языковая компетенция. Основные понятия и основные единицы
лексики и фразеологии. Основные понятия фонетики, графики и орфоэпии.
Основные понятия морфемики и словообразования. Основные понятия
морфологии и орфографии. Основные понятия синтаксиса и пунктуации.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и
публицистическом тексте.-4ч.
Средства выразительности в художественном тексте: фонетические,
лексические, грамматические, интонационные. Средства выразительности
в публицистическом стиле: фонетические, лексические, грамматические,
интонационные. Стилистические возможности языковых средств. Тропы,
стилистические фигуры. Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.
Комплексный анализ прозаического и лирического произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-2ч.
Основные виды переработки текста (редактирование, сокращение,
план, тезисы, выписки). Конспект, тематический конспект, реферат.
Раздел.10 . Оценка текста.-2ч.
Оценка текста. Рецензия.
3 год (34ч.)
Раздел 1. Комплексное повторение.-1ч.
Комплексное повторение материала, изученного в 7- 8 классах.
23

Раздел 2. Текст как речевое произведение.-3ч.
Текст как речевое произведение. Понимание

текста - процесс

творческий. От анализа текста к изложению. Сочинение как вид текста.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
Строение текста. Смысловая и композиционная стройность текста.
Взаимодействие сюжета и композиции.
Раздел 4.Стиль текста.-6ч.
Стили речи, их основные признаки и особенности. Лексические
особенности публицистического стиля. Синтаксические особенности
публицистического стиля. Средства эмоциональной выразительности в
публицистическом стиле. Речевые средства воздействия на читателя в
публицистическом стиле. Виды тропов и стилистических фигур. Авторская
позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-2ч.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование,
рассуждение.

Использование

и

взаимодействие

функционально-

смысловых типов речи в различных текстах.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-5 ч.
Языковая компетенция по разделу «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
Языковая компетенция

по разделу «Морфемика. Словообразование.

Орфография». Языковая компетенция по разделу «Лексика. Фразеология».
Языковая компетенция по разделу «Морфология». Языковая компетенция
по разделу «Синтаксис».
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и
публицистическом тексте.-2ч.
Средства выразительности в художественном и публицистическом
тексте.

Характерные

языковые

средства

художественного

и

публицистического стилей.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-2ч.
24

Комплексный анализ художественных текстов (проза, лирика,
драма). Стилистический и типологический анализ текста.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-6ч.
Основные виды переработки текста. Простой и сложный план текста.
Цитатный план. Тематический конспект. Анализ литературы по теме:
составление библиографий, отбор книг, статей, интернет- публикаций.
Реферат. Защита

рефератов. Виртуальные дискуссии, конференции,

тематические чаты Интернета.
Раздел.10 . Оценка текста.-4ч.
Оценка текста научного стиля. Оценка текста официально-делового
стиля.

Оценка

текста

публицистического

стиля.

Рецензия

на

публицистическую статью.
Учебно-тематическое планирование
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Комплексный анализ текста»
1 год
№

Тема

Кол-во
часов

Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
1

Анализ

текста.

Фонетика.

Графика.

Состав

слова.

1

Словообразование. Орфография. Звуки. Морфемы. Способы
образования слов.
2

Лексика. Морфология. Синтаксис. Пунктуация. Части речи.

1

Члены предложения.
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-3ч.
3

Понятие текста, основные признаки текста.

1

4

Диалог как текст. Виды диалога.

1

5

Тема текста. Основная мысль текста. Проблемы текста,

1

пафос.
Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
25

6

Композиция текста.

1

7

Способы связи между предложениями в тексте.

1

8

Средства связи между предложениями в тексте.

1

Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
9

Стили речи. Публицистический стиль речи. Основные

1

признаки публицистического стиля речи.
10 Научный стиль речи.

1

11 Официально-деловой стиль речи.

1

12 Разговорный стиль речи.

1

13 Художественный стиль речи.

1

Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
14 Типы речи.

1

15 Описание.

1

16 Повествование.

1

17 Рассуждение.

1

Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-2 ч.
18 Определение различий между произношением и написанием
слов,

лексического

значения,

морфемного

состава

1

и

словообразовательных возможностей слов.
19 Вычленение из текста словосочетаний и предложений с

1

заданными характеристиками.
Раздел 7. Средства выразительности в художественном и
публицистическом тексте.-4ч.
20 Средства выразительности в художественном стиле.

