Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя» Тема 1.1. Обновленные ФГОС НОО, ФГОС ООО: содержание, механизмы реализации Дмитрий Александрович Метелкин, заместитель директора ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», канд. социол. наук, доцент Правовые нормы ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст.3 Конституция РФ, ст.43 1. Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. …4. единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 2 Гарантия равенства ресурсов, условий и возможностей Единые подходы Единые стандарты образовательного пространства страны к формированию содержания образования, воспитания детей и молодежи Единая система мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций 3 ФГОС – ключевой регулятор содержания образования Образовательные программы Учебно-методические издания (учебники и учебные пособия) ФГОС Контрольно-измерительные материалы процедур оценки качества образования Программы дополнительного профессионального образования 4 Родители Руководители организаций общего и дополнительного профессионального образования Разработчики КИМ для государственной итоговой аттестации Руководители и специалистов ОИГВ и органов МСУ, осуществляющих управление в сфере образования Авторы (разработчиков) учебных изданий ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ФГОС Педагоги Разработчики ПООП общего образования Обновленные ФГОС Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Детализируют условия реализации образовательных программ Конкретизированные результаты систематизированы 6 Ключевая педагогическая задача: создание условий инициирующих действие обучающегося Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностного подхода. Личностные результаты (ценности и мотивация) Системнодеятельностный подход Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Предметные результаты Конкретизация и систематизация предметных результатов Формулировки личностных результатов: «ценностное отношение к» «уважительное отношение к» «интерес к» ______________ Формулировки метапредметных результатов: «находить» «выявлять» «устанавливать» «выбирать» ______________ Формулировки предметных результатов: «осознавать» «понимать» «владеть» «использовать» «приобретение опыта» 7 Достижение целей Указа Президента №204 от 7.05.2018 г. по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования hard skills в проектах ФГОС отражены: в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание); в требованиях к личностным результатам (гражданскопатриотическое воспитание, эстетическое воспитание, экологическое воспитание) 8 Достижение целей Указа Президента №204 от 7.05.2018 г. по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования Критическое мышление и Креативность требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией) Коммуникация метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение) soft skills в проектах ФГОС Сотрудничество метапредметные компетенции (совместная деятельность) 9 Достижение целей Указа Президента №204 от 7.05.2018 г. по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования Любознательность и Инициативность требования к личностным результатам (ценность научного познания) Упорство/настойчивость и Приспособляемость требования к метапредметным результатам (универсальные коммуникативные и регулятивные действия) soft skills в проектах ФГОС Лидерство и Социальная осведомленность требования к метапредметным результатам (совместная деятельность) 10 Детализация требований к результатам личностным Действующий ФГОС: Обновленный ФГОС: «Личностные результаты должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; … 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Группы личностных результатов (по направлениям воспитательной работы): 1. Патриотическое воспитание (4) 2. Гражданское воспитание (8) 3. Духовно-нравственное воспитание (3) 4. Эстетическое воспитание (3) 5. Воспитание ценности научного познания (3) 6. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия (5) 7. Трудовое воспитание (5) 8. Экологическое воспитание (5) … Всего = 36 конкретных формулировок личностных результатов 11 Детализация требований к результатам метапредметным Действующий ФГОС: Обновленный ФГОС: «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями Всего = 16 метапредметных результатов 1.1. Базовые логические действия (НОО – 5, ООО – 6) 1.2. Базовые исследовательские действия (НОО – 6, ООО - 4) 1.3. Работа с информацией (НОО – 6, ООО – 5) 2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями 2.1. Общение (НОО – 8, ООО - 6) 2.2. Совместная деятельность (НОО – 4, ООО - 4) 3. Овладение универсальными регулятивными действиями 3.1. Самоорганизация (НОО – 2, ООО - 2) 3.2. Самоконтроль (НОО – 2, ООО - 3) Всего = 33/30 конкретных результатов 12 Детализация требований к результатам предметным (пример: биология) Действующий ФГОС: Обновленный ФГОС: 1) формирование системы научных знаний; 2) формирование первоначальных систематизированных представлений; 3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов; 4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; 5) формирование представлений о значении биологических наук; 6) освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними. характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать живое и неживое; перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте; и т.