Управление образования Администрации Артинского городского округа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Куркинская основная общеобразовательная школа» Принята на заседании Педагогического совета Протокол № 5 от 19.05.2023 г. Утверждено: приказом директора МБОУ «Куркинская ООШ» № 73 от «15» июня 2023г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Декоративно прикладное искусство» Срок реализации программы: 3 года Возраст обучающихся: 7-14 лет. Составитель: Сенаева Мария Семеновна, учитель изобразительного искусства 1 кв. категории с. Курки 2023 2.1. Пояснительная записка Направленность - дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Декоративно-прикладное искусство» художественноэстетической направленности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 287 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.). Художественная направленность общеразвивающей программы нацелено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья обучающихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. - Актуальность общеразвивающей программы - видеть красоту предметов декоративно прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно? В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства. Декоративно прикладное искусство (от лат. украшать) - вид искусства произведения которого выполняя определённую утилитарнопрактическую функцию, воплощают в себе художественно-эстетическое начало. Декоративно прикладное искусство создаёт среду, в котором живут люди, украшает повседневный быт, имеет различные направления, охватывает многие сферы жизнедеятельности человека. - Отличительные особенности общеразвивающей программы данная программа по декоративно прикладному искусству составлена с учётом специфики дополнительного образования детей. Программа предлагает широкий спектр творческих работ из различных групп художественных материалов. Диапазон декоративных работ предлагаемых в данной программепопулярные виды ручного труда, рукоделия, доступные для детей различного возраста. Программа позволяет обучать детей, создавать полезные художественные изделия, с учётом требований современного дизайна, эстетики. Программа обеспечивает развитие у детей эмоционально-эстетического отношения к традиционной национальной культуре, эстетических знаний, пробуждения эстетической восприимчивости и закрепления их в творческом опыте учащихся. Основным системообразующим компонентом данной программы выступает народное творчество. Содержание программы, раскрывая понятие красоты, национального своеобразия предметного мира, опирается на искусствоведческую художественного образа. Программа направлена на сохранение живого наследия народа, она рассматривает его как часть современной жизни, предмет специального изучения. В процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любо виде деятельности: сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др. Дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий, а так же приобретают навыки исследовательской деятельности. Опыт работы и общения в коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств. Дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое. Программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия. - Адресат общеразвивающей программы - программа рассчитана на обучающихся от 7 до 14 лет, имеющих различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие какими-либо минимальными знаниями в области художественно-эстетической направленности. Формируются группы из учащихся одного возраста или разных возрастных категорий, являющихся основным составом объединения (постоянный). Обучающиеся объединяются в группы с учетом психологических особенностей и их творческих наклонностей. Набор в группы осуществляется в установленные учреждением сроки. - Режим занятий - группы комплектуется из состава обучающихся. Занятия проводятся 1 раз в неделю по продолжительностью 45мин. Оптимальное количество обучающихся в группе для успешного освоения программы - 6-10 человек. - Объем общеразвивающей программы Год обучения Количество учебных часов в год 1 год обучения 34 2 год обучения 34 3 год обучения 34 Итого 102 -Форма обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая и т.п. -Вид занятий: беседа, практическое занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, групповые занятия, совместная работа ребенка с педагогом, а также самостоятельная творческая деятельности детей. -Формы подведения результатов: беседа, практическое занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, лекция, выставка, практическое занятие, творческая мастерская, защита проектов. 