1

21 Средства выразительности в публицистическом стиле.

1

22 Стилистические возможности языковых средств.

1

23 Лексические

и

грамматические

средства

выражения

1

отношения, оценки.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-4ч.
26

24 Анализ прозаического текста.
25 Целостный

1

(многоаспектный)

анализ

лирического

1

произведения.
26 Сопоставительный анализ стихотворений.

1

27 Анализ драматического произведения.

1

Раздел 9. Основные виды переработки текста.-4ч.
28 Редактирование текста.

1

29 Сокращение текста. План.

1

30 Тезисы.

1

31 Конспект. Тематический конспект.

1

Раздел.10 . Оценка текста.-3ч.
32 Аннотация.

1

33 Оценка текста.

1

34 Отзыв.

1

ИТОГО:

34ч.
2 год

№

Тема

Кол-во
часов

Раздел 1. Комплексное повторение.-2ч.
1

Комплексное повторение. Анализ текста.

1

2

Комплексное повторение. Анализ текста (Фонетика. Лексика.

1

Словообразование. Морфология. Синтаксис. Пунктуация.)
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-5ч.
3

Текст как речевое произведение. Типы проблем в тексте.

1

4

Типы информации в тексте.

1

5

Ключевые слова текста.

1

6

Способы передачи чужой речи.

1

7

Прямая и косвенная речь.

1

Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
27

8

Строение

текста.

Название

текста.

Зачин

(первое

1

предложение).
9

Микротема текста.

1

10 Средства связи между предложениями текста (лексические и

1

грамматические).
Раздел 4.Стиль текста.-5ч.
11 Стили речи. Научный стиль. Основные признаки научного

1

стиля речи.
12 Основные признаки публицистического стиля речи. Жанры

1

публицистического стиля речи.
13 Официально-деловой

стиль

речи.

Жанры

официально-

1

эмоциональной

1

делового стиля речи.
14 Разговорный

стиль

речи.

Средства

выразительности в разговорном стиле.
15 Общая характеристика художественного стиля.

1

Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-4ч.
16 Функционально-смысловые типы речи.

1

17 Рассуждение в публицистическом стиле.

1

18 Повествование в публицистическом стиле.

1

19 Рассуждение с описанием.

1

Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-6 ч.
20 Языковая компетенция.
21 Основные

понятия

и

1
основные

единицы

лексики

и

1

фразеологии.
22 Основные понятия фонетики, графики и орфоэпии.

1

23 Основные понятия морфемики и словообразования.

1

24 Основные понятия морфологии и орфографии.

1

25 Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

1

Раздел 7. Средства выразительности в художественном и
28

публицистическом тексте.-4ч.
26 Средства

выразительности

фонетические,

в

художественном

лексические,

тексте:

1

грамматические,

интонационные.
27 Средства

выразительности

фонетические,

в

публицистическом

лексические,

стиле:

1

грамматические,

интонационные.
28 Стилистические возможности языковых средств. Тропы,

1

стилистические фигуры.
29 Ритм (стиха и прозы), рифма, интонация.

1

Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-1ч.
30 Комплексный

анализ

прозаического

и

лирического

1

произведения.
Раздел 9. Основные виды переработки текста.-2ч.
31 Основные

виды

переработки

текста

(редактирование,

1

сокращение, план, тезисы, выписки).
32 Конспект, тематический конспект, реферат.

1

Раздел.10 . Оценка текста.-2ч.
33 Оценка текста.

1

34 Рецензия.

1

ИТОГО:

34ч.
3 год

№

Тема

Кол-во
часов

Раздел 1. Комплексное повторение.-1ч.
1

Комплексное повторение материала, изученного в 7- 8

1

классах.
Раздел 2. Текст как речевое произведение.-3ч.
2

Текст как речевое произведение. Понимание текста - процесс

1
29

творческий.
3

От анализа текста к изложению.

1

4

Сочинение как вид текста.

1

Раздел 3. Строение текста.- 3ч.
5

Строение текста.

1

6

Смысловая и композиционная стройность текста.

1

7

Взаимодействие сюжета и композиции.

