Рабочая программа по окружающему социальному миру обучающегося 1 класса с УО (ИН) вариант 2

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Администрации
Артинского муниципального округа
МБОУ «Куркинская ООШ»
Принята на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 28.08.2025г.

Утверждено:
приказом директора МБОУ «Куркинская
ООШ» № 133-од от «28» августа 2025г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий и социальный мир»
для обучающегося 1 класса с УО (ИН) (вариант 2)

Составитель:
Легаева Мария Владиславовна,
учитель начальных классов

с. Курки, 2025
60

Планируемые результаты освоения ФАООП УО(вариант2)
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП УО (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных
потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных
программ представляют собой описание возможных результатов образования
данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения АООП могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональноеучастиевпроцессеобщенияисовместнойдеятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты.
Предметная область "Окружающий мир". Учебный предмет "Окружающий и
социальный мир".

60

1) Представления о мире, созданном руками человека.
2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
3) Развитие межличностных и групповых отношений.
4) Накоплениеположительногоопытасотрудничестваиучастиявобщественнойжизни.
5) Представления об обязанностях и правах обучающегося.
6) Представление о стране проживания Россия.
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный
мир"
Пояснительная записка.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир"являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном
мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение
окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими
разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания", "Предметы быта",
"Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком", "Город",
"Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о
родном городе, в котором он проживает, о России, ее культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать
связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он
включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей
снравственнымиценностями(эталонами)иобщепринятыминормамиповедения.Ребен
окучится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его
жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на
улице, дома, в образовательной организации.
Жизньвобществепредполагаетследованиеопределеннымправилам.
Дляформирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима
совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей
(законных представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в
магазине, поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе
"Окружающий социальный мир" является основой формирования представлений,
умений и навыков по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство",
"Труд".Такзнания,полученныеребенкомвходеработыпоразделу"Посуда",
расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где ребенок учится
готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир"
60

заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал). Ребенок выходит в город
(поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги
населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя
согласно общепринятым нормам поведения.
В учебном плане предмет представлен с 1 по 13 год обучения. В рамках
коррекционно- развивающих занятий возможно использование программного
материала данного предмета с обучающимися, которые нуждаются в
дополнительной индивидуальной работе.
Дляреализациипрограммыматериальнотехническоеобеспечениепредметавключает:
натуральныеобъекты,муляжи,макеты,предметныеисюжетныекартинки,пиктограмм
ыс изображением объектов (в образовательной организации, во дворе, в городе),
действий, правил поведения. Кроме
того,
используются
аудио и
видеоматериалы, презентации,
мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах; рабочие тетради с различными
объектами окружающего социального мира для раскрашивания,
вырезания, наклеивания
социальныхпредставлений.Повозможности,используютсятехническиеитранспортн
ые
средства.Необходимымоборудованиемдляиллюстрациисоциальныхявленийявляютс
я:
компьютер,видеопроекторидругоемультимедийноеоборудование.Оборудованное(п
овозможности с подъемником) транспортное средство позволит обучающимся (в
частности, не
передвигающимсясамостоятельнообучающимся)выезжатьвгороддляучастияв
занятияхв
местахобщегодоступагорожаниворганизациях,предоставляющихуслугинаселению.
Содержание учебного предмета "Окружающий социальный мир"
представлено следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты питания",
"Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные человеком",
"Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
Раздел "Квартира ,дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.Узнавание
(различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная
площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия
дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения
лифта. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования
в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не
трогать провода. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном,
почтовым ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений
квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната,
санузел, балкон). Знание функционального назначения помещений квартиры.
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего
домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для
отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей,
место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с