2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель общеразвивающей программы – создание необходимых условий для развития творческих способностей детей посредством приобщения их к художественной культуре через овладение образным языком декоративно прикладного искусства и обеспечить достижение планируемых результатов обучения, через восприятие многообразия видов и жанров декоративно прикладного искусств, в области декоративно прикладного искусства. Задачи общеразвивающей программы: Обучающие: - освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; - приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов и техник в разных видах декоративно-прикладного творчества. Развивающие: - формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира; - формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей и овладение представлениями о средствах выразительности декоративно прикладного творчества как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций человека; - развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения; - развивать положительные эмоции и волевые качества; - развивать моторику рук, глазомер. Воспитательные: - воспитать интерес к народным традициям, через декоративно – прикладное творчество, собирая копилку « О бабушкиных вещах»; - воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной художественной культуры народного творчества. - способствовать воспитанию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, коммуникативных, качеств личности. 2.3. Содержание общеразвивающей программы Учебный (тематический) план 1 год обучения № Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Вводное занятие (общие сведения о декоративно- 0,5 прикладном искусстве и его видах; темы, материалы, инструменты, техники) «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни 0,5 людей». Техника безопасности. Основы изобразительной грамоты и рисование Палитра. Знакомство с художественными 0,5 принадлежностями Упражнение для руки. Работа карандашом и цветом 0,5 «Цветик-семисветик». Знакомство с основными 0,5 цветами спектра. «Радуга-дуга». Знакомство с цветом. Смешение 0,5 цветов «Солнышко смеётся» Знакомство с теплыми 0,5 цветами. Развитие фантазии. «Бабочки». Симметрия, развитие фантазии, 0,5 самовыражение. Рисование дерева с ветками. Понятие 0,5 «больше» и «меньше». «Птицы и крыши». Рисование на основе 0,5 наблюдений. Заполнение всей поверхности листа «Наша новогодняя ёлка» Рисование на тему. Гуашь 0,5 «Сказочная птица». Декоративное рисование. 0,5 Принцип «от общего к деталям». Развитие фантазии. Зарисовка с натуры игрушечного слоника, обезьяны, 0,5 жирафа. Передача силуэтного изображения Веселая семейка (грибы). Понятие «больше и 0,5 меньше». Учет формата листа Всего Практика Теория Наименование раздела, темы 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 1 1 0,5 1 0,5 1 Зарисовка с натуры игрушечного мишки. Умение 0,5 0,5 передать силуэт 16. Сказка «Три медведя». Использование по памяти 0,5 0,5 зарисовки игрушечного мишки. Заполнение изображением всей поверхности 17. Зимняя палитра. Наблюдение оттенков цвета в 0,5 0,5 природе (небо, снег, вода, лес). Холодные цвета. Смешение цветов. 18. Фаянсовая игрушка. Декоративное рисование. 0,5 0,5 Знакомство с народным искусством. Учет формата листа 19. «В гостях у морского царя» Самовыражение ребенка, 0,5 0,5 развитие фантазии 20. Знакомства с народным искусством Дымковская 0,5 0,5 игрушка: «барыня», «конь», «козлик». Декоративное рисование. 21. Пряничный домик или ледяная избушка. Развитие 0,5 0,5 фантазии. Работа пастелью Основы декоративно-прикладного творчества бисероплетение 22. Инструктаж по технике безопасности. Теоретические 0,5 0,5 вопросы бисероплетения. Основы цветоведения. Современные направления в бисероплетении. Раздел 1.Цветы из бисера 23. Основы французского плетения. Ромашка 0,5 0,5 24. Фиалка 0,5 0,5 25. Кактус 0,5 0,5 26. Букет для мамы – маки 0,5 0,5 27. Способы сборки и крепежа изделий 0,5 0,5 Раздел 2 Деревья из бисера 28-29 Основы петельного плетения. Береза 0,5 0,5 30-31 Ёлочка 0,5 0,5 32-33 Цветущая сакура 0,5 0,5 34 Изготовление коллективных выставочных работ 0,5 0,5 Итого 17 17 15. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения Программа задумана как органическая часть всей системы художественного образования и эстетического воспитания. Основные принципы - поскольку деятельность объединения направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс основывается на концептуальных принципах: - принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями; - принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом; - принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский); - принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок; - принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты; - принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов; - принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства. Раздел 1: Вводное занятие. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей». Техника безопасности. Материалы: стенды в кабинетах; образцы изделий, в объединениях. Задачи: заинтересовать детей обучаться в объединении, развивать интерес к различным видам декоративно – прикладной деятельности, желание самим выполнять красивые изделия. Вводное занятие. Знакомство с учениками. Беседа «Роль декоративно – прикладного искусства в жизни людей». Материалы: предметы народных промыслов, иллюстративный материал. Задачи: объяснить детям понятие «Декоративно – прикладное искусство», его специфику: произведения его должны быть в одно и то же время полезны и красивы; этот вид искусства играет значительную роль в формировании художественного вкуса народа. Техника безопасности. Раздел 2 «Основы изобразительной грамоты и рисование» Целью данного курса является осуществление эстетического и нравственного воспитания детей, пробуждение в них чувства прекрасного. Воспитанникам необходимо предоставить возможность самовыражения, ознакомить их на практике с различными изобразительными средствами (гуашь, пастель, акварель и т.д.). К концу 2 раздела ребенок сможет научиться: правильному положению карандаша и кисти; принятым названиям цветов; элементарным правилам смешения цветов; учитывать формат листа; представлять предмет по памяти и фантазировать. Особенность изобразительной деятельности заключается о том, что для ее осуществления важно не просто развитие моторики руки, а совместное развитие руки и глаза. Раздел 3 «Бисероплетение» Тема 1. Вводное занятие. Цель, содержание и форма занятий . Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. Тема 2. История развития бисероплетения. История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. Тема 3.Основы цветоведения понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями. Тема 4. Плетение на проволоке. Основные приемы плетения. Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов. Тема 5. Цветы из бисера. Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: французское, параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов. Букет для мамы из незабудок, ромашек, маков, фиалки и т.п. Тема 6. Миниатюрные деревья. Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке. Тема 7. Изготовление коллективных выставочных работ Коллективная работа «Родные просторы». Зачетные занятия Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение. По итогам работы за 1 год обучения обучающиеся должны знать: - название и назначение материалов (бисер, стеклярус, пайетки, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр); - название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки); - правила безопасности труда при работе с указанными инструментами. Должны уметь: - организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы; - соблюдать правила безопасной работы с инструментами; -под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку; Учебный (тематический) план 2 год обучения № Количество часов 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Вводное занятие Беседа – ознакомление с планом и задачами работы 2 года обучения. Техника безопасности. Основы изобразительной грамоты и рисование «Мир цвета в природе» Декоративное рисование. Понятие о тёплых и холодных цветах «Мир фантастических деревьев». Понятие о контрастах теплых и холодных цветов «Волшебные краски осеннего дерева» «Необыкновенные листья» Декоративный фриз в технике монотипии или технике печати с помощью клише Всего Практика Теория Наименование раздела, темы 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 1 Абстрактное рисование на свободную тему. 0,5 0,5 1 Возможность самовыражения ребенка. Использование различных Материалов 9. Составление узора из цветов в круге. Декоративное 0,5 0,5 1 рисование. Знакомство с народным творчеством. Хохлома. Городец 10. «Дед Мороз в сказочном лесу». Развитие фантазии 0,5 0,5 1 11. «Мы рисуем зимние деревья» Рисование по памяти и 0,5 0,5 1 представлению 12. Фрукты, овощи, ягоды. Рисование с натуры и с 0,5 0,5 1 использованием воображения. Смешение цветов 13. Тайны планет. Мы летим в космос. Задание на 0,5 0,5 1 развитие фантазии 14. «Замок доброго и замок злого волшебника». Понятие 0,5 0,5 1 образа. Заполнение изображением всей поверхности листа 15. Дом садовника. Будущая профессия- ландшафтный 0,5 0,5 1 дизайнер Основы Декоративноприкладного творчестваДекупаж 16-17 Вводное занятие. Условия безопасной работы», «И 1 1 2 что же такое декупаж?» 18-19 Прямой декупаж.Создание декоративной досочки в 1 1 2 технике прямой декупаж. 20-21 Открытка в технике декупаж. Декупаж на бумаге 1 1 2 (картоне) 22-23 Художественный декупаж. Создание панно на 1 1 2 холсте. 