1

Раздел 4.Стиль текста.-6ч.
8

Стили речи, их основные признаки и особенности.

9

Лексические

особенности

1

публицистического

стиля.

1

Синтаксические особенности публицистического стиля.
10 Средства

эмоциональной

выразительности

в

1

в

1

публицистическом стиле.
11 Речевые

средства

воздействия

на

читателя

публицистическом стиле.
12 Виды тропов и стилистических фигур.

1

13 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и

1

рассказчик.
Раздел 5.Функционально-смысловые типы речи.-2ч.
14 Функционально-смысловые

типы

речи:

описание,

1

15 Использование и взаимодействие функционально-смысловых

1

повествование, рассуждение.
типов речи в различных текстах.
Раздел 6. Языковая компетенция учащихся.-5 ч.
16 Языковая компетенция

по разделу «Фонетика. Графика.

1

Орфоэпия».
17 Языковая

компетенция

по

разделу

«Морфемика.

1

Словообразование. Орфография».
18 Языковая компетенция по разделу «Лексика. Фразеология».

1
30

19 Языковая компетенция по разделу «Морфология».

1

20 Языковая компетенция по разделу «Синтаксис».

1

Раздел 7. Средства выразительности в художественном и
публицистическом тексте.-2ч.
21 Средства

выразительности

в

художественном

и

1

художественного

и

1

(проза,

1

публицистическом тексте.
22 Характерные

языковые

средства

публицистического стилей.
Раздел 8. Комплексный анализ текстов.-2ч.
23 Комплексный

анализ

художественных

текстов

лирика, драма).
24 Стилистический и типологический анализ текста.

1

Раздел 9. Основные виды переработки текста.-6ч.
25 Основные виды переработки текста.

1

26 Простой и сложный план текста.

1

27 Цитатный план. Тематический конспект.

1

28 Анализ литературы по теме: составление библиографий,

1

отбор книг, статей, интернет- публикаций.
29 Реферат. Защита рефератов.

1

30 Виртуальные дискуссии, конференции, тематические чаты

1

Интернета.
Раздел.10 . Оценка текста.-4ч.
31 Оценка текста научного стиля.

1

32 Оценка текста официально-делового стиля.

1

33 Оценка текста публицистического стиля.

1

34 Рецензия на публицистическую статью.
ИТОГО:

1
34ч.

31

Мониторинг
Итоговая работа
по комплексному анализу текста
1 год
Итоговую работу по теме «Комплексный анализ текста» можно
использовать на последнем уроке. Работа с текстом позволяет развивать
творческий потенциал обучающихся, пополнять их словарный запас,
улучшать качество речи, развивает умение пользоваться знаниями о языке
как инструментом для решения практических задач; воспитывает любовь к
слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении
текстов.
Работа состоит из текста – отрывок из рассказа Дж. Роулинг - и 13
заданий по этому тексту. Вопросы предполагают краткие и развёрнутые
ответы. Вопросы даны с ответами.
Текст
(1)

Мистер и миссис Дурсль пр..живали в доме номер четыре по

Тисовой ул..це и всегда с горд..стью за..вляли, что они, слава богу,
абсолютно н..рмальные люди. (2) Уж от кого-кого, а от них никак нельзя
было ожидать, что(бы) они попали в какую(нибудь) стра(н,нн)ую или
загадоч(?)ную

ситуац..ю.

(3)

Мистер

и

миссис

Дурсль

весьма

(не)одобрительно отн..сились к любым стра(н,нн)остям, зага..кам и прочей
ерунде…
(4)

…Когда во вторник мистер и миссис Дурсль проснулись

скуч(?)ным и серым утром – а именно с этого утра начинает(?)ся наша
история, - (ни)что включая покрытое тучами небо (не)предвещало, что
вскоре по всей стране нач(?)нут происх..дить стра(н,нн)ые и загадоч(?)ные
вещи. (5) Мистер Дурсль что(то) напевал себе под нос завязывая самый
..твратительный из своих галстуков. (6)А миссис Дурсль с трудом усадив
сопротивляющегося и орущего Дадли на высокий детский стульч..к со
счас..ливой улыбкой пересказывала мужу последние сплетни.
32