60

мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода,
кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,
электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи,
тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде,
который приносят вредные
насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка,
нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.Узнавание (различение) часов
(механические (наручные, настенные), электронные (наручные, настенные). Знание
строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная)). Узнавание (различение)
аудио, видеотехники и средства связи (телефон, компьютер, планшет, магнитофон,
плеер, видеоплеер). Знание назначения технического устройства (сотовый телефон,
планшет, видеоплеер). Соблюдение последовательностидействий при пользовании
телефоном (плеером, планшетом): включение, использование (связь, игра),
выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот,
квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло,
мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение)
мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих
обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска,
сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления)
мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание
(различение)рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки,
консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
Знакомство
со
способами
обработки
(приготовления)
рыбных
продуктов.Знаниеправилхранениярыбныхпродуктов.Узнавание(различение)мукии
мучных изделий: готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки,
баранки, сухари), требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия
(макароны, вермишель, рожки). Знакомство со способами обработки
(приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных изделий.
Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к употреблению
(консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох), требующих
обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Знакомство со
способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения
круп и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье,
пирожное, конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел"Предметы быта".
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил
техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание
(различение) предметов мебели (стол, стул, диван,шкаф, полка, кресло, кровать,
табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
60

(кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды
(тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник,
половник, нож). Знание назначения предметов посуды. Узнавание (различение)
кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначения кухонного инвентаря.
Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть,ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание(различение)светильников(люстра,бра,настольнаялампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат.
Знание назначения часов (частей часов).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание
назначения помещений образовательной организации. Нахождение помещений
образовательной организации. Знание профессий людей, работающих в
образовательной
организации.
Соотнесение
работника
образовательной
организации с его профессией. Узнавание(различение) участков школьной
территории. Знание назначения участков школьной территории. Знание
(соблюдение) правил поведения на территории образовательной организации.
Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса. Знание
(соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных
принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник,
карандаш,
точилка,
резинка,
фломастер,пенал,ручка,линейка,краски,пластилин,альбомдлярисования.Знаниеназн
ачения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание
положительных качеств человека. Знание способов проявления дружеских
отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел"Предметыиматериалы,изготовленныечеловеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага,
картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание предметов, изготовленных
из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для
бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств дерева (прочность, твердость, плавает
в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание предметов, изготовленных из дерева
(стол, полка, деревянные игрушки, двери). Узнавание (различение) инструментов, с
помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор). Знание свойств
стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из стекла
(ваза, стакан, оконное стекло, очки).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность,
водонепроницаемость).
Узнаваниепредметов,изготовленныхизрезины(резиновыеперчатки,сапоги,игрушки)
.Знание свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание
свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла). Знание
60

свойств пластмассы (легкость, хрупкость). Узнавание предметов, изготовленных из
пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки, фломастеры,
контейнеры).
Раздел"Населенныйпункт".
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы
(проспекты, переулки), площади, здания, парки.Узнавание (различение),
назначение зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал,
морской),
службы
помощи
(банк,
сберкасса,
больница,поликлиника,парикмахерская,почта),магазин(супермаркет,одежда,посуда
,мебель,
цветы,продукты),театр(кукольный,драматический),цирк,жилойдом.Узнавание(разл
ичение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер,
почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей
деятельности людей разных профессий. Знание(соблюдение)правил поведения
вобщественных местах. Узнавание(различение)частей территории улицы (проезжая
часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации
дорожного
движения
(дорожный
знак
("Пешеходный
переход"),
разметка("зебра"),светофор).Знание(соблюдение)правилпереходаулицы.Знание(соб
людение)правил
поведениянаулице.Узнавание(различение)достопримечательностейсвоегогорода(на
пример, Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных
частей наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного
транспорта. Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение)
составных частей воздушного транспортного средства. Узнавание (различение)
водного транспорта. Знание назначения водного транспорта. Узнавание
(различение) составных частей водного транспортного средства. Узнавание
(различение) космического аппарата. Знание назначения космического аппарата.
Узнавание (различение) составных частей космического аппарата. Знание
(называние) профессий людей, работающих в космической отрасли. Соотнесение
деятельности с профессией. Узнавание (различение) общественного транспорта.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь,
полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание
профессий людей, работающих на специальном транспорте. Соотнесение
деятельностис профессией. Знание места посадки и высадки из автобуса.
Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской
Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия
столицы
России.
Знание
(узнавание)
основныхдостопримечательностейстолицы(Кремль,Краснаяплощадь,Третьяковская
Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток,
Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и
обязанностей
гражданина
России.
Знание
(различение)
документов,
60