д., всего 15-20 конкретизированных формулировок привязанных к части (году) изучения предмета 13 Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС Механизмы вариативности в действующем ФГОС Механизмы вариативности в обновленных ФГОС Часть ОП по выбору участников образовательного процесса Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС) Возможность разработки дифференцированных программ Возможность разработки дифференцированных программ. Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8) Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12) 14 Проектная деятельность в обновленных ФГОС Часть программы формирования УУД Основная форма учебной деятельности развивающая УУД Одно из требований к метапредметным результатам Проектная деятельность Оцениваемая форма учебной деятельности Составная часть требований к предметным результатам 15 Особенности требований к ИОС в проектах ФГОС • информационных и учебных ресурсов образовательной организации • учебной документации (программы, учебные планы, результаты промежуточных аттестаций) • через специальные (адаптированные) требования к ресурсам, используемым при обучении детей с ОВЗ Обеспечение доступности Возможность использования Использование в целях • различных носителей информации (как традиционных, так и цифровых) • внешних ресурсов для функционирования ИОС школы (outsourcing) • повышения эффективности и качества реализации образовательных программ • повышение качества управления образовательной организацией 16 Целевая модель внедрения обновленного содержания общего образования 2022 г.: внедрение обновленных образовательных программ в 1-9 классах 40,3 тыс. (100%) ОО Примерные основные образовательные программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ (плановый охват в 2022/23 уч.г. > 1 млн чел.) > 350 тыс. чел. 1С 1С 1С > 500 тыс. чел. > 750 тыс. чел. 0 35% НОО (1-4 кл.) 2021/22 уч.г.: апробация в 4 000 ОО ООО (5-9 кл.) 2022/23 уч.г.: внедрение в 40,3 тыс. ОО Экспертиза, нормативное сопровождение: Федеральное УМО по общему образованию 35% 50% 50% 75% 75% 500 Научнометодическое сопровождение: РАО педагогические университеты научные организации Организационнометодическое сопровождение: ИРО ИПК ЦНППМ 17 Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ Единая схема для программ Примерная рабочая программа основного общего образования. 1. Пояснительная записка, включающая: цели обучения, общая характеристика предмета, место предмета в учебном плане. 2. Планируемые результаты освоения примерной рабочей программы: личностные; метапредметные; предметные (по годам обучения). Личностные и метапредметные результаты раскрываются на основе обновленного ФГОС ООО с учетом специфики предмета. 3. Содержание учебных предметов по годам обучения. 4. Тематическое планирование. Тематические блоки, темы Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся 18 Единое содержание образования Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования Разработка учебников Детализация требований ФГОС в методических документах ТРЕБОВАНИЯ к структуре образовательной программы результатам программы к условиям программы реализации реализации образовательной Для школы Для учителя Примерная программа начального общего образования 14 примерных рабочих программ по предметам начального общего образования Примерная программа основного общего образования 20 примерных рабочих программ по предметам основного общего образования образовательной ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1-4 КЛАССЫ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 5-9 КЛАССЫ ФГОС СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10-11 КЛАССЫ Примерная программа среднего общего образования 20 примерных рабочих программ по предметам среднего общего образования Критерии экспертизы учебников Экспертиза учебников Федеральный перечень учебников Обеспечение всех школьников учебниками из Федерального перечня Разработка контрольно-измерительных материалов для процедур оценки качества и государственной итоговой аттестации + ВНУТРИШКОЛЬНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ СРЕЗЫ ЗНАНИЙ 19 Научно-методическое и технологическое сопровождение ФГОС Единый информационный ресурс edsoo.ru -размещение методических материалов, - конструктор рабочих программ Апробация примерных рабочих программ с сентября 2021 по апрель 2022 г. 20