(7) Никто из них (не)заметил, как за окном пролетела большая сованеясыть.
(8) В половине девятого мистер Дурсль взял свой портфель, клюнул
миссис Дурсль в щеку и попытался на прощанье поцеловать Дадли но
промахнулся, потому(что) Дадли впал в ярость, что с ним происходило
довольно часто. (9)Он раскачивался взад-вперед на стульчике ловко
выуживал из тарелки кашу и заляпывал ею стены.
(10) – Ух, ты моя крошка, - со смехом выдавил из себя мистер
Дурсль выходя из дома.
(11) Он сел в машину и выехал со двора.
(12) На углу улицы мистер Дурсль заметил, что происходит что(то)
ста(н,нн)ое, - на тротуаре ст..яла кошка и внимательно изучала лежащую
перед ней карту. (13) В первую секунду мистер Дурсль даже (не)понял, что
именно он увид..л но затем уже миновав кошку зат..рмозил и ре..ко
оглянулся. (14)На углу Тисовой улицы действительно стояла п..л..сатая
кошка но (ни)какой карты видно (не)было…
(По Дж. Роулинг)
Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:
(Вопросы даны с ответами)
1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, раскройте скобки.
2. Выполните фонетический разбор слова «включая».
3. Сделайте морфемный разбор слов: пересказывала, раскачивался,
поцеловать.
4.

Укажите

способ

образования

слова

«внимательно»

(пр.

12).

(Суффиксальный)
5. Замените слово «выдавил» (пр. 10) стилистически нейтральным
синонимом. (Сказал, произнёс)
6. Из предложений 9-12 выпишите возвратное местоимение.
7. Выпишите из текста страдательное причастие прошедшего времени.
(Покрытое)
33

8. Выпишите из текста деепричастия совершенного вида. (Усадив,
миновав)
9. Выпишите из текста 2 подчинительных союза и выполните их
морфологический разбор.
10. Из предложения 12 выпишите словосочетание «глагол+наречие».
(Внимательно изучала)
11. Выпишите грамматическую основу предложения 6. (Миссис Дурсль
пересказывала)
12. Запишите номера предложений с деепричастными оборотами. (4, 5, 6,
10, 13)
13. Среди предложений 5-9 найдите сложные предложения. Запишите их
номера. (7, 8)
Критерии оценивания:
За каждое верно выполненное задание – 1 балл.
«5» - 12-13 баллов;
«4» - 10-11 баллов;
«3» - 7-9 баллов;
«2» - менее 7 баллов
2 год
Итоговую работу по теме «Комплексный анализ текста» можно
использовать на последнем уроке. Работа с текстом позволяет развивать
творческий потенциал обучающихся, пополнять их словарный запас,
улучшать качество речи, развивает умение пользоваться знаниями о языке
как инструментом для решения практических задач; воспитывает любовь к
слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении
текстов.
Работа состоит из текста – отрывок из рассказа В. Пескова - и 13
заданий по этому тексту. Вопросы предполагают краткие и развёрнутые
ответы. Вопросы даны с ответами.
Текст
34

В любом названии места скрывается тайна. (2) И чем древнее

(1)

поселок, улица или река, тем тайна глубже. (3) Каждый из нас обязательно
с самого детства пытался найти ключи к этим тайнам. (4) Мы без труда
решили задачи, если нашу деревню называют Сосновка, Осиновка,
Дубровка, Берёзовка.
(5) Тут всё ясно, даже если сегодня лесом и не пахнет возле деревни.
(6) Но вот уже чуть сложнее задача. (7) Село Орлово. (8) Я родился в этом
селе и, конечно, где-то лет в десять, задаваясь вопросами к миру, решил,
что в наших местах водилось много орлов. (9) Владимир Михайлович, мой
отец, с которым поделился своим открытием, сказал, сто некогда селом
правил барин Орлов. (10) С возрастом интерес к такого рода
исследованиям не пропадает. (11) Я с жадностью читал и расспрашивал
обо всём, что касалось села. (12) Я обнаружил, что никакой барин Орлов
нашим селом не правил, что село всегда было вольным.
(13) Почему городок назывался Орловым, так и не удалось
докопаться.
(14) Иногда не надо много усилий, чтобы докопаться до смысла
названий. (15) Но за годы поездок у меня в записной книжке скопилось
много любопытных названий.
(По В. Пескову)
Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:
(Вопросы даны с ответами)
1. Озаглавьте текст. (Тайна села Орлова)
2. Определите основную мысль текста. (В любом названии места
скрывается тайна, и порой надо много усилий, чтобы её разгадать.)
3. Выпишите грамматическую основу предложения 15. (Скопилось много
названий)
4. Выпишите номер предложения, в котором есть вводное слово. (8)
5. Выпишите номер предложения, в котором есть обособленное
обстоятельство. (8)
35