удостоверяющих
личность
гражданина
России
(паспорт,
свидетельствоорождении).Знаниенекоторыхзначимыхисторическихсобытий
России.Знание выдающихся людей России.
Раздел"Традиции,обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций.
Знание символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных
традиций, принятых в различных религиях.
Предметныерезультатыосвоенияучебногопредмета"Окружающийсоциальный
мир":
1) Представленияомире,созданномруками человека.
- интерескобъектам,созданнымчеловеком;
- представленияодоме,образовательнойорганизации,орасположенныхвнихиря
дом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка), о
транспорте;
- умениесоблюдатьэлементарныеправилабезопасностиповедениявдоме,наули
це,в транспорте, в общественных местах.
2) Представленияобокружающихлюдях:овладениепервоначальнымипредставления
мио социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
- представленияодеятельностиипрофессияхлюдей,окружающихобучающегося
("учитель", "повар", "врач", "водитель");
- представленияосоциальныхроляхлюдей(пассажир,пешеход,покупатель),пра
вилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- опытконструктивноговзаимодействиясвзрослымии сверстниками;
- умениесоблюдатьправилаповедениянаурокахивовнеурочнойдеятельности,
взаимодействоватьсовзрослымиисверстниками,выбираяадекватнуюдистанци
юи формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3) Развитиемежличностныхигрупповыхотношений:
- представленияодружбе,другихобучающихся, сверстниках;
- умениенаходитьдрузейнаосновеличных симпатий;
- умение строить отношения на основе поддержки и
взаимопомощи,
умение сопереживать, сочувствовать,
проявлять внимание;
- умениевзаимодействоватьвгруппевпроцессеучебной,игровой,другихвидахдо
ступной деятельности;
- умениеорганизовыватьсвободноевремясучетомсвоихисовместных интересов;
4) Накоплениеположительногоопытасотрудничестваиучастиявобщественнойжизни:
- представлениеопраздниках,праздничныхмероприятиях,ихсодержании,участиев
них;
- использованиепростейшихэстетическихориентиров(эталонов)овнешнемвиде
напраздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
- умениесоблюдатьтрадициисемейных,школьных,государственныхпраздников.
5) Представленияобобязанностяхиправахобучающегося:
60

- представленияоправенажизнь,наобразование,натруд,нанеприкосновенность
личности и достоинства;
- представленияобобязанностяхобучающегося,сынаилидочери,внукаиливнучк
и, гражданина.
6) ПредставлениеостранепроживанияРоссия:
- представлениеостране,народе,столице,большихгородах,городе(селе),местеп
роживания;
- представлениеогосударственнойсимволике(флаг, герб,гимн);
- представлениеозначимыхисторическихсобытияхивыдающихсялюдяхРоссии.
Учебно-тематическое планирование
1

2

3

4

5

6

7
8

9

Раздел"Квартира,дом,двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом.
Узнавание (различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт). Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать
закрытия и открытия дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во
время движения лифта.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в доме: не
заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать провода.
Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым ящиком,
кодовым замком).
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального
назначения помещений квартиры.
Сообщение своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры).
Узнавание своего домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего
домашнего адреса. Узнавание (различение) частей территории двора (место для
отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей,
место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с
мусором, газон). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея, вентиль,
вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение (вода, кран,
трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,
электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме. Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи,
тараканы), грызунов (крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который
приносят вредные насекомые.
Раздел «Продукты питания».
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе)
по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир,
масло, мороженое) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным
продуктом. Знание правил хранения молочных продуктов.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению (колбаса,
ветчина), требующих обработки (приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина,
птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш). Знакомство со способами обработки
(приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов.
Узнавание (различение)рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые
палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание
60

1

1

1

1

1

1

1
1

1

правил хранения рыбных продуктов.
10

Узнавание (различение) мукии мучных изделий: готовых к
употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны,
вермишель,
рожки).
Знакомство
со
способами
обработки
(приготовления) мучных изделий. Знание правил хранения мучных
изделий. Узнавание (различение) круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий
горох), требующих обработки (приготовления) (греча, рис, пшено,
крупы, бобовые). Знакомство со способами обработки (приготовления)
круп и бобовых. Знание правил хранения круп и бобовых. Узнавание
(различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное, конфета,
шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.