24-25 Новогодняя игрушка в технике декупаж 1 1 2 26-27 Объёмный декупаж 1 1 2 28-29 Декупаж стеклянной поверхности 1 1 2 30-31 Обратный декупаж/декупаж на скорлупе 1 1 2 32-33 Изготовление подарков и сувениров в технике 1 1 2 декупаж 34 Изготовление коллективных выставочных работ 0,5 0,5 1 Итого 17 17 34 Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения Программа задумана как органическая часть всей системы художественного образования и эстетического воспитания. Основные принципы - поскольку деятельность объединения направлена на развитие созидательной, творческой личности ребенка, образовательный процесс основывается на концептуальных принципах: 8. - принцип уникальности. Взгляд на ребенка как на уникальную личность, способную к самораскрытию и творчеству в соответствии со своими особенностями; - принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех. Это ведет к формированию позитивной концепции и признанию себя и других как уникальной составляющей окружающего мира. В связи с этим каждый детский успех должен быть отмечен педагогом; - принцип гуманности. В судьбе ребенка педагог должен быть искренне заинтересован, глубоко уверен в процессе формирования его личности. «Надо подмечать в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиваться того, чтобы она получила свое претворение и развитие в деятельности, чтобы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность» (В. А. Сухомлинский); - принцип доступности. Обучение и воспитание в мастерской строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок; - принцип наглядности. Придерживаясь «золотого правила дидактики» Я. А. Каменского — привлекать к обучению все органы чувств, мы используем в учебном процессе разнообразные иллюстрации, учебные плакаты; - принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляются как в проведении занятий, так и в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время достичь больших результатов; - принцип междисциплинарного подхода. Использование знаний различных областей науки и искусства. Раздел №1 Вводное занятие. Беседа – ознакомление с планом работы и задачами работы объединения 2 года обучения. Материалы: иллюстративный материал, образцы изделий и материалов для будущих работ; образцы инструментов; фильм «Народное декоративно – прикладное искусство». Задачи: ознакомить детей с планом и задачами работы объединения в новом учебном году, расширить кругозор детей в области народного декоративно – прикладного искусства. Раздел №2 «Основы изобразительной грамоты и рисование» Целью данного курса является дальнейшее развитие творческой активности и инициативы у детей. Задачи: - развитие у детей наблюдательности, способности к целенаправленному рассматриванию предметов, установлению сходства и различия между ними; - формирование у учащихся умения сочинять сюжет, выбирая для раскрытия его нужные объекты внимания; - привитие навыков исследовательской работы над сюжетом или иллюстрацией к сказке. Раздел №3 Основы декоративно-прикладного творчества-декупаж. Декупаж. Особенности декора разделочных досок. Практическая работа: Декор разделочных досок в технике «декупаж». Подготовка основы для декупажа: покрытие разделочной доски базовым слоем акриловой краски. Покрытие лаком. Сушка. Практическая работа: Подбор салфеток для декупажа. Вырезание фрагментов салфеток. Расположение узора на основе. Приклеивание фрагментов. Практическая работа: Покрытие лаком. Сушка. Финальное декорирование с помощью акриловых красок. Покрытие лаком. Сушка. Открытка в технике Декупаж. Особенности нанесения салфеток на бумажную (картонную) поверхность. Оформление в паспарту. Художественный декупаж. Практическая работа: знакомство с техникой художественный декупаж или имитация картины, грунтовка холста (аргалита). Практическая работа: композиция в декупаже, составление рисунка из нескольких фрагментов разных салфеток. Учимся клеить фоновую салфетку (вместо краски). Практическая работа: использование в работе трафаретов, текстурных паст или самозатвердевающих масс. Практическая работа: подрисовка теней, лакировка. Новогодние игрушки в техниках «декупаж», «чердачная игрушка». Технология изготовления, принципы окрашивания и декора. Практическая работа: Елочные шары в технике «декупаж». Покраска базовой криловой краской. Сушка. Покрытие лаком. Сушка изделия. Практическая работа: подбор салфеток для декупажа. Вырезание фрагментов и размещение их на изделии. Приклеивание салфеток. Декорирование акриловыми красками и глиттерами. Финальное покрытие лаком. Объёмный декупаж. Практическая работа: знакомство с техникой объёмный декупаж. Инструменты и материалы для занятий. Практическая работа: Вырезание и наклеивание на двухсторонний скотч. Оформление фона работы. Практическая работа: выставка готовых работ в технике объёмный декупаж. Декупаж стеклянной поверхности. Практическая работа: Декор стеклянной поверхности (тарелка. бутылка) в технике «декупаж». Подготовка основы для декупажа: обезжирование ,покрытие стекла базовым слоем акриловой краски. Покрытие лаком. Сушка. Практическая работа: Подбор салфеток для декупажа. Вырезание фрагментов салфеток. Расположение узора на основе. Приклеивание фрагментов. Практическая работа: Покрытие лаком. Сушка. Финальное декорирование с помощью акриловых красок. Покрытие лаком. Сушка. Обратный декупаж. Практическая работа: Декор стеклянной поверхности (тарелка, рамка для фото со стеклом)) в технике «декупаж». Подбор салфеток для декупажа. Вырезание фрагментов салфеток. Расположение узора на основе. Приклеивание фрагментов сушка. Практическая работа: Подготовка фона: покрытие