6. Словосочетание С ЖАДНОСТЬЮ ЧИТАЛ, построенное на основе
управления, переделайте на синонимичное, построенное на основе
примыкания. (Читал жадно)
7. Произведите фонетический разбор слова КОНЕЧНО. ([кан'эшна])
8. Выпишите номера предложений, в которых есть однородные члены. (2,
4, 11)
9. Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание
ПРИСТАВКИ определяется правилом: «На конце приставки пишется С,
если за приставкой следует глухая согласная». (Исследования)
10. Определите количество грамматических основ в предложении 9. Ответ
запишите цифрой. (3)
11. Выпишите из текста примеры метафор. (Скрывается тайна, найти
ключи к тайнам, решили задачи)
12. Из предложений 6-11 выпишите обособленное приложение. (Орлово,
мой отец)
Критерии оценивания:
За каждое верно выполненное задание – 1 балл (за 3 и более ошибок
в фонетическом разборе – 0 баллов).
«5» - 11-12 баллов;
«4» - 9-10 баллов;
«3» - 6-8 баллов;
«2» - менее 6 баллов
3 год
Итоговую работу по теме «Комплексный анализ текста» можно
использовать на последнем уроке. Работа с текстом позволяет развивать
творческий потенциал обучающихся, пополнять их словарный запас,
улучшать качество речи, развивает умение пользоваться знаниями о языке
как инструментом для решения практических задач; воспитывает любовь к
слову, умение внимательно, вдумчиво относиться к слову при чтении
текстов.
36

Работа состоит из текста – отрывок из рассказа Н. М. Карамзина
«Бедная Лиза» - и 15 заданий по этому тексту. Вопросы предполагают
краткие и развёрнутые ответы. Вопросы даны с ответами.
Текст
1) Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой
рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без
окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. 2) В этой хижине лет
за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою,
матерью своею.
3) Отец Лизин был довольно зажиточный поселянин, потому что он любил
работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь. 4) Но скоро по
смерти его жена и дочь обедняли. 5) Ленивая рука наемника худо
обрабатывала поле, и хлеб перестал хорошо родиться. 6) Они принуждены
были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги. 7) К тому
же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего
— ибо и крестьянки любить умеют! — день ото дня становилась слабое и
совсем не могла работать. 8) Одна Лиза, — которая осталась после отца
пятнадцати лет, — одна Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя
редкой красоты своей, трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала
чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в
Москве. 9)Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери,
часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою
милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила бога, чтобы он
наградил ее за все то, что она делает для матери. 10) «Бог дал мне руки,
чтобы работать, — говорила Лиза, — ты кормила меня своею грудью и
ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь
ходить за тобою. 11) Перестань только крушиться, перестань плакать:
слезы наши не оживят батюшки». 12)Но часто нежная Лиза не могла
удержать собственных слез своих — ах! она помнила, что у нее был отец и
что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца
37

своего и казаться покойною и веселою. — 13) «На том свете, любезная
Лиза, — отвечала горестная старушка, — на том свете перестану я плакать.
14) Там, сказывают, будут все веселы; я, верно, весела буду, когда увижу
отца твоего. 15) Только теперь не хочу умереть — что с тобою без меня
будет? 16) На кого тебя покинуть? 17) Нет, дай бог прежде пристроить
тебя к месту! 18) Может быть, скоро сыщется добрый человек. 19) Тогда,
благословя вас, милых детей моих, перекрещусь и спокойно лягу в сырую
землю».
(Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»)
Ответьте на вопросы и выполните задания по тексту:
(Вопросы даны с ответами)
1. Докажите, что перед вами текст. (Это целостное речевое произведение,
предложения связаны по смыслу и грамматически. Предложения
расположены строго в определённой последовательности)
2. Определите стиль текста. (Художественный)
3. Назовите тип текста. (Повествование с элементами описания)
4. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на вопрос: «Почему Лиза часто не могла удержать
своих слёз?»
А) Лиза много работала и ей было очень тяжело.
Б) Лиза вспоминала умершего отца.
В) Лизу хотели выдать замуж за нелюбимого человека.
Г) Любимый человек Лизы обманул её и уехал на войну.
5. Укажите номера предложений, которые связаны при помощи цепной
связи. (1 и 2; 3 и 4)
6. Какие средства выразительности использовал автор, описывая Лизу в
предложениях 12, 13?
А) гиперболу;
Б) эпитет; (нежная Лиза, любезная Лиза)
В) сравнение;
38