1

Раздел «Предметы быта».
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил
техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван,шкаф, полка, кресло,
кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов
мебели (кухонная, спальная, кабинетная).

1

13

Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка,
ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание
назначения предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного
инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник,
открывалка). Знание назначения кухонного инвентаря.

1

14

Узнавание (различение) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, 1
скатерть,ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание(различение)светильников(люстра,бра,настольнаялампа).

15

Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов (частей часов).

11

12

1

1

Раздел "Школа".
16

Узнавание (различение) помещений образовательной организации.
Знание назначения помещений образовательной организации.
Нахождение помещений образовательной организации.

1

17

Знание профессий людей, работающих в образовательной организации.
Соотнесение работника образовательной организации с его профессией.

1

18

Узнавание(различение) участков школьной территории. Знание
назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил
поведения на территории образовательной организации. Человеку.
Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения зон класса.
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел,

1

19

60

1

ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка,
фломастер,пенал,ручка,линейка,краски,пластилин,альбомдлярисования.З
наниеназначения школьных принадлежностей.Представление о себе как
члене коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по
внешнему виду. Знание положительных качеств человека. Знание
способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать
свой интерес к другому
Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком».
20

Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон), по фактуре (глянцевая, бархатная). Узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание
свойств металла (прочность, твердость - трудно сломать, тонет в воде).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля).
Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвется).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть,
штора, покрывала, постельное белье, обивка мебели). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью
(ножницы, игла). Знание свойств пластмассы (легкость, хрупкость).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры).

1

Раздел "Транспорт".
21

22

23

24

25

26

Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый,
безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Узнавание
(различение) составных частей наземного транспортного средства.
Узнавание (различение) космического аппарата. Знание назначения
космического аппарата.
Узнавание (различение) воздушного транспорта. Знание
назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных
частей воздушного транспортного средства.
Узнавание (различение) водного транспорта. Знание назначения
водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства.
Узнавание (различение) составных частей космического аппарата.
Знание (называние) профессий людей, работающих в космической
отрасли. Соотнесение деятельности с профессией.
Узнавание (различение) общественного транспорта. Знание
(соблюдение) правил поведения в общественном транспорте. Узнавание
(различение) специального транспорта (пожарная машина, скорая
помощь, полицейская машина). Знание назначения специального
транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном
транспорте. Соотнесение деятельностис профессией. Знание места
посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным
транспортом (посадка в автобус, покупка билета).
Раздел "Страна".

1

Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)

1

60

1

27

28
29
30

государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента
Российской Федерации (на фото, видео). Знание государственных
праздников. Знание названия столицы России.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань,
Владивосток, Сочи). Знание достопримечательностей городов России.
Знание прав и обязанностей гражданина России. Знание (различение)
документов, удостоверяющих личность гражданина России (паспорт,
свидетельствоорождении).
Знание некоторых значимыхисторическихсобытий России.
Знание выдающихся людей России.
Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы
(Кремль,Краснаяплощадь,ТретьяковскаяГалерея, Большой театр) на
фото, видео.

1

1
1
1

Раздел"Традиции,обычаи".

31
32
33

Знание традиций и атрибутов праздников. Знание символики и
атрибутов различных религий.
Знание школьных традиций.
Знание нравственных традиций, принятых в различных религиях.

60

1
1
1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Рабочая тетрадь к учебному предмету "Окружающий социальный мир" для обучающихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева Дидактические игры и упражнения в обучении школьников с
отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС 2017.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. http://www.mapryal.org - сеть творческих учителей;
2. https://урок.рф/library/didakticheskij_material_po_predmetu_okruzhayushij_sotc_224851.html
3. https://multiurok.ru/index.php/files/kartochki-dlia-detei-dlia-oznakomleniia-s-prirodny.html

60


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».