стекла криловой краской по фону салфетки, а затем базовым слоем белой акриловой краски. Покрытие лаком. Сушка. Практическая работа: Покрытие лаком. Сушка. Финальное декорирование с помощью акриловых красок. Покрытие лаком. Сушка. Декупаж на скорлупе. Подставка под чашку. Практическая работа: приклеиваем скорлупу от яиц на клей ПВА. Грунтуем поверхность, выбираем мотив и вырезаем. Практическая работа: наклеиваем салфетку, делаем прорисовку и лакируем. По итогам работы за 2 год обучения обучающиеся должны знать: - композиционное расположение рисунка на листе; - отличие рисунка с натуры от рисунка по памяти или воображению. -название основных техник декупажа; - понимать значение терминов : декупаж, декор, композиция , лак, акриловые краски, грунт, замысел, основа, декоративная композиция, панно и т.д. - название инструментов и приспособлений, материалов; - виды декупажа, области применения; - виды декоративных композиций Должны уметь: - правильно располагать предметы на листе бумаги (композиция листа); - верно определять формы изображаемых предметов; - соблюдать последовательность в работе (принцип «от общего к частному»); - согласовывать цвета и определять основные оттенки цвета. - пользоваться инструментами и материалами: красками, кистью, лаками, спонжиками, наждачной бумагой, поролоновой губкой. - на заданную тему создавать декоративное панно в круге или в квадрате. - использовать основные приёмы декупажа - владеть различными приёмами обработки поверхности для декупажа. - самостоятельно вести полный цикл выполнения работы в технике декупаж. - создавать декоративные панно на свободную и заданную тему. Учебный (тематический) план 3 год обучения № Количество часов Вводное занятие 0,5 0,5 Ознакомление с планом и задачами работы 3 года 0,5 0,5 обучения. Техника безопасности. Инструктажи Основы изобразительной грамоты и рисование. 3. «Летние зарисовки». Выполнение пейзажа по памяти 0,5 0,5 4. «В гостях у сказки». Декоративная композиция. 0,5 0,5 5. «Мой любимый мультяшный герой». Знакомство с 0,5 0,5 элементарными пропорциями фигуры человека 6. Портрет мамы. Рисование пастелью. Знакомство с 0,5 0,5 пропорциями головы человека 7. «Волшебный узор»- Ознакомление с историей 0,5 0,5 развития народного промысла. Волховская роспись 8. «Зимние узоры»-рисование на зимнюю тематику 0,5 0,5 любыми материалами 9. Русский сувенир «Матрёшка». Роспись 0,5 0,5 10. «Бравые солдаты»-рисование ко Дню Защитника 0,5 0,5 Отечества 11. «Цветы для мамы». Техника выполнения работы с 0,5 0,5 помощью штампов 12. Эскизы к тарелкам «Времена года» Выполнение 0,5 0,5 эскизов с различными орнаментами в цветовых гаммах, соответствующих тому или иному времени года Основы декоративноприкладного творчестваНародная кукла 13. 0,5 0,5 1. 2. Всего Практика Теория Наименование раздела, темы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14. Вводное занятие. Правила безопасной работы. 0,5 0,5 1 Историческая справка. Материалы и инструменты 15. История народной игрушки. Виды игрушек «В музее 0,5 0,5 1 народной игрушки» «Зайчик на пальчик» 16. «В гостях у Кукол» Обрядовая кукла «Кувадка» 0,5 0,5 1 17. Игровая кукла «Пеленашка 0,5 0,5 1 18. Игровая кукла «Колокольчик» 0,5 0,5 1 19. Кукла «Подорожница» 0,5 0,5 1 20. Кукла «Помощница» 0,5 0,5 1 21. Кукла «На счастье» 0,5 0,5 1 22. Кукла «Рождественский ангел» 0,5 0,5 1 23. Народный календарь «Кукла Масленица» 0,5 0,5 1 24. Народный календарь «Куклы Мартенички» 0,5 0,5 1 25. Народный календарь «Тряпичная кукла Веснянка» 0,5 0,5 1 26. Ко дню защиты детей «Неразлучники» 0,5 0,5 1 27. Народный календарь «Кукла Травница» 0,5 0,5 1 28. Кукла «Крупеничка» в традиционном костюме 0,5 0,5 1 29. Кукла «На здоровье» 0,5 0,5 1 30. Народный календарь «Кукла Купавка» 0,5 0,5 1 31-33 Инсценировка сказка. Кукольный театр. 1 2 3 34 Изготовление коллективных выставочных работ 0,5 0,5 1 Итого 17 17 34 Содержание учебного (тематического) плана 3 год обучения Раздел 1. Вводное занятие. Ознакомление с планом и задачами работы группы 3 года обучения. Техника безопасности. Материалы: иллюстративный материал, образцы изделий и материалов будущих работ, фотографии. Задачи: ознакомить детей с планом и задачами работы группы в новом учебном году, расширить кругозор учащихся в области народного декоративно – прикладного искусства. Раздел 2. Основы изобразительной грамоты и рисование Тема «Летние зарисовки» Теория: Понятие о технике граттаж, технология его выполнения. Особенности выполнения на бумаге небольшого формата летнего пейзажа в технике граттаж (воскография). Этапы выполнения работы: а) нанесение на бумагу тонкого слоя краски (в холодной или теплой гамме); б) натирание листа бумаги поверх краски свечой или парафином; в) покрытие листа поверх воска слоем темной гуаши в смеси с тушью; г) нанесение на лист рисунка пейзажа легкой линией карандаша; д) процарапывание изображения отточенной палочкой по намеченным карандашом линиям. Практика: Выполнение пейзажа «Летние зарисовки» в технике граттаж. Методическое обеспечение: Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П.Сезанна, В.Ван Гога. Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка. Тема «В гостях у сказки» Теория: Декоративная композиция. Умение располагать на большом, вытянутом по горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Составление композиции декоративного панно. Особенности коллективной работы над ним. Этапы выполнения задания: I этап — выполнение цветного подмалевка; II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений; III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения вклеиваются в панно). Практика: Выполнение коллективного панно «В гостях у сказки». Методическое обеспечение: Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением сказочных персонажей, фантастических животных и растений. Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей, баночка с водой, ветошь. «Мультяшные герои» Теория: Знакомство с техникой печати на бумаге разными материалами (тканью, кружевом, веревками). Понятие о текстуре и фактуре. Воссоздание образов капитанов, принцесс, фей, разбойников и др. Основные этапы работы: знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги. Создание образов героев с учетом использования выразительности фактур. Технология выполнения композиции в смешанной технике печати с прорисовыванием отдельных деталей: лица, волос, головного убора. Практика: Получение отпечатков с выразительными фактурами от разных материалов. Создание композиции «Мультяшные герои» в технике печати фактурными материалами или смешанной технике. Тема «Мои любимые цветы» Теория: Техника выполнения изображения с помощью штампов или поролоновой губки. Создание образов необыкновенных причудливых цветов (как вариант, возможно изображение любимых животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы. Особенности цветового решения: избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов: красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим. Практика: Выполнить рисунок «Мои любимые цветы» в технике печати штампами или поролоновой губкой. Методическое обеспечение: Зрительный ряд: наглядные пособия, работы обучающихся, мультимедиа презентации. Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки, ветошь. Тема «Волшебный узор» Теория. Ознакомление с историей развития промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства Хохломы. Различия между видами хохломской росписи и технология её выполнения. Специфика выполнения зарисовок по мотивам хохломской росписи и её элементы: листок, ягодка, травка. Обучение приёмам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи (линии, мазки, точки). Этапы выполнения росписи и особенности цветовой гаммы (зеленый, красный, черный, золотой цвета). Практика: Выполнение самостоятельно составленного узора из элементов хохломской росписи «Волшебный узор» (украшение полоски бумаги). Методическое обеспечение: Зрительный ряд: предметы домашней утвари, фотографии, плакаты с поэтапным выполнением росписи, мультимедийные материалы. Материалы: лист бумаги (в форме полосы), акварель или гуашь (красная, желтая, черная и зеленая); кисти, баночка для воды, палитра, ветошь, подставка для кистей. Тема «Любимый сказочный герой» Теория: Знакомство с элементарными пропорциями фигуры человека. Первоначальные понятия о первом и дальнем плане. Особенности изображения фигур персонажей выбранного литературного произведения в цвете (воинов, богатырей, всадников на конях). Размеры фигур персонажей в зависимости от решения первого и дальнего планов. Специфика коллективной работы над заданием. Практика: Выполнение коллективного панно «Любимый сказочный герой» в технике аппликации. Методическое обеспечение: Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма. Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое оформление (для аппликации). Тема: «Весенний букет». Открытка для мамы. Изучение технических приёмов в работе с бумагой. Использование формата А4, гуаши, акварели, пастели. Самостоятельная работа: просмотр, зарисовки фрагментов открыток. Подбор стихотворения для мамы. Тема: Русский сувенир матрёшка. Знакомство с русским сувениром. Матрёшка традиционная и современная. Выполнение эскиза «Моя матрёшка». Использование формата А4, материалы по выбору. Самостоятельная работа: просмотр иллюстраций, зарисовки. Тема: Эскизы к тарелкам «Времена года». Выполнение эскизов с различными орнаментами в цветовых гаммах, соответствующих тому или иному времени года.(4 работы). Использование формата А4, гуаши, акварели. Раздел 3. Основы декоративно-прикладного искусства-Народная кукладанная программа направлена на знакомство и народными традициями, посредством изготовления народной игрушки, на развитие творческих способностей и эстетическое воспитание детей. У детей формируются навыки обращения с инструментами, схемами, необходимые для школьного обучения. Особенностью данной программы является воспитание и обучение «естественным путем», в процессе творческой работы с применением проблемно-поискового характера образовательных ситуаций. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных игрушек, композиций и работ из натуральной ткани, лыка, льна. На занятиях используют различные средства обучения: 1.Учебнонаглядные пособия: иллюстрации, картинки, муляжи, предметы декоративноприкладного творчества 2. Дидактические игры. 3.Оборудование: ткани, нитки, ножницы, травы, лоза, мочало и т.д. 4.Мини музей народной игрушки. Методы и приемы: 1.Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); 2.Словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); 3.Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); 4. Эвристический (развитие находчивости и активности); частичнопоисковый; 5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); 6. Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); 7. Сотворчество; 8. Мотивационный (убеждение, поощрение). Необходимые материалы: Плотный лён для скрутки; Хлопчатобумажные, льняные, шерстяные ткани без добавления синтетического волокна для костюма и головного убора; o Нитки мулине; o Прочная льняная нить (которую сложно порвать руками); o Иглы для ручного шитья; o Ножницы, т.ч. с фигурными лезвиями; o Тесьма, кружево; o Бусины деревянные, керамические и металлические, Вата, ветошь; o Дополнительные готовые аксессуары (корзиночки, лапоточки, ведерки); o Лен сантехнический (продается в хозяйственных магазинах) или пакля; o Деревянные палочки (очищенные и сухие, подобранные с земли, не спиленные, любое дерево, кроме осины); o Шерсть овечья (для валяния); o Пуговицы, пинцет; o Расческа с крупными зубьями (Для чесания шерсти и сантехнического льна) o Деревянные штампы и акриловые краски для набойки рисунка на ткань. По итогам работы за 3 год обучения обучающиеся должны знать: -Основные народные праздники, обряды и соответствующие им предметы, игрушки, атрибуты. -Названия рукотворных предметов быта, атрибутов, игрушек и их предназначение. - Называют элементы русско-народной одежды: кушак, рубахакосоворотка, панева, кокошник и др. Должны уметь: -Умеют самостоятельно провести анализ изделия: различают виды игрушек. -Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п. -Делают игрушки из текстиля и других природных материалов разными способами: складывание, сворачивание, скручивание, нанизывание и др. -Умеют самостоятельно сделать работу опираясь на предложенную схему или по образцу. -Самостоятельно ориентируются в выборе цветовой гаммы, узора. 2.4. Планируемые результаты. - Метапредметные: Развить умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); Сформировать желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств, произведений искусства; Сформировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; Сформировать способности оценивать результаты художественнотворческой деятельности, собственной и одногруппников. - Личностные: В ценностно-эстетической сфере – сформировать эмоциональноценностное отношение (к семье, Родине, природе, людям); осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере – развить способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности. В трудовой сфере – сформировать навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. - Предметные: В познавательной сфере – развить понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды росписей и их отличительные особенности. В ценностно-эстетической сфере – сформировать умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей и отражение их в собственной деятельности; проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов. В коммуникативной сфере – развить способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений искусства; умение обсуждать коллективные результаты. В трудовой сфере – развить умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных. 3. Комплекс организационно-педагогических условий 3.1. Условия реализации программы - Материально-техническое обеспечение - для успешного процесса обучения и полной реализации программы предусматривается расположение студии в отдельном помещении, отвечающем санитарногигиеническим нормам, требованием техники безопасности и пожарной безопасности. Кабинет оборудован мебелью, необходимой для занятий. Столы и стулья соответствуют росту обучающихся. На настенной магнитной доске мелом выполняют графические работы, развешивают плоские наглядные пособия, устраиваются кратковременные выставки работ. - Информационное обеспечение – при подготовке занятий педагог широко использует интернет ресурсы, аудио, фото, видеоматериалы, интернет источники. - Кадровое обеспечение - педагог изобразительного искусства с допольнительной подготовкой в области декоративно прикладного искусства, образование высшее, I кв. категория. - Методические материалы - -Особенности организации образовательного процесса – процесс организации образовательного процесса очный. -Методы обучения: при определении методов и форм обучения за основу взята классификация методов обучения, разработанная И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным, Ю. К. Бабанским и М. И. Махмуговым и др. Объяснительно-иллюстрированный метод, с него, как правило, начинается обучение. Суть его состоит в предъявлении учащимся информации разными способами – зрительным, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе презентаций с использованием компьютерной медиатеки. Этот метод направлен на усвоение знаний. Репродуктивный метод – направлен на формирование навыков и умений, то есть умений многократно воспроизвести (репродуцировать) действия. Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Репродуктивный метод допускает применение тех же средств, что и объяснительно-иллюстрированный: слово, средства наглядности, практическая работа. Исследовательский метод – направлен на самостоятельное решение творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление одной или нескольких сторон творческой деятельности. При этом необходимо обеспечить доступность творческих задач, их дифференциацию в зависимости о подготовленности того или иного ученика. Его формы: проблемные задачи, опыты и т. д. Сущность этого метода состоит в творческом добывании и поиске способов деятельности. Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики, задач, содержания занятия. 3.2. Мониторинг - Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Для определения уровня знаний учащихся по программе предусмотрены контрольные вопросы для каждого года обучения. Во время реализации общеобразовательной программы большое внимание уделяется диагностике наращивания творческого потенциала детей: на вводных, заключительных занятиях и во время промежуточной аттестации с целью определения интересов ребенка, мотивации к занятиям в данном объединении, уровня формирования УУД. - Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: В конце учебного года учащиеся выполняют творческий проект, где самостоятельно выбирают тему, материал, технику исполнения; показывают уровень овладение навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках. - Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, сочинения, выполнение творческой композиции. Список литературы Для педагога: 1. Закон РФ «Об образовании». 2. Конвенция о правах ребёнка. 3. В.С Мухина «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» 4. В.А. Сластёнин «Педагогика» 5. Т.Н. Баскова «Бисер - уроки труда в начальной школе», Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год 6. Н. Гусева «365 фенечек из бисера» -практическое руководство, Москва, «Айрис-Пресс», 2005 год 7. А. Григорьева «Большая книга рукоделий» — М.: «Белый город», 2008. 8. М.Забылин «Русский народ: его обычаи, предания, обряды». - М.: «ЭКСМО» 2003. 9. М.В. Максимова, «Энциклопедия вязания» - издание для досуга, Москва, «Легкопромбытиздат», 1993 год 10. О.Н. Маркелова «Технология рукоделия. Краткая энциклопедия вышивки», Волгоград, «Учитель», 2009 год 11. В. Мельник, С.Коваленко «Цветная и белая гладь», Москва, «Эк; 2008 год 12. Ю.Е. Моисеенко «Волшебный стежок» — Минск.: «Полымя», 2000. 13. М.В. Постнова «Женское рукоделие» - Санкт-Петербург: «Золотой век», 1999. 14. Т.Ф. Панфилова «Рукоделие. Поделки из ткани, ниток, тесьмы» Москва, «Школьная Пресса», 2007 год 15. К.В.Силаева.Соленое тесто. М.,2000год 16. Н. Чичикало «Фриворм. Удивительная техника вязания красив вещей», Москва, «Эксмо», 2008 год 17. Е.А. Турбина «Занятия по прикладному искусству 5-7 классы», Волгоград, «Учитель», 2009 год 18. А. Брандт «Ожерелье из бусин. От классики до современности» Москва, «Арт-родник», 2006 год 19. Е. Никифорова, Е. Салькова «Бисер для маленьких умниц, развивающих уроков», Москва, «Рипол классик», 2008 год 20. Д. Фицджеральд «Цветочные фантазии из бисера», Москва «Мой мир», 2007 год 21. И. Кассап-Селье «Объёмные фигурки из бисера», Москва, «Контент», 2009 год 22. Д. Чотти «Вышивка шёлковыми лентами», Москва, «Арт-Пресс», 2005 год Для обучающихся. 1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992. 2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996. 3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002 4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999 5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996. 6. К.В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000 7. Журналы: «Сандра», «Верена», «Диана», «Сабрина», «Вышивка для души», «Бисероплетение. От азов – к мастерству», 8. Газеты: «Веста», «Вяжем модно и просто» Информационные ресурсы 1. http://www.biserland.ru/ - сайт "Бисероплетение 2. http://bicer.ucoz.ru/ - сайт "Бисер и рукоделие"; 3. http://biser.by.ru/index.htm - сайт "Бисерная Магия"; 4. http://acus.msk.ru/ - сайт "ACUS". 5. http://www.silk-ribbon.ru сайт «Вышивка лентами» 6. http://www.liveinternet.ru/tags/вышивка+лентами/ 7. http://www. tehnologiya. narod. ru 8. http://www. kru4ok.ru/ 9. http://www.tricoter.su/ 10. http://www.1001uzor.com/ 11. http://www. vishivay.ru/