Г) метафору.(таить печаль сердца)
7. Какие синтаксические конструкции преобладают в данном тексте?
(Сложные предложения, предложения с обособленными членами)
8. В

приведённых

ниже

предложениях

из

прочитанного

текста

пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие
запятые при вводной конструкции.
«На том свете, любезная Лиза(1) — отвечала горестная старушка(2) —
на том свете перестану я плакать.

Там(3) сказывают(4) будут все

веселы; я(5) верно(6) весела буду(7) когда увижу отца твоего.
(3, 4, 5, 6)
9. Укажите количество грамматических основ в предложении № 9. Ответ
запишите цифрой. (3)
10.

Укажите номера предложений с деепричастным оборотом. (7, 8, 9,

19)
11.

Сделайте морфемный разбор слова обрабатывала.

Приставка — об
Корень — рабат
Суффиксы — ыва, л
Окончание — а
Основа — обрабатыва
12.

Укажите количество букв и звуков в словематерью. (7 б., 7 зв.)

13.

Из предложения № 4 выпишите все имена существительные и

определите их склонение. (смерть – 3 скл., жена – 1 скл., дочь – 3 скл.)
14.

Объясните написание «Не с прилагательными» в словосочетании

небольшие деньги– предложение № 6. (Пишем слитно, т. к. можно
заменить синонимом - маленькие деньги)
Из предложения № 7 выпишите слово, правописание приставки в
котором определяется правилом: «На конце приставки пишется С, если
после неё следует звук, обозначающий глухой согласный».(Беспрестанно).
39

Критерии оценивания:
За каждое верно выполненное задание – 1 балл.
«5» - 13-14 баллов;
«4» - 11-12 баллов;
«3» - 7-10 баллов;
«2» - менее 7 баллов
Материально-техническое обеспечение:
1. Печатные пособия:
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 9 класс:
ко всем действующим учебникам/Е.А. Влодавская.- М.: Издательство
«Экзамен», 2013г.
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс.
ФГОС / Е.Н. Груздева. - М.: Издательство «Экзамен», 2016г.
- Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 8 класс.
ФГОС / М.Ю. Никулина. - М.: Издательство « Экзамен», 2017г.
2.Технические средства обучения:
- классная кабинетная доска,
- компьютер,
- мультимедийный проектор.
3.

Экранно-звуковое

пособие: электронная

версия

учебного

пособия по русскому языку за 9 класс « Комплексный анализ текста».Автор: Влодавская Е.А.
4. Демонстрационные пособия:
- интерактивные демонстрационные таблицы,
- мультимедийные пособия. Современная школа. Уроки русского языка VX классы. (Захарова Т.А., Левина О.В. и др. Изд. ПЛАНЕТА, М.: 2010).
5. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:
- Цифровые информационные инструменты и источники ( по основным
темам программы): Электронные справочные пособия.
- Образовательные электронные ресурсы
40

 http://repetitor. lc.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1C:
 Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы
серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
 http://www. gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочноинформационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в
справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой
политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и
лингвистики.
 http://www.gramma.ru/

-

Пишем

и

говорим

правильно:

нормы

современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам.
 Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому
языку и литературе, ответы на вопросы.
 http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал.
 http://www.lseptember.ru/ru/ - газета «Первое сентября».
 http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета.
6. Учебно-практическое оборудование:
- дополнительные учебные пособия:
сборники диктантов,
словари,
справочники;
- дидактические материалы:
раздаточные карточки с заданиями,
репродукции картин;
- тетради, письменные принадлежности